Слайд 1РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.
Учитель русского языка и
литературы
Нижнедобринской средней школы
Смирнова Ольга Владимировна
Класс: 6
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
- пробудить интерес к русской поэзии;
понять мысли, чувства, настроения
поэтов Е.А. Баратынского, А.А.Фета,
Я.П. Полонского, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого;
способствовать развитию умения анализировать поэтический текст;
- прививать любовь к родной природе.
Слайд 3Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Слайд 4Каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы?
Иван Шишкин «Дорога во
ржи»
Пейза́ж— жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Слайд 6Яков Петрович Полонский 1819-1898
Слайд 7Полонский Яков Петрович (1819—1898) — поэт, прозаик, журналист, родился в Рязани
в небольшой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, окончил юридический факультет Московского университета. Он рано лишился матери. Служба отца требовала постоянных разъездов, и его воспитывали бабушка и тетка. Будучи гимназистом, Полонский написал приветственные стихи в честь будущего наследника престола Александра II. За эти стихи он получил от наследника престола золотые часы, которые вручил ему Жуковский. Любимые образы Якова Полонского — «степи», «дали», «простор», которые придают всем его стихотворениям (о родине, о любви) широту, раздолье, «простор»
Слайд 8Я.П.Полонский
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К
ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобным сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели.
Слайд 9
Словарная работа:
Горючий (разг.) – несчастный.
Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.
Дебри
– 1. Места, заросшие непроходимым лесом.
Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.
Слайд 10Найдите в стихотворении основные образы.
Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи
оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились.
Назовите средства художественной выразительности в стихотворении
Олицетворение (передача свойств живого существа неживому предмету):тучи «блуждали», «сползали», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели»; эхо «засмеялось»; скала «вздохнула».
Слайд 11Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь.
Пейзаж динамичен
– это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели»
Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее. Позже запишем определения понятия аллитерации в тетрадь.
Слайд 12Давайте определим размер стихотворения
Какую картину рисует поэт?
Какие мысли рождаются у поэта
при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?
Слайд 13 По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь
скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Двусложный размер стиха, хорей.
Слайд 15Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра
теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся сметенная земля.
Слайд 16Поэт рисует картину приближения грозы.
Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две
вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает стремительность действию.
Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».
Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни.
Слайд 17Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения? (гроза)
Найдите и выпишите
слова словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя». Каково же настроение?
Смятенный
Несмелый
Принахмурилось
Исподлобья
Слайд 18Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.
Предполагаемый ответ:
Антитеза (противопоставление): несмело -
смелей
Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится
Эпитеты: сердитый, смелый
Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?
Слайд 19Давайте определим стихотворный размер
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей
прогремело,
Принахмурилась земля.
Двусложный размер стиха, хорей.
Слайд 20Новое понятие, запишем в тетради:
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Чу, за тучей
прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Слайд 21АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
1817-1875
А. К. Толстой родился в Петербурге,
в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург.
Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.
Слайд 22АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и
пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
"Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно -
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!"
Слайд 23 Главная идея произведения –мысль о том, что в летний знойный полдень,
наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.
Слайд 24Олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать
абсолютно живой образ насекомых.
Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречаются повторы: «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…».
Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.
Слайд 25Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик
Родился в селе
Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем. Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет. В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.
Слайд 26Словарная работа:
Гудёт (устар.) – гудит.
Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент
в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.
Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия
Слайд 27В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у
него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.
Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
Слайд 28Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?
А строка «Ель рукавом
мне тропинку завесила. » - явная метафора.
Как вы думаете, что автор этим хотел передать?
На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? К какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?
А каким словом можно заменить это просторечное междометие?
Слайд 29Рассмотрим первую строку 3-ей строфы:
«Сладостен зов мне глашатая медного!».
Какова
полная форма слова «сладостен»?
А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?
Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.
Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»
Слайд 30А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.
«Кажется, издали странника бедного
Нежно
приветствуешь ты.»
К кому или к чему обращается герой в этих строчках?
Как вы понимаете выражение странник бедный:
«бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?
Слайд 31После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая
радует нас зеленью листы и красотой природы.
После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листвы и красотой природы. Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным поэтом.
Слайд 32Евгений Абрамович Баратынский
родился в Тамбовской губернии, и там провёл раннее детство.
Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус. Баратынский много читал, рано стал писать стихи.
В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.
.
Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты. Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе.
Слайд 34
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи
он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Слайд 35Это стихотворение – гимн весне.
Поэт рад ей, это чувствуется по
восклицательным предложениям . Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».
Поэт пытается разобраться, что с его душой:
«С ручьем она ручей / И с птичкой птичка! / С ним журчит, / Летает в небе с ней!»
В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».
Пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летят облака, поет жаворонок, река несет лед.
Слайд 36Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я
выполнял задания…
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Слайд 37Домашнее задание:
Выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе.
СПАСИБО ЗА УРОК !
Слайд 38Информационные ресурсы
Список использованной литературы:
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений
с прил. на электрон. носителе. В 2-х ч./ (В.П.Полухина, В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин); под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Ресурсы интернет:
https://gallerix.ru/album/200-Russian
http://www.art-paysage.ru/article/velikie-hudozhniki-peizazhisty/