Слайд 1 МОУ Ручевская СОШ
Школьная конференция «Проектная
деятельность»
Проект по
теме «Военная лексика в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Выполнила: Ульнырова Кира,5 класс
Слайд 2«Ничто не устоит против русского оружия — мы сильны и уверены в себе».
А. В. Суворов
«Бой Бородинский — бой, небывалый на лице земли со времени изобретения пороха»
Участник сражения Сергей Глинка
Слайд 3Введение
Прочитав стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», мне стало интересно то, что, читая его,
ты оказываешься в центре сражения. Описание настоящего боя, участники, оружие-всё это вызывает восклицание, обращённое к героическому прошлому и несущее утверждающее начало: «Ведь были ж схватки боевые, / Да, говорят, ещё какие! / Недаром помнит вся Россия / Про день Бородина». И я решила изучить значение слов(военной тематики),использованных автором в стихотворении. Ведь многие военные термины уже не встречаются в современной армии.
Слайд 4Объект и предмет исследования:
Объектом моего исследования является военная терминология как раздел лексикологии
Предметом исследования
является стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Слайд 5Актуальность проектной работы определена тем, что художественные тексты, описывающие сцены боя,
не всегда понятны современному читателю.
Данная работа посвящена выявлению и описанию лексики, входящий в поле военной терминологии и ее понимание современными школьниками.
Слайд 6Гипотеза исследования:
Если я изучу военную лексику стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»,то легче справлюсь
с анализом произведения.
Слайд 7Цели и задачи проекта
Цель: исследовать лексику военной сферы в произведении М.Ю.
Лермонтова «Бородино»
Задачи:
Дать определение понятия «военная лексика» и в соответствии с этим отобрать слова, необходимые для анализа;
Найти и описать эти понятия.
Определить степень понимания современными школьниками военных терминов.
Слайд 8Теоретическая значимость: Систематизация и анализ военной терминологии;
Практическая значимость: Практическая часть работы заключается в
степени понимания современными школьниками военных терминов;
Методы исследования: Сбор информации, опрос (анкетирование), анализ, наглядное представление информации в виде таблиц, подготовка презентации в программе PowerPoint, Интернет-технологии (Интернет-сети).
Слайд 9Результат исследования
Чтобы разобраться в военной терминологии, я решила начать работу с
анализа различных источников, затем провела опрос учащихся 5,6,7,8,9,10,11классов МОУ Ручевской средней общеобразовательной школы
Результаты моих исследований представлены в работе.
Слайд 10Результат исследования
Я провела опрос учащихся с 5 класса по 11 класс
нашей школы, на знание толкования слов: «лафет», «картечь», «кивер», «строй», «басурман», «штык», «богатырь», использованных М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино». Мною опрошено 29 учащихся.
Слайд 11Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» было написано в начале 1837 года.
Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновской армии.
Слайд 12Старый артиллерист выступает от имени всей русской армии. Для изображения боя
используется очень много наименований военной жизни и военного быта. Я выбрала из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» слова, относящиеся по значению к военной лексике.
Слайд 13Продукт проектной работы представлен в форме словаря
Слайд 14«Но тих был наш бивак открытый :
Кто кивер чистил весь избитый
, кто штык точил , ворча сердито,
Кусая длинный ус.»
Бивак-это привал, расположение войск в не населённого пункта
Слайд 15«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…»
Бой- это битое стекло ,
щебень или
вооружённое столкновение сражение
Слайд 16 «Звучал булат , картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать
мешала
Гора кровавых тел.»
Булат-это старинная узорчатая твёрдая сталь для клинков.
Ядро – самый простой и в то же время самый распространенный снаряд. Представляет собой сплошной чугунный шар, наносящий вред ударом.
Картечь-начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд
Слайд 17ЗАРЯД-ЭТО ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО
«Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я
друга!»
Слайд 18Кивер-это высокий жестокий военный головной убор
«…Кто кивер чистил весь избитый…»
Слайд 19 «Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как
ликовал француз.»
Лафет-
это специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором. Лафеты бывают: подвижные (у полевых орудий — на колёсном и гусеничном ходу).
Слайд 20Мундир-это военная или форменная одежда
«Что ж мы ? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Слайд 21«…ЗАБИЛ ЗАРЯД Я В ПУШКУ ТУГО
И ДУМАЛ : УГОЩУ
Я ДРУГА!»
Пушка или орудие-
это тип артиллерийского орудия
Слайд 22«И ВОТ НАШЛИ БОЛЬШОЕ ПОЛЕ:
ЕСТЬ РАЗГУЛЯТЬСЯ ГДЕ НА ВОЛЕ!
ПОСТРОИЛИ
РЕДУТ…»
Редут- В старых армиях :сомкнутое прямоугольное , многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером
Слайд 23«Уланы с пёстрыми значками ,
Драгуны с конскими хвостами ,
Все промелькнули перед
нами ,
Все побывали тут.»
Уланы- это вид новоевропейской лёгковооружённой кавалерии с пиками
Драгунами называли кавалеристов, обученных действовать как в конном, так и в пешем строю.
Слайд 24«…Кто штык точил, ворча сердито , кусая длинный ус.»
Штык - колющее
оружие , прикрепляемое на конец ствола винтовки , ружья
Слайд 25Итог работы
Моя работа зародила интерес у одноклассников к изучению исторических произведений.
Многие ребята стали находить и выписывать из текстов слова военной тематики и узнавать их толкование.