Слайд 1Проблема любви в драме Островского «Гроза»
Работу выполнил:
Ушаков А.А
обучающийся 2 курса
Группа СА-15
Слайд 2Актуальность данной работы
Образ Екатерины и по сей день актуален. Тема
самоубийств и любви волновала и будет волновать людей во все времена, она касается чувств, а, следовательно, и каждого из нас.
Проблематика любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.
Слайд 3Цель проекта:
-сбор информации о любовные проблематики драмы Островского «Гроза»
-ознакомление участников проекта
с этой информацией
-анализ и общение информации
Для достижение данных целей необходимо решение следующих задач:
-сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать собственные выводы при изучении данной темы.
Слайд 4Проблематика
Проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от
семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.
Слайд 5Александр Николаевич Островский (1823-1886 г.г)
Моя задача – служить русскому драматическому искусству.
Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка», 1884 г.
Слайд 6Особенности драматургии Островского
Островский выступил в своих пьесах как -реалист.
Превосходно зная
русский быт, в особенности быт купечества, он перенёс на сцену русскую жизнь
во всей её самобытности. Семейная жизнь купцов, с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в
быту, бесправное положение женщины, предрассудки и суеверия - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского правдиво и ярко.
Слайд 7Особенности драматургии Островского
Художественные достоинства пьес раскрываются с глубокой внутренней закономерностью, стройно
и естественно. Действие пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов ,самоубийств, переодеваний Островский избегает. Самоубийство Катерины в нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.
Слайд 8Особенности драматургии Островского
Драматург искусно использует такие приемы композиции, которые придают пьесе
особую сценичность, а движению действия - остроту и напряженность. Таков прием использования пейзажа в «Грозе». Пейзаж выполняет двойную функцию. В начале пьесы он является фоном, на котором развертывается драматическое действие.
Слайд 9Особенности драматургии Островского
Картинность и рельефность изображения обстановки и характеров в пьесе
усиливаются приемом контрастов.
Параллельно основной интриге пьесы (Катерина и Борис Григорьевич) развивается также второстепенная (Варвара и Кудряш), противопоставленная первой. На параллелизме и контрасте построена вся сцена свидания ночью в овраге.
Слайд 10Особенности драматургии Островского
Характерные черти героев Островский подчёркивает "говорящими" фамилиями, при помощи
которых автор раскрывает внутренний мир своих героев, доминирующие черты их характера (Дикой, Кабаниха, Кудряш). Этот прием характеристики вообще широко употребляется в драматургии Островского.
Слайд 11Особенности драматургии Островского
Речь персонажей строго индивидуализирована. В самом складе её, в
выборе выражений, в их оборотах видна внутренняя сущность
человека. Каждый из персонажей говорит языком, соответствующим его духовному облику и профессии. Так, лирически окрашенный язык Катерины не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. Искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок
Слайд 12Проблематика любви в драме Островского «Гроза»
Тело её здесь, возьмите его; а
душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (цитата из пьесы А.Н. Островского «Гроза», 1860, слова Калугина).
Слайд 13Любовь в драме Островского «Гроза»
Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана
в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия
Слайд 14Любовь в драме Островского «Гроза»
Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него,
даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Слайд 15Любовь в драме Островского «Гроза»
Желание любви в Катерине тесно переплетается с
желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни
Слайд 16Заключение
Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в
душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.
Слайд 17Список используемой литературы
Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская
энциклопедия, 1963
А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 399—401
Анализ драмы Островского «Гроза» / Признание Катерины. Финал драмы
Островский Александр Николаевич
100 великих писателей // автор Любовь Калюжная
Добролюбов Н. А. «Луч света в темном царстве» М, Художественная литература 1978