Слайд 1Русский символизм
в литературе и культуре начала ХХ века
Слайд 2Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак, символ) как
художественное направление сформировался во Франции в конце 1860 - начале 1870-х гг. XIX века. Эстетика и философия символизма воплотилась вначале в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном.
Слайд 3Основы эстетики символизма заложили А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К.
Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др.
Символизм получил широкое распространение во многих странах Западной Европы (Бельгии, Германии, Норвегии).
В русской культуре философия и эстетика символизма оформились в творчестве А.Белого, Вяч. Иванова, Эллиса, А.Блока, С.Соловьева.
Слайд 4А. Блок
А. Белый
Вяч. Иванов
Русские символисты
С.Соловьев
Лев Эллис
Слайд 5Русский символизм — явление уникальное и неповторимое по своей культурологической и
мировоззренческой природе. С одной стороны, он развивался как художественное направление, с другой — как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни. Особенно сложным переплетение этих линий было у Вяч. Иванова и Андрея Белого с явным преобладанием второй линии. Именно здесь русский символизм наиболее ярко проявил уникальность своего лика.
Слайд 6Поэты объединились в «Академию стиха», собираясь в «Башне» Вяч.Иванова.
"Ивановские среды"
отличались органическим сочетанием атмосферы ученого диспута с богемно-артистическими развлечениями и занятиями оккультными практиками. Они оказали огромное влияние на художественную и литературную жизнь.
Слайд 7Символизм становится не только литературно-философским течением, но важным фактором русской культурно-духовной
жизни с организационными центрами в издательстве «Скорпион», «Гриф» и «Мусагет», а также в журналах «Весы», «Золотое руно», «Перевал», частично «Мир искусств».
Слайд 8
. Специфическое восприятие эпохи реализовалось в виде особых знамений символов —
природных и бытовых (зори, закаты, рассветы, пожары), исторических (скифы, монголы), библейских и культовых, — в сознании символистов равно восходящих к общему движению мировых судеб.
Слайд 9Владимир Сергеевич Соловьев
оказал огромное влияние на символистов. Его учение
о Вечной
Женственности
о Великом синтезе,
о Всеединстве,
о теургическом искусстве
- основа эстетики и философии Серебряного века.
Слайд 10 Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск,
только тени
От незримого очами.
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Вл.Соловьев
Слайд 11Красота
Творчество
Религия
Недоопределен-ность образа
Эстетизм формы и содержания
Новизна выразительных средств
Жизнетворчество
Музыкальность
Синтетизм художественного
сознания
Многозначность символа
Слайд 12Главным теоретическим открытием символизма было утверждение символического характера любого подлинного искусства.
В
основе философии и эстетики символизма — учение Платона о двоемирии, которое Платон передал в притче о современном человеке, который сидит в темной пещере спиной к выходу и по теням на стенах пытается определить, что происходит снаружи. Материальный мир представляется в учении Платона лишь слабыми отражением истинного мира — мира идей, идеального мира.
Слайд 13Эcтeтикa cимвoлизмa oбpaщaeтcя к cфepe дyxa, «внyтpeннeгo видeния». В основе символистской
концепции лежит постулат о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир явлений лишь смутно отражает. Иcкyccтвo paccмaтpивaeтcя кaк cpeдcтвo дyxoвнoгo пoзнaния и пpeoбpaжeния миpa. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта — вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей.
Слайд 14Под символом символисты понимают некий полисемантичный феномен, посредствующий между материальным, чувственно-воспринимаемым
миром и миром духовным, ноэтическим. Согласно Вяч. Иванову, символы - это не изобретения людей, но некие знамения, подобно лучу истекающие из божественного лона, то есть имеющие божественное происхождение и означающие нечто, принадлежащее божественной действительности.
Слайд 15"Всякий истинный символ есть некое воплощение живой божественной истины," – утверждал
Вяч. Иванов.
Каждое реальное земное явление есть намек, отражение, соответствие, знак, символ иной, Небесной реальности, Гармонии и Красоты. «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире», — писал Эллис. Мир представлялся символисту, «в виде строгой системы символов, иерархически подчиненной системе чистых идей, управляемых космическими законами».
Слайд 16
Символ — обнаружение и видимое воплощение «вечной сущности... Вся Вселенная —
бесконечный трактат, каждый предмет ее — особая буква, совокупность всех вещей — обнаружение Божества».
Символизм тесно связан с метафизикой, мистикой, оккультизмом, теологией и теософией.
Слайд 17Символисты понимают художественное слово как инструмент магического воздействия на физический мир.
Слово-символ — могучее средство преображения человека и преобразования всего сущего.
Мысль о том, что «последние цели искусства совпадают с последними целями человечества», что миссия художника состоит в первую очередь в пересоздании действительности, особенно привлекли русских художников.
Слайд 18Вяч.Иванов провозглашал, что поэзия по своей природе — искусство «не созерцательное,
а действенное и, в конечном счете, не иконотворчество, а жизнетворчество».
Н.Бердяев писал в «Русской идее»: «Поистине необыкновенна была восприимчивость и чувствительность русской интеллигенции. Русская мысль всегда будет занята преображением действительности. Познание будет связано с изменением. Русские в своем творческом порыве ищут совершенной жизни, а не только совершенных произведений».
Слайд 19Особенно близким стало для символистов учение В.Соловьева о теургии. В герметических
и оккультных учениях этот термин означает «действие Бога в мире», но в понимании символистов это была скорее мысль о действии НА Бога, то есть о некоем магическом овладении высшими силами в целях «пересоздания» мира и человека. Поэт-теург — соработник Бога на земле, который не просто воплощает, но и корректирует Его замысел.
Слайд 20Моделью для поэта-теурга, поэта-пророка должно стать слово Христа, апостолов, пророков. А.Белый
в статьях «О теургии», «Священные цвета» утверждал, что «в молитве вершины искусства соединены с мистикой». Соединение же мистики с искусством и есть теургия. Художник как творец есть теург, то есть создатель нового мира, который и должен стать в замысле адекватным миру Божьему. Ибо, как отмечал философ Г.П.Федоров, «постижение мира и природы для русских символистов есть богопознание и преображение».
Слайд 21Система символизма представлялась А.Белому в виде мировоззренческой пирамиды, гранями которой должны
служить наука и религия, поэзия и естествознание, философия искусства, познание и творчество. В вершине пирамиды сойдутся монизмы: материализм, идеализм, рационализм, позитивизм, мистицизм, при этом модуляцией послужит история философии и культуры.
Слайд 22Подхватив учение Вл.Соловьева о теургическом искусстве будущего, символисты призывали к новому
религиозному мифотворчеству, к возрождению мистериального, хорового, всеобъединяющего начала. Именно религия представлялась им сферой создания высших и универсальных ценностей, отвечающих коренным запросам человеческого бытия.
«Отказываясь от религиозного смысла искусства, мы лишаем его всякого смысла», — утверждал А.Белый.
Слайд 23Обращение искусства к религии является, по убеждению деятелей культуры начала века,
лишь органичным возвращением к истокам.
«Культура и цивилизация — не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее — сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной» (Н.Бердяев).
Слайд 24«Культура — символична по самой своей природе. Символизм свой она получила
от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки» (Н.Бердяев).
Слайд 25На многие годы опережая художественную практику Серебряного века, Вл.Соловьев писал о
«Великом Синтезе», к которому идет человечество, как об осуществлении положительного Всеединства, как о «тройственном акте веры, воображения и творчества»
Слайд 26Говоря о «новом синтезе», Вяч.Иванов подчеркивал, что это «именно религиозный синтез».
Символисты стали самыми яркими провозвест-никами «синтетических стремлений» в новом искусстве, стремясь к созданию некоей мистерии, в которой слились бы воедино искусство, философия, наука и религия, а так же все виды искусств: музыкальное, живописное, словесное.
Слайд 27Благовещенский собор
1484-1489
И на этом пути возвращение к религиозным, сакральным истокам было
неизбежно, ведь, как говорил П.Флоренский, именно Богослужение является прообразом синтеза всех искусств: архитектуры (храм), живописи (иконы и роспись храма), слова (молитва и проповедь), музыки (песнопения, орган, колокольный звон),
Слайд 28прикладного (одежды священнослужителей, убранство храма, чаши, потиры, кресты, оклады икон), а
свет свечей и благовония дополняют это синкретическое действо.
Слайд 29Киевская София.
XI-XVII века
Апсиды
Слайд 31Крестовоздвиженская церковь в Иркутске
Слайд 32Церковь Казанской Божьей Матери в Иркутске
Слайд 33Самым ярким выразителем синтетических стремлений символистов Н.Бердяев называет «революционный гений» композитора
А.Скрябина: «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв, разрушающий старый мир и созидающий мир новый».
Слайд 34«Поэма экстаза», написанная для большого симфонического оркестра с участием пяти труб
органа и колоколов, сопровождается развернутым стихотворным текстом, который структурно ритмизован рефреном: "Дух играющий, дух желающий, дух, мечтою все создающий...». Текст имеет направленную, "крещендирующую" драматургию, манифистируемую заключительными строками Поэмы: "И огласилась вселенная радостным криком "Я есмь!".
Слайд 35Чувственным воплощением экстаза Скрябин, как и Бальмонт, считал свет, лучезарность. В
«Поэме экстаза» образы солнца, огня, «пожара всеобщего», связанные с музыкальной темой самоутверждения, весьма значимы, фигурируют они и в поэтической программе произведения:
Я миг, излучающий вечность,
Я утверждение,
Я экстаз.
Пожаром всеобщим
Объята вселенная.
И чувствует он
Силы Божественной,
Воли свободной
Прилив бесконечный.
Он весь дерзновенье.
Слайд 36Скрябин мечтал о глобальном синтезе – слиянии на религиозно-философской основе музыки,
поэзии, пластических искусств, «ароматов», «прикосновений» и т.д. Он первым использовал световые эффекты.
К.Бальмонт в своем эссе «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина» развивает тезис о том, что в природе все вообще тяготеет к синтетическому слиянию: «мир исполнен соучастий. Природа — нерасторжимое всеединство. Звездные дороги Вселенной слагают одну поэму.
Слайд 38Н.А.Бердяев: «Музыкальная гениальность Скрябина так велика, что в музыке ему удалось
адекватно выразить свое новое, катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за пределы. Он хотел сотворить мистерию, в которой синтезировались бы все искусства. Мистерию он мыслил эсхатологически. Она должна быть концом этого мира» и началом нового, охваченного всемирным действом всего человечества, его духовным единением и преображением.
Слайд 39Музыка была признана символистами зачинательницей и руководительницей всякого будущего синтетического действа
и художества.
Музыка — это основа мира, «Душа мира», «боговдохновенное искусство», сообщающее эту боговдохновенность всем видам искусства. Музыка и есть первооснова искусства.
Словесный текст должен быть музыкально ориентирован, ибо музыка — искусство эмоционально отчетливых и ярких, но иррациональных ассоциаций.
Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом.
Слайд 40Словесный текст должен быть музыкально ориентирован, ибо музыка — искусство эмоционально
отчетливых и ярких, но иррациональных ассоциаций.
Отсюда получила начало теория и практика инструментализации поэтической речи. Предел и идеал лирики — музыка, и поэтому техника стиха должна стать особого рода контрапунктом — когда смысл раскрывается вследствие полифонического взаимодействия букв, звуков, ритмики, рифмы, то есть всех компонентов стиха.
Слайд 41 Уже первые произведения А.Белого, его четыре «Симфонии» (1900-1908), поражали
смелостью эксперимента — попыткой соединения приемов поэзии, прозы, изобразительного искусства, пантомимы и кино на основе музыки. Усилия поэта-теурга были направлены на поиски некой универсальной формы, в которой могло бы выразить себя новое синкретическое искусство, способное творчески преобразить мир.
Слайд 42Александр Блок был убежден, что поэт «приводит в гармонию слова и
звуки, потому что он сын гармонии...» . Но поэт не просто приводит в гармонию звуки, он вносит «эту гармонию во внешний мир».
Слайд 43Как утверждал поэт, «вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир
растет в упругих ритмах... Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм».
Ближний, реальный, эмпирический мир — феноменальный; дальний, идеальный, «мир иной» — ноуменальный; связь между ними осуществляется посредством музыки. Эту музыку слышал и слушал поэт, этой музыкой звучат его стихи, мелодическое начало в которых было настолько сильно, что многие воспринимали поэзию Блока как «инерцию звуков».
Слайд 44Поэтику символизма определяет утверждение двоемирия, когда сквозь поэтическое произведение, посвященное близкому,
просвечивает далекое.
Ужасен холод вечеров,
Их ветер, бьющийся в тревоге,
Несуществующих шагов
Тревожный шорох на дороге.
Холодная черта зари -
Как память близкого недуга
И верный знак, что мы внутри
Неразмыкаемого круга.
Слайд 45Стихи Блока поражают утонченностью и мастерством музыкальной инструментовки, они полны «упоения
звуками».
Что только звенящая снится
И душу палящая тень...
Что сердце — летящая птица...
Что в сердце — щемящая лень.
Иногда эти звуковые узоры чрезвычайно изысканны:
Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.
Слайд 46«Каждое его стихотворение было полно этими многократными эхами, перекличками внутренних звуков,
внутренних рифм, полурифм и рифмоидов. Каждый звук будил в его уме множество родственных отзвуков, которые словно жаждали возможно дольше остаться в стихе, то замирая, то возникая опять. Это опьянение звуками было главное условие его творчества. Его мышление было чисто звуковое, иначе он и не мог бы творить» (К.Чуковский).
И напев заглушенный и юный
В затаенной затронет тиши
Усыпленные жизнию струны
Напряженной, как арфа, души.
Слайд 47Синтетические стремления были свойственны всем художникам Серебряного века. Так, уже первые
произведения А.Белого, его четыре «Симфонии» (1900-1908), поражали смелостью эксперимента — попыткой соединения приемов поэзии, прозы, изобразительного искусства, пантомимы и кино на основе музыки.
Слайд 48Усилия поэта-теурга были направлены на поиски некой универсальной формы, в которой
могло бы выразить себя новое синкретическое искусство, способное творчески преобразить мир.
Медитативные рисунки
А.Белого
Слайд 49
О театральном синтезе искусств мечтали выдающиеся режиссеры-реформаторы Серебряного века В.Мейерхольд и
А.Таиров. В лучших своих постановках они осуществляли его в пространстве драматической сцены.
Слайд 50Синтетическое единство («малый синтез») вершилось и в музыкальном театре, и в
новом «мирискусническом» балете, прославлявшем русскую культуру. Комментируя грандиозный успех в Париже оперно-балетной постановки «Золотого петушка» Н.Римского-Корсакова, А.Бенуа писал: «Кто знает, может быть, то соединение искусств, о котором мечтал Вагнер, теперь, наконец, осуществлено нами».
Слайд 51Синтетическими устремлениями пронизано творчество Миколаюса Константиноса Чюрлениса (1875-1911), великого литовского художника,
самыми тесными узами связанного с поисками русского символизма.
Слайд 52
Первый шаг к светомузыке "со стороны музыки", сделал А.Скрябин, а "со
стороны живописи" – М.К.Чюрленис. Причем зарождение и реализация замысла "световой симфонии" (у Скрябина) и "музыкальной живописи" (у Чюрлениса) произошло практически "синхронно" - в первом десятилетии ХХ века.
Слайд 53Этой подписью отмечены поистине небывалые, дышащие вечностью и музыкой полотна.
Идея
«синтеза искусств» нашла в Чюрленисе едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью".
Слайд 54Чюрленис был одинаково талантлив и в музыке, и в живописи. Оставленное
им небольшое по объему словесное наследие - лирические записи в дневнике, написанная в "квазисонатной форме" стихотворная поэма "Осень", стихотворения, несколько эссе и переписка - доказывает, что он мог бы стать и литератором, подобно тому как стал музыкантом и художником.
Слайд 55"Какая-то поразительная гармония, которой ничто не может замутить. Все существует как
прекрасное сочетание красок, как звучание дивного аккорда", - МКЧ
И башни,
Причудливые башни
воображения
и напряженья,
рвущегося напролом,
как душа гения,
жаждущая движенья
ввысь устремленная,
к птице, что бьет крылом
Слайд 56 Я, как Бог, един в трех лицах.
Я свеча. Горю, копчу.
Мотылек.
По воле Рока
В той свече сгореть лечу.
И сторонний наблюдатель.
Знаю все наверняка,
Но стремлюсь душою - крыльями
В злое пламя языка...
Не из этого ли стихотворения вышла таинственная и великолепная картина
«ИСТИНА»?
Слайд 57На первый взгляд, на картине изображен человек со свечой, в огне
которой сгорают мотыльки. Бездны, скрывающиеся в картине, открываются только духовному зрению.
Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица.
Слайд 58Эта картина - одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса. Картина
передает спокойное, неподвижное величие разлегшегося поверх уснувших вод острова, который так похож на притаившееся хвостатое существо. Два глаза - рыбацкие костры у воды? - взирают куда-то в пространство, завораживают, притягивают взгляд....
Слайд 60Дружба. 1906
Она летит в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором
из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту... Чюрленис назвал свою аллегорию многозначительно "Дружба".
Слайд 61Жертвенник
Мы - аргонавты,
немало испытано зла - как нам не
жаждать добра?
МКЧ
Слайд 62Происхождение архитектурных форм Чюрлениса можно в равной степени соотнести и с
Востоком, и с различными древними цивилизациями - от Мессопотамии и Египта до Центральной Америки (майя, инки, ацтеки).
Но в сознании художника выстраивалась и его собственная, ни на что непохожая архитектура, как будто он видел перед собой некую давно исчезнувшую Атлантиду и стремился вновь и вновь ее воссоздавать.
Слайд 64Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному
ритму. Он создает живописные сонаты, приравнивая каждую картину цикла к составной части этой музыкальной формы, называя картины "Аллегро", "Анданте", "Скерцо", "Финал"... Поэт Э. Межелайтис услышал в синем цвете - тихий звук, пиано; в зеленом - громкое форте.
Суть не только в том, что Чюрленис выступил проповедником синтеза искусств, он путешествует "по далеким горизонтам взращенного в себе мира...".
Слайд 66Соната весны. Анданте.
Квартет си-бемоль.
Анданте
Слайд 69Помнишь ли ты море, черный закат?
...Слышишь, как шумят волны?
И играют, и
поют. Помнишь?
А большие волны помнишь?..
Помнишь, какой шар света ты принесла
мне тогда, когда я еще не знал тебя?
Говори со мной, говори много, часто,
как говорила еще до нашей встречи.
И всегда держи в своих ладонях
этот великий огонь...
МКЧ
Слайд 73Соната звезд. Аллегро. 1908
Кавртет си-бемоль.
Аллегро
Слайд 75
Наверное, во всем его творчестве нет более светлой и, на первый
взгляд, радостной картины, чем “Рай”. Кажется, во всем она противоположна “Истине”. Там - ночь и замкнутое пространство, здесь - день и открытые взгляду дали; там - глухость и мрачность колорита, здесь - свет и богатая цветовая гамма;
там размытость фигур и отсутствие деталей, здесь - четкость контуров и детализация вплоть до лепестков ромашки и листиков травы.