Презентация, доклад на тему РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА- пробудить интерес к русской поэзии; понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А. Баратынского, А.А.Фета,Я.П. Полонского, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого; способствовать развитию умения анализировать поэтический текст; - прививать любовь к родной

Слайд 1РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.
Учитель русского языка и

литературы
Нижнедобринской средней школы
Смирнова Ольга Владимировна
Класс: 6
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.Учитель русского языка и литературы Нижнедобринской средней школы Смирнова Ольга

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
- пробудить интерес к русской поэзии;
понять мысли, чувства, настроения

поэтов Е.А. Баратынского, А.А.Фета,
Я.П. Полонского, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого;
способствовать развитию умения анализировать поэтический текст;
- прививать любовь к родной природе.

ЦЕЛИ УРОКА- пробудить интерес к русской поэзии; понять мысли, чувства, настроения поэтов

Слайд 3Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик

-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в

Слайд 4Каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы?
Иван Шишкин «Дорога во

ржи»

Пейза́ж— жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы? Иван Шишкин «Дорога во ржи»Пейза́ж— жанр изобразительного искусства, в котором

Слайд 5Чердаков В.А. Жаркий день

Чердаков В.А. Жаркий день

Слайд 6Яков Петрович Полонский 1819-1898

Яков Петрович Полонский  1819-1898

Слайд 7Полонский Яков Петрович (1819—1898) — поэт, прозаик, журналист, родился в Рязани

в небольшой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, окончил юридический факультет Московского университета. Он рано лишился матери. Служба отца требовала постоянных разъездов, и его воспитывали бабушка и тетка. Будучи гимназистом, Полонский написал приветственные стихи в честь будущего наследника престола Александра II. За эти стихи он получил от наследника престола золотые часы, которые вручил ему Жуковский. Любимые образы Якова Полонского — «степи», «дали», «простор», которые придают всем его стихотворениям (о родине, о любви) широту, раздолье, «простор»
Полонский Яков Петрович (1819—1898) — поэт, прозаик, журналист, родился в Рязани в небольшой дворянской семье. Учился в

Слайд 8Я.П.Полонский
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К

ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобным сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели.
Я.П.ПолонскийПо горам две хмурых тучиЗнойным вечером блуждалиИ на грудь скалы горючейК ночи медленно сползали.Но сошлись – не

Слайд 9  Словарная работа: Горючий (разг.) – несчастный. Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками. Дебри

– 1. Места, заросшие непроходимым лесом. Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.
                 Словарная

Слайд 10Найдите в стихотворении основные образы.
Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи

оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились.

Назовите средства художественной выразительности в стихотворении

Олицетворение (передача свойств живого существа неживому предмету):тучи «блуждали», «сползали», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели»; эхо «засмеялось»; скала «вздохнула».

Найдите в стихотворении основные образы.Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им

Слайд 11Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь. Пейзаж динамичен

– это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели»   Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее. Позже запишем определения понятия аллитерации в тетрадь.
Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь. Пейзаж динамичен – это впечатление создают глаголы

Слайд 12Давайте определим размер стихотворения
Какую картину рисует поэт?
Какие мысли рождаются у поэта

при наблюдении за предгрозовым пейзажем?
Что вы можете сказать об отношении туч между собой?
Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?
Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?







Давайте определим размер стихотворенияКакую картину рисует поэт?Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?Что вы

Слайд 13 По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь

скалы горючей
К ночи медленно сползали.





Двусложный размер стиха, хорей.
По горам две хмурых тучи				Знойным вечером блуждали			И на грудь скалы горючей			К ночи медленно сползали.Двусложный размер

Слайд 15Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра

теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся сметенная земля.
Неохотно и несмелоСолнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь

Слайд 16Поэт рисует картину приближения грозы.
Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две

вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.

Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает стремительность действию.  
Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни.

Поэт рисует картину приближения грозы.Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа

Слайд 17Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения? (гроза)
Найдите и выпишите

слова словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя». Каково же настроение?

Смятенный
Несмелый
Принахмурилось
Исподлобья

Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения? (гроза)Найдите и выпишите слова словосочетания), которые можно объединить в

Слайд 18Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.
Предполагаемый ответ:
Антитеза (противопоставление): несмело -

смелей
Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится
Эпитеты: сердитый, смелый

Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор.Предполагаемый ответ:Антитеза (противопоставление): несмело - смелей Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится

Слайд 19Давайте определим стихотворный размер
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей

прогремело,
Принахмурилась земля.

Двусложный размер стиха, хорей.

Давайте определим стихотворный размерНеохотно и несмелоСолнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.Двусложный размер стиха, хорей.

Слайд 20Новое понятие, запишем в тетради: Аллитерация – повторение согласных звуков.
Чу, за тучей

прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…


И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Новое понятие, запишем в тетради: Аллитерация – повторение согласных звуков.Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.Ветра теплого порывы,

Слайд 21АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875
А. К. Толстой родился в Петербурге,

в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик ( роман «Князь Серебряный»), и как драматург.
Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875   А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство

Слайд 22АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и

пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙГде гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут

Слайд 23 Главная идея произведения –мысль о том, что в летний знойный полдень,

наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.
 Главная идея произведения –мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как

Слайд 24Олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать

абсолютно живой образ насекомых.
Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречаются повторы: «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…».

Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.
Олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых.Сравнение «крылышки точно

Слайд 25Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик
Родился в селе

Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем. Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет. В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.
Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчикРодился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика

Слайд 26Словарная работа:
Гудёт (устар.) – гудит.
Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент

в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.
Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия
Словарная работа:Гудёт (устар.) – гудит.Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся

Слайд 27В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у

него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.  Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие

Слайд 28Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?

А строка «Ель рукавом

мне тропинку завесила. » - явная метафора.

Как вы думаете, что автор этим хотел передать?

На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? К какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?

А каким словом можно заменить это просторечное междометие?


Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила. » - явная

Слайд 29Рассмотрим первую строку 3-ей строфы:
«Сладостен зов мне глашатая медного!».

Какова

полная форма слова «сладостен»?
А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?
Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»?А, как вы

Слайд 30А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.

«Кажется, издали странника бедного
Нежно

приветствуешь ты.»

К кому или к чему обращается герой в этих строчках?  

Как вы понимаете выражение странник бедный:

«бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?



А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.«Кажется, издали странника бедногоНежно приветствуешь ты.»К кому или к чему

Слайд 31После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая

радует нас зеленью листы и красотой природы. 


После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листвы и красотой природы. Сегодня мы познакомимся с еще одним замечательным поэтом.

После осени наступает холодная зима, а после зимы теплая весна, которая радует нас зеленью листы и красотой

Слайд 32Евгений Абрамович  Баратынский 
родился в Тамбовской губернии, и там провёл  раннее детство.

Родители очень заботились о его образовании – в 5 лет он выучился русской грамоте, а в 6 хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправили в Петербург в военное учебное заведение – Пажеский корпус. Баратынский много читал, рано стал писать стихи.
В 18 лет Евгений поступил на военную службу в Петербурге, к этому времени у него уже было написано много стихов.
.

Его стихи стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты. Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Много стихотворений он посвятил русской природе.

Евгений Абрамович  Баратынский родился в Тамбовской губернии, и там провёл  раннее детство. Родители очень заботились о его образовании

Слайд 34

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи

он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!         
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Весна, весна! как воздух чист!Как ясен небосклон!Своей лазурию живойСлепит мне очи он.Весна, весна! как высокоНа крыльях ветерка,Ласкаясь

Слайд 35Это стихотворение – гимн весне.

Поэт рад ей, это чувствуется по

восклицательным предложениям . Он восхищён весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, любуется ручьями, рекой, несущей «на торжествующем хребте поднятый ею лёд».

Поэт пытается разобраться, что с его душой:
«С ручьем она ручей / И с птичкой птичка! /  С ним журчит, / Летает в небе с ней!»

В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн».


Пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летят облака, поет жаворонок, река несет лед. 
Это стихотворение – гимн весне. Поэт рад ей, это чувствуется по восклицательным предложениям . Он восхищён весенним

Слайд 36Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я

выполнял задания…
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Рефлексия.Я начинаю предложение, а вы продолжаете:Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я почувствовал, что… Меня

Слайд 37Домашнее задание:
Выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе.
СПАСИБО ЗА УРОК !

Домашнее задание:Выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе.СПАСИБО ЗА УРОК !

Слайд 38Информационные ресурсы
Список использованной литературы:
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений

с прил. на электрон. носителе. В 2-х ч./ (В.П.Полухина, В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин); под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Ресурсы интернет:
https://gallerix.ru/album/200-Russian
http://www.art-paysage.ru/article/velikie-hudozhniki-peizazhisty/
Информационные ресурсыСписок использованной литературы: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть