Слайд 1
«Работа с текстом как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников на
уроках литературного чтения.
Слайд 2 Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из
факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Слайд 3Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
Опыт народной культуры.
Знание языков общения, используемых
народной культурой.
Опыт межличностного общения.
Опыт восприятия искусства.
Слайд 4Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов
Коммуникативная
способность
Коммуникативное
знание
Коммуникативные
умения
Слайд 5
Коммуникативная способность
- природная одарённость человека в общении с одной стороны и
коммуникативная производительность с другой.
Слайд 6Коммуникативное знание
– знание о том, что такое общение, каковы
её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.
Слайд 7Коммуникативные умения
- владение ими на высоком уровне позволяет эффективно
взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Слайд 8 Причины низкого УУД, в работе с текстом:
на уроках редко создаются
проблемные ситуации;
учебный материал преподносится, как сумма фактов не подвергающаяся критической оценке;
не используются исследовательские методы для доказательства решения выявленной проблемы.
Слайд 9Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
1. Игровые приёмы.
2.
Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения
Слайд 11Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм
выполнения учебных действий.
Конструктивные вопросы.
Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы.
Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Наводящий вопрос.
Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Слайд 12Виды заданий
1 «Рассказ от первого лица»:
- рассказать от лица цапли
о том, как она угощала журавля
- повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».
2. «Комплимент»:
- сказать комплимент литературному герою;
3. «Произведение в заданном ключе»:
- введение в название произведения нового объекта;
Например, «Лиса, журавль и мудрая сова», сочини новую сказку.
4. «Изменение сказочной развязки»:
- придумать другое окончание сказки, рассказа.
Слайд 13Примерные формы групповой и парной работы на уроках литературного чтения.
Прочитайте текст
и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища.
Работа по учебнику с картинками. Восстановите последовательность событий в произведении.
Чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах.
Ответы стихотворений наизусть соседу по парте.
Выразительное чтение.
Обсуждение проблемы по прочитанному произведению.
Слайд 14 Коммуникативные умения
умение раскрывать тему, основную мысль;
находить материал к высказыванию;
систематизировать
материал к высказыванию;
определять авторскую позицию;
высказывать собственное мнение.
Слайд 15Диалог
работа над развитием речевого аппарата;
уточнение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического навыка;
работа
над связной речью;
формирование умений воспринимать высказывания.
Слайд 16Работа над заголовком текста:
соотносить содержание текста с заглавием,
вдумываясь в заглавие, выделить основную мысль всего текста и отдельных частей;
ориентироваться в теме, в её границах и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём выступлении;
подбирать новое заглавие и обосновать свой выбор;
озаглавить неозаглавленный текст.
Слайд 17План текста
вопросный ( Как? Сколько? Почему? );
тезисный ( кратко сформулированная
идея рассказа );
назывной ( план записывается в виде тезисов, но без глаголов );
опорная схема ( состоит из опор, т. е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку );
комбинированный ( сочетает в себе разные виды планов ).
Слайд 18Виды работ с текстом:
восстановить деформированный текст, части текста;
распределить заголовки согласно содержанию
текста;
ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста.
Слайд 19При работе с текстом можно использовать следующие задания:
Найди речевые ошибки и
исправь их.
1. Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождения. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивиться!
2.Исправь ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный ответ напиши рядом на строчке.
Сколько времени? -----------
Вы сходите на следующей остановке? ----------
Кто крайний? -----------
Слайд 20
3.В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.
А. Родились они
в снежном облаке над землёй.
Б. Жили – были снежинки.
В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.
Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.
1. А, Б, В ,Г 3. Б, А, В, Г
2. Б, В, Г, А 4. Б, В, Г, А
4. Формула: П=Т+ И, где П – произведение, Т – тема, И – идея.
Тема – спор солнца с ветром, кто из них сильнее.
Идея – лаской можно добиться большего, чем наказанием.
Слайд 21
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».
Слайд 22Приём «Кластер».
Суть приёма – представление информации в графическом оформлении.
Аленький
цветочек
Купец
Средняя
дочь
Чудище
Младшая
дочь
Старшая дочь
Слайд 23Приём ИНСЕРТ
Интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Слайд 24Приём «Инсерт»
Лев Николаевич родился в 1828 году- почти 200 лет назад.
-
Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений-90 томов! ?
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. V
Тогда ещё было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в «Ясной Поляне» школу, написал учебник для детей и сам учил их. +
Слайд 25Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Слайд 26 Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В.
М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Слайд 27Приём Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее
из пяти строк
Правила написания синквейна:
(первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
(третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
(четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
(пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Слайд 28Приём Синквейн
Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник.
Отец
Смелый, находчивый
Гордился,
испугался, выстрелил
Риск – благородное дело.
Любовь
Слайд 29Источники информации.
Приёмы формирования коммуникативных компетенций Шаркаева И.М. http://www.rae.ru/forum2012/264/1218
Приемы технологии развития критического
мышления учащихся
http://uchitmatematika.ucoz.ru/_tbkp/kritich.doc
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.