Слайд 1«Развитие творческих способностей учащихся на основе использования технологии Педагогических мастерских»
Сборник методических
и дидактических материалов
Рыжкова Л.Н., учитель русского языка и литературы
Слайд 2Содержание
Теоретические, методологические основы технологии Педагогических мастерских
Из опыта практического применения технологии:
Технологические карты
учебных занятий и внеклассных мероприятий:
Мастерская творческого слова (учебное занятие по русскому языку)
О.Генри «Дары волхвов» (учебное занятие по литературе)
Жизнь (внеклассное мероприятие)
Самоанализ учебного занятия, основанного на технологии педагогических мастерских
Оценивание результатов реализации проекта:
Творческие работы учащихся
Результаты развития ОУУН и УУД
Результаты освоения образовательных программ и прохождения итоговой аттестации
Перспективы
Литература
Слайд 3Эпиграф
Кто испытал наслаждение
творчества,
для того уже все другие наслаждения
не существуют.
А.П. Чехов
Слайд 4 Теоретические, методологические основы технологии педагогических мастерских
Актуальность
Технология Педагогических мастерских позволяет решить
ряд актуальнейших проблем современного образования:
1. Проблемы мотивационного характера:
- конструирование эффективной познавательной деятельности ученика;
- плодотворное общение педагога и обучающегося, самих обучающихся на учебном занятии;
- желание и умение расслышать и осмыслить услышанное слово;
- написание текста.
2. Проблемы дидактического характера:
- переход к совместной творческой, созидательной, исследовательской, познавательной деятельности учителя и учащихся;
- раскрытие и развитие своих способностей через погружение в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
3. Проблемы психологического характера:
- преобразование отношения участников образовательного процесса к ошибкам, допускаемым в процессе изучения нового материала при страхе обучающегося к познанию из-за отсутствия развитых универсальных учебных умений к творческой, исследовательской, поисковой деятельности;
- определение места учителя в школьном занятии и связанная с этим смена акцентов во взаимоотношениях учителя и ученика;
- выбор адекватного времени, демократического стиля отношений учителя и ученика, основой которого является разумно направленная учителем свобода ученика, без которой немыслим современный образовательный процесс.
Слайд 5
Технология педагогических мастерских является одной из наиболее распространенных интерактивных образовательных
технологий в условиях перехода на новые стандарты:
«Если «Критическое мышление» нацелено преимущественно на познавательную деятельность, а «Тренинг коммуникативной компетентности» на погружение во взаимодействие, то «Педагогическая мастерская», на наш взгляд, способна интегрировать разнообразные виды деятельности в едином процессе». (В.Г. Орешкин «Тренинг формирования имиджа»).
Слайд 6Актуальность для школы при пенитенциарном учреждении, связанная с низкой мотивацией учения
Негативное
отношение к школе и учителю, уже сформированное.
Перерывы в учении.
Низкий уровень имеющихся знаний, умений и навыков.
«Мнимые ценности» молодежи с девиантным поведением.
Слайд 7 Известный психиатр Виктор Франкл
о способности человека преодолевать невыносимые
внешние обстоятельства с помощью развития воображения, упражнений — интеллектуальных, эмоциональных и нравственных — с привлечением памяти, фантазии
Слайд 8Из истории возникновения технологии
«Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах
ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана во Франции.
Объединение возглавлял Анри Бассис ( известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель) и его жена и соратник Одет Бассис.
Группа разработала технологию « atelie », которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских.
В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других.
Слайд 9Типы творческих мастерских
могут быть разными, но в основном распространены следующие:
мастерские
творческого письма;
— мастерские построения знаний;
— мастерские по самопознанию;
— мастерские отношений и ценностных ориентаций и ряд других.
Слайд 10Принципы построения мастерской
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека
и прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько процесс.
Слайд 11Особенности мастерской
Особая роль принадлежит творческому письму и вообще работе со словом,
которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской
Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию».
Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.
Слайд 12 Алгоритм работы в мастерской
Первый этап
Индуктор — первое задание в
мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
«Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
Слайд 13Алгоритм работы в мастерской
Второй этап
Обращение к новой информации и ее обработка.
Корректировка
творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа.
Социализация.
Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Слайд 14Важно!
Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил
ведения мастерской.
Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, так же как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Слайд 15Обзор некоторых изученных материалов по технологии педагогических мастерских
Слайд 16Из опыта практического применения технологии
Слайд 17Мастерская творческого слова. Технологическая карта. Русский язык. 10 класс. Тема «Лексика»
Слайд 18Мастерская построения знаний. Технологическая карта. Литература. 7 класс. Тема «О. Генри.
Дары волхвов»
Слайд 19Мастерская построения знаний. Технологическая карта. Классный час в старших классах на
тему «Жизнь»
Слайд 20Из опыта практического применения технологии
Слайд 21Вдумаемся в название темы урока …
Что значит – мастерская?
Кого называют мастером?
Кого
называют мастером слова?
Что означает «Мастерская творческого слова»
Какие виды деятельности напрямую связаны с творчеством?
Какие способности человека необходимы для творчества?
Можно ли их развивать? Что для этого нужно?
Мастерская творческого слова
(учебное занятие по русскому языку в 10 классе по теме «Лексика»)
Слайд 22
- Любите ли вы получать подарки? А дарить?
Какой подарок, по-вашему,
является самым ценным?
-Какой подарок вам хотелось бы получить под Новый год или на Рождество?
- Верите ли вы в чудо?
О. Генри «Дары волхвов»
(учебное занятие по литературе в 7 классе)
Слайд 23
«Жизнь»
(классный час для учащихся старших классов)
«Курочка Ряба»
О чем сказка?
Слайд 24Допишите предложения:
Я вижу красоту (в чем?)...
Я желаю счастья (кому?)...
Я могу (что?)...
Слайд 25Из опыта практического применения технологии
Слайд 27Мастерская творческого слова
Прослушивание стихотворных фрагментов
Из услышанных отрывков запишите слова или словосочетания,
которые вам особенно понравились (чем-то близки, запали в душу больше других и т.д.) или произвели впечатление
Слайд 28Мастерская творческого слова
Показ репродукций картин
Слайд 29Мастерская творческого слова
Прослушивание музыкальных фрагментов
Слайд 30«Жизнь» Показ фотографий-1 Ученики рассматривают фотографии с изображением пейзажа, веселых детей
и взрослых, стариков, вызывающие положительные эмоции. Записывают ассоциации, мысли, обсуждают их в группе.
Социализация. Один учащийся от каждой группы вслух читает ассоциативный ряд.
Слайд 31- Прослушайте стихотворения и песню «Живем мы недолго».
- Запишите яркие для
вас образы, слова (индивидуальная работа)
Социализация. Ученики, прослушав стихи и песню, озвучивают свои записи. Можно дополнить свои записи высказываниями одноклассников.
Чтоб мудро жизнь прожить,
Знать надобно немало.
Два вечных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
Жизнь — это пустыня, по ней мы бредем нагишом.
Смертный, полный гордыни, ты просто смешон.
Да, для каждого шага находишь причину, —
Между тем, он давно в небесах предрешен.
Омар Хайям
Жизнь сотворивши, смерть ты создал вслед за тем,
Назначил гибель ты своим созданьям всем.
Ты плохо их слепил? Но кто ж тому виною?
А если хорошо, ломаешь их зачем?
Омар Хайям
Жизнь — это пир, где для одних — веселье и утеха,
А для других — утехи нет, другим уж не до смеха.
Один богатством окружен — что делать с ним не знает,
Другой промаявшись весь день, голодным засыпает,
И так издревле повелось: одним нужна лишь малость,
А у других — желаний нет: им в жизни все досталось.
Абу Нувас
Слайд 32«Жизнь» Показ фотографий-2
Разрыв. - Рассмотрите фотографии, Что вы чувствуете? Запишите свой
ассоциативный ряд. Составьте словосочетания со словом жизнь
Слайд 33ФИО учащегося:__________________ Класс:________
1задание
Волосы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рождество
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Платиновая цепочка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Золотые часы
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дары волхвов
Работа с 1 частью новеллы
-
Вы прослушали 1 – ю часть новеллы « Дары Волхвов».
Сейчас я вам раздам карточки для работы. Вам необходимо написать 2 – 3 предложения на данные темы, чтобы воспроизвести впечатления, мысли, чувства, которые возникли у вас при прочтении 1-й части новеллы.
Слайд 34
2задание
Пользуясь текстом, определите черты характера, которые проявляются у Деллы в
той или иной ситуации, нарисуйте кластер « Делла» /подготовка к Рождеству, продажа волос, возвращение домой/
Слайд 35- А теперь представьте себе, что вы начинающие писатели и должны
закончить новеллу от лица героя или автора.
( Каждая группа получает карточки с вопросами, на которые должны дать ответ в виде связного текста)
Дары волхвов
Работа с 2 частью новеллы
Карточка №1
Ответьте на вопросы в виде связного текста:
1. Что мог почувствовать Джим, увидев, что Делла остригла волосы?
2. Каким могло быть выражение его взгляда, когда он увидел свою жену?
3. Как Дела объяснила бы причину, по которой она остригла волосы?
4. Какой могла быть реакция Джима на это объяснение?
5. Приготовил ли Джим подарок Делле на Рождество, если да, то что это могло быть?
Карточка №2
Ответьте на вопросы в виде связного текста:
1. О чем Делла могла молить Бога в этот момент?
2. Как мог отреагировать Джим, увидев свою жену?
3. Как Делла объяснила бы причину, по которой она остригла волосы?
4. Ожидала ли Делла подарок к Рождеству? Что бы она хотела получить?
5. Подарил ли Делле что-нибудь ее муж?
Карточка №3
Ответьте на вопросы в виде связного текста:
1. С каким настроением Джим возвращался домой?
2. Что он мог ожидать в вечер накануне Рождества?
3. Как мог отреагировать Джим, увидев свою жену?
4. Как бы он воспринял ее объяснение: рассердился, удивился, понял?
5. Приготовил ли Джим подарок Делле на Рождество, если да, то что это могло быть?
Слайд 36Из опыта практического применения технологии
Слайд 37Мастерская творческого
слова «Поиграем» со словами …
Слайд 39Мастерская творческого слова
Работа со словами.
Из всех записанных вами слов выберите
одно, выражающее суть того, о чем вам хотелось бы написать.
Итак, в путь!
Вы уже знаете, о чем писать. У вас есть рифмы.
Можете писать «белые» (нерифмованные) стихи или лирическую прозу.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Слайд 40
1. Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека (Г.Лейбниц)
2.
В браке соединенная пара должна образовывать как бы единую нравственную личность (И.Кант)
3. Любовь – это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Ее не приторгуешь на рынке и не выменяешь на золото (О.Уайльд)
4. Любовь – душа души. (Низами)
5. Любовь – это жизнь... От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее... Любовь – это сердце всего (В.Маяковский)
6. Любовь – как море. Ширь её не знает берегов. Всю кровь и душу ей отдай:
здесь меры нет иной. ( Хафиз )
Вашему вниманию предлагаются афоризмы о любви. Выбрать то, что наиболее верно иллюстрирует и доказывает основную мысль новеллы и написать сочинение – миниатюру или стихотворение, синквейн
Слайд 41«Жизнь»
Творческая работа (эссе)
Прочитайте все свои записи, выберите самое яркое, самое важное
слово. Запишите его посредине. Это тема вашей творческой работы (15—20 минут звучит легкая музыка. Мастерская письма)
Слайд 42Из опыта практического применения технологии
Слайд 43
Мастерская творческого слова
Работы учащихся
Ручей.
Бежит, бежит, торопится
Серебряный ручей.
На вид такой он крошечный,
И вроде бы ничей.
Но что-то в сердце просится
В сверкающих лучах,
И грусть с души уносится,
Уносится печаль.
Слайд 46«СИНКВЕЙН»
Любовь
Истинная, вечная
Воодушевляет, чарует, воскрешает,
Жизнь во всем рождает
Солнце
СТИХОТВОРЕНИЕ « Я любовь»
Я любовь
Согреваю
теплом
Я любовь
Не надо много слов
Я любовь
Свое счастье увидала и весело ему сказала:
Я любовь
И во всем мире светло стало.
Слайд 47Из опыта практического применения технологии
Слайд 48 Мастерская творческого слова
- Как вы понимаете слова А.П. Чехова:
Кто испытал
наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют.
-Оцените свою деятельность на уроке, выбрав одно из предложений и закончив его:
Я доволен своей работой на уроке, потому что _______________________________
Я не вполне доволен своей работой на уроке, потому что _______________________________
Я не доволен своей работой на уроке, потому что _______________________________
Слайд 49
О. Генри «Дары волхвов»
(Промежуточная рефлексия)
Просмотр фрагмента фильма «Дары волхвов» (развязка)
Обмен впечатлениями
и определение того, что помогло угадать – не угадать концовку произведения. / Учащиеся указывают те слова и выражения, которые помогли им : Рождество- обязательно должно быть чудо; нежные объятия; два сокровища и т.д./
Слайд 50«Жизнь»
- Вспомните свои ощущения.
- Как они менялись по ходу мастерской?
- Какие выводы вы сделали?
( Учащиеся высказывают свое мнение)
Слайд 51Диагностика и мониторинг достижений учащихся
Слайд 52
Результаты исследования «Мотивация учения»
Слайд 54Достижение стабильных положительных результатов освоения образовательных программ
Русский язык
Литература
Слайд 55Результаты прохождения государственной итоговой аттестации
Слайд 56Результативность участия учащихся в конкурсах и олимпиадах
Слайд 57
Перспективы
Использование проектной деятельности учащихся в рамках технологии педагогических мастерских: создание
и реализация учащимися проектов собственной творческой деятельности (сборников сочинений, эссе, стихотворений, иллюстраций, анализа текстов и др.)
Слайд 58Литература
Т.Я. Еремина. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. Москва: «Просвещение»,
2013.
И.П. Цибулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. Москва: «Просвещение». 2014.
В.Г. Орешкин. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса. Санкт-Петербург: «Речь», 2008.
Т.И. Павлова. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка. Ростов-на- Дону: «Легион», 2012.
Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. Современный урок. «Ростов-на-Дону», 2007.
О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина и др.Современные педагогические технологии в основной школе в условиях ФГОС. СПб: «Каро», 2013.
И.А. Подругина, О.В. Сафронова. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. Москва: «Просвещение», 2013.
Е.В.Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной среде. Москва: «Просвещение», 2014.
Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова. Компетентностные задания по русскому языку. Ростов-на- Дону: «Легион», 2012.
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: «Просвещение», 2011.
Н.Ф. Ефремова. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе. Москва: «национальное образование», 2013.
Фундаментальное ядро общего образования. Москва: «Просвещение», 2011