Презентация, доклад на тему Работа с текстом как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.

Содержание

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и

Слайд 1 «Работа с текстом как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников на

уроках литературного чтения.
«Работа с текстом как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.

Слайд 2 Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из

факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.


Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Слайд 3Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
Опыт народной культуры.
Знание языков общения, используемых

народной культурой.
Опыт межличностного общения.
Опыт восприятия искусства.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:Опыт народной культуры.Знание языков общения, используемых народной культурой.Опыт межличностного общения.Опыт восприятия искусства.

Слайд 4Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов

Коммуникативная
способность
Коммуникативное
знание
Коммуникативные
умения

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектовКоммуникативная способностьКоммуникативноезнаниеКоммуникативные умения

Слайд 5 Коммуникативная способность

- природная одарённость человека в общении с одной стороны и

коммуникативная производительность с другой.
Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении с одной стороны и коммуникативная производительность с другой.

Слайд 6Коммуникативное знание
– знание о том, что такое общение, каковы

её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.
Коммуникативное знание  – знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К

Слайд 7Коммуникативные умения
- владение ими на высоком уровне позволяет эффективно

взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Коммуникативные умения  - владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных

Слайд 8 Причины низкого УУД, в работе с текстом:
на уроках редко создаются

проблемные ситуации;
учебный материал преподносится, как сумма фактов не подвергающаяся критической оценке;
не используются исследовательские методы для доказательства решения выявленной проблемы.

Причины низкого УУД, в работе с текстом: на уроках редко создаются проблемные ситуации;учебный материал преподносится, как

Слайд 9Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

1. Игровые приёмы.
2.

Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы.2. Задания, направленные на развитие литературных способностей

Слайд 10Типы коммуникативных игр

Типы коммуникативных игр

Слайд 11Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм

выполнения учебных действий.
Конструктивные вопросы.
Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы.
Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Наводящий вопрос.
Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:Тренинговые вопросыУчащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.Конструктивные вопросы.Требуют поиска ответа

Слайд 12Виды заданий
1 «Рассказ от первого лица»:
   - рассказать от лица цапли

о том, как она угощала журавля
 - повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».
2. «Комплимент»:
  - сказать комплимент литературному герою;
3. «Произведение в заданном ключе»:
 - введение в название произведения нового объекта;
Например, «Лиса, журавль и мудрая сова», сочини новую сказку.
4. «Изменение сказочной развязки»:
 - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Виды заданий1 «Рассказ от первого лица»:   - рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

Слайд 13Примерные формы групповой и парной работы на уроках литературного чтения.
Прочитайте текст

и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища. Работа по учебнику с картинками. Восстановите последовательность событий в произведении. Чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах. Ответы стихотворений наизусть соседу по парте. Выразительное чтение. Обсуждение проблемы по прочитанному произведению.
Примерные формы групповой и парной работы на уроках литературного чтения. Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему.

Слайд 14 Коммуникативные умения
умение раскрывать тему, основную мысль;
находить материал к высказыванию;
систематизировать

материал к высказыванию;
определять авторскую позицию;
высказывать собственное мнение.

Коммуникативные умения умение раскрывать тему, основную мысль;находить материал к высказыванию;систематизировать материал к высказыванию;определять авторскую позицию;высказывать собственное

Слайд 15Диалог
работа над развитием речевого аппарата;
уточнение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического навыка;
работа

над связной речью;
формирование умений воспринимать высказывания.

Диалогработа над развитием речевого аппарата;уточнение и обогащение словарного запаса;формирование грамматического навыка;работа над связной речью;формирование умений воспринимать высказывания.

Слайд 16Работа над заголовком текста:
соотносить содержание текста с заглавием,

вдумываясь в заглавие, выделить основную мысль всего текста и отдельных частей;
ориентироваться в теме, в её границах и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём выступлении;
подбирать новое заглавие и обосновать свой выбор;
озаглавить неозаглавленный текст.

Работа над заголовком текста:    соотносить содержание текста с заглавием, вдумываясь в заглавие, выделить основную

Слайд 17План текста
вопросный ( Как? Сколько? Почему? );
тезисный ( кратко сформулированная

идея рассказа );
назывной ( план записывается в виде тезисов, но без глаголов );
опорная схема ( состоит из опор, т. е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку );
комбинированный ( сочетает в себе разные виды планов ).

План текста вопросный ( Как? Сколько? Почему? );тезисный ( кратко сформулированная идея рассказа );назывной ( план записывается

Слайд 18Виды работ с текстом:
восстановить деформированный текст, части текста;
распределить заголовки согласно содержанию

текста;
ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста.

Виды работ с текстом:восстановить деформированный текст, части текста;распределить заголовки согласно содержанию текста;ответить на вопросы, охватывающие не всё

Слайд 19При работе с текстом можно использовать следующие задания:
Найди речевые ошибки и

исправь их.
1. Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождения. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивиться!
2.Исправь ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный ответ напиши рядом на строчке.
Сколько времени? -----------
Вы сходите на следующей остановке? ----------
Кто крайний? -----------

При работе с текстом можно использовать следующие задания: Найди речевые ошибки и исправь их.1. Утром моя сестра

Слайд 20
3.В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.
А. Родились они

в снежном облаке над землёй.
Б. Жили – были снежинки.
В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.
Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.
1. А, Б, В ,Г                     3. Б, А, В, Г
2. Б, В, Г, А                     4. Б, В, Г, А
4. Формула: П=Т+ И, где П – произведение, Т – тема, И – идея.
Тема – спор солнца с ветром, кто из них сильнее.
Идея – лаской можно добиться большего, чем наказанием.

3.В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.А. Родились они в снежном облаке над землёй.Б. Жили

Слайд 21 Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».

Приём «Знаю, хочу узнать, узнал».

Слайд 22Приём «Кластер».
Суть приёма – представление информации в графическом оформлении.

   
 
 
 
 
 
 

Аленький

цветочек

Купец

Средняя
дочь

Чудище

Младшая
дочь

Старшая дочь

Приём «Кластер». Суть приёма – представление информации в графическом оформлении.         Аленький цветочекКупецСредняядочьЧудищеМладшаядочьСтаршая дочь

Слайд 23Приём ИНСЕРТ Интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Приём ИНСЕРТ  Интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Слайд 24Приём «Инсерт»
Лев Николаевич родился в 1828 году- почти 200 лет назад.

-
Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений-90 томов! ?
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. V
Тогда ещё было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в «Ясной Поляне» школу, написал учебник для детей и сам учил их. +


Приём «Инсерт»Лев Николаевич родился в 1828 году- почти 200 лет назад. -Он прожил 82 года и всю

Слайд 25Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Слайд 26 Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В.

М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Слайд 27Приём  Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее

из пяти строк

Правила написания синквейна:
(первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
(вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
(третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
(четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
(пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Приём  Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк   Правила

Слайд 28Приём  Синквейн
Акула Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У акулы острые зубы. Хищник.
 
Отец
Смелый, находчивый
Гордился,

испугался, выстрелил
Риск – благородное дело.
Любовь

Приём  СинквейнАкула Огромная, кровожадная.  Плавает, нападает, поедает. У акулы острые зубы. Хищник.  ОтецСмелый, находчивыйГордился, испугался, выстрелилРиск

Слайд 29Источники информации.
Приёмы формирования коммуникативных компетенций Шаркаева И.М. http://www.rae.ru/forum2012/264/1218
Приемы технологии развития критического

мышления учащихся
http://uchitmatematika.ucoz.ru/_tbkp/kritich.doc
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.
 

Источники информации.Приёмы формирования коммуникативных компетенций Шаркаева И.М. http://www.rae.ru/forum2012/264/1218Приемы технологии развития критического мышления учащихсяhttp://uchitmatematika.ucoz.ru/_tbkp/kritich.docФормирование коммуникативной компетенции учащихся начальной

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть