Слайд 1Приморские писатели. Ч.8
Михаил Ильич Матюшин МАКСИМОВ Александр Яковлевич
Автор проекта : Преподаватель
русского языка и литературы
Октябрьского филиала
КГБ ПОУ « УАПК» Копылова Н.А.,
сентябрь 2019 г.
Слайд 2МАКСИМОВ Александр Яковлевич
родился 16.09.1851 г., Царское село — 04.09.1896 г., г.
Владивосток — беллетрист, морской писатель.
В газетах выступал под псевдонимом А.Я. Горемыкин. Окончил в 1872 году морской кадетский корпус в Петербурге. Совершил кругосветное плавание на корвете «Аскольд» — из Кронштадта во Владивосток. В 1874 году перевелся в Сибирскую флотилию, во Владивосток, где прослужил пять лет, побывав во многих уголках Уссурийского края. Переведен в Кронштадт, где прослужил пятнадцать лет, а затем снова вернулся во Владивосток, где жил с семьей (к тому времени в семье были сын и две дочери). Помощник командира порта, капитан 2 ранга
Слайд 3МАКСИМОВ Александр Яковлевич
Слайд 4Скончался скоропостижно на 45 году жизни «от малокровия». В некрологе от 27.08.1896
года газета «Владивосток» писала: «Наша окраина должна не забыть помянуть его добром».
Литературная деятельность Максимова началась публикацией в журнале «Всемирный путешественник» очерков о кругосветном путешествии, изданных затем отдельной книгой «Вокруг света». Плавание корвета «Аскольд» (1875 г.). Дальневосточными впечатлениями были продиктованы рассказы «Скиталец», «Тюлений остров», «Китобой», «Пионеры и опнопрививатели», «Поп Симеон» (А.П. Чехов вспомнит попа Симеона в «Острове Сахалине» явно не без влияния этого рассказа), «Два миссионера», очерки «Среди инородцев», «Орочоны» и др. Три издания выдержала книга «На далеком Востоке». В рассказах и очерках даны живые описания быта, нравов жителей Уссурийского края, картины его природы.
Слайд 5Ряд беллетристических произведений (романы «Без руля, без компаса, без ветрил», «В
погоне за свободным трудом» и др.) критикой оценен как художественно-схематичные. В публицистике Максимов отстаивал интересы России на Дальнем Востоке, ратовал за всемерное развитие Уссурийского края, примыкающего к незамкнутому морю, к океану.
В книге Н.П. Матвеева «Краткий исторический очерк города Владивостока» (1910 г.) Максимов назван «известным местным писателем, беллетристом и публицистом». Публиковался в «Ниве», «Санкт-Петербургских новостях», «Новом времени», постоянным корреспондентом которых был.
Слайд 6Сочинения:
На далеком Востоке: Полн. иллюстр. соб. соч. в 10 томах. —
Изд. М.К. Максимовой, 1898-1902.
Слайд 7Литература:
1. Старцев А., Подмаскин В. История изучения культуры удэгейцев: Вопросы изучения
народов Дальнего Востока СССР в отечественной и зарубежной литературе. — Хабаровск, 1985.
2. Крившенко С. Берег отечества. — М., 1988.
3. Крившенко С. Дальневосточная тема в русской литературе XIX века. Творчество А Максимова: История культуры Дальнего Востока СССР. ХVII?ХX века. — Владивосток, 1989.
4. Крившенко С. На далеком Востоке. А.Я. Максимов, его путешествия и книги. — Владивосток, 1990.
5. Хисамутдинов А. Мир библиотеки. — Владивосток, 1990.
Слайд 8Михаил Ильич Матюшин
Михаил Ильич Матюшин родился 1 января 1924 года
в деревне Коха Красноярского края. С семи лет рос с отцом и мачехой. В 1939 году уехал во Владивосток к матери. В 1942 году окончил девять классов средней школы, ему исполнилось 18 лет. В июле 1942 года Михаил Матюшин распрощался с друзьями и ушел в Военно-Морской флот. Служил на Каспии и Тихом океане. Участвовал в войне с империалистической Японией. Демобилизовался в 1948 году.
Слайд 9Прежде чем стать профессиональным писателем М. Матюшин много лет посвятил журналистской
деятельности, принесшей ему знание жизни. Работал в редакции газеты "Тихоокеанский моряк". Был собственным корреспондентом "Учительской газеты" по Дальнему Востоку. Первые литературные шаги М. Матюшиным были сделаны еще во время службы на флоте. В 1948 году первый рассказ "Рождение художника" был опубликован в газете "Боевая вахта". Михаил Матюшин в 1953 году заканчивает заочно десятый класс Владивостокской школы № 1. В 1954 году поступает на заочное отделение Литературного института им М Горького и в 1960 году заканчивает его с отличием. Свою дипломную работу Матюшин назвал "Гренада моя" Ознакомившись с ней, Всеволод Иванов написал "Эта работа даровитого писателя, у которого, по-видимому, отличное будущее".
Слайд 10В этом же году Матюшин был принят в Союз писателей страны.
С 1962 по 1972 гг. работал редактором Приморского книжного издательства. Будучи редактором, он помогал молодым писателям найти дорогу к читателю. Был ответственным секретарем Приморской писательской организации (1967-1972 гг.).И продолжал писать, его статьи, очерки, рассказы и повести публиковались в газетах, журналах, альманахах и сборниках, выходили в различных издательствах страны.В произведениях М. Матюшина отразился его сложный и многосторонний жизненный опыт. Замысел своих книг писатель брал из самой жизни. Большинство его произведений автобиографичные
Слайд 11Большое место в творчестве М.И. Матюшина занимает тема детства. Хорошо зная
психологию детей, их непосредственное мировосприятие, он избирает форму повествования от первого лица - от лица ребенка. Тема детства раскрывается в повестях "Светлые будни" (1953 г.), "Ледяная ловушка", "В большой семье" (1954 г.), в романе "Рожденный в рубашке" (1962 г.).
Слайд 12 Повесть "В большой семье" о жизни
ребят одного из Приморских детдомов. В главном герое повести - директоре детдома Николае Семеновиче Гагарине прослеживаются черты сходства с реальным его прототипом Николаем Семеновичем Гагаровым, человеком необычной доброты, деликатности и твердости из "Педагогической поэмы" А. Макаренко. В трудные послевоенные годы герои повести, руководствуясь не только профессиональным долгом, взяли на себя заботу о детдомовцах и отдали им тепло своих сердец и щедрость души.
Слайд 13 В романе "Рожденный в рубашке" автор рассуждает о нелегком писательском призвании,
о судьбе художника своего времени, ставит проблему внутренней честности и требовательности писателя к себе. В романе герой М.Матюшина осознает, что право называться настоящим писателем надо завоевывать участием в жизни своего народа. Ермаков близок нам своей прямотой, чуткостью к людям, своими поисками и раздумьями о жизни. Через образ героя писатель рассказал и о себе - своих потерях, удачах и находках.
Слайд 14 В шестидесятые годы М. Матюшин обращается к остросюжетной приключенческой тематике для
юношества. В книгах "Сокровища ангуонов" и "Загадка амулета" дана широкая панорама событий в годы гражданской войны на Дальнем Востоке.Сюжет повести "Сокровища ангуонов" (1964 г) прост: интервенты, отступая, мечтают завладеть сокровищами легендарной страны Ангуонии. Приключенческий жанр дает автору возможность драматические события гражданской войны соединить с древней, сказочно богатой, страной ангуонов. Более тысячи лет существует легенда о том, что "монах Дагомар, пользуясь способностью усыплять людей пристальным взглядом, объявил себя верховным кармелином" и присвоил несметные сокровища ангуонов. Из золота были выплавлены идолы и зарыты служителями храма Благоденствия. Это золото белогвардейцы и надеялись найти. Они заставляют старого археолога профессора Арканова вести по тайге за сокровищами их экспедицию. Но профессор, жертвуя жизнью, приводит ее к засаде партизан. На этом пути интервентов ждала неминуемая гибель, ибо сокровища молодой, нарождающейся республики принадлежат новому поколению, которое "во много раз ценнее всех золотых запасов земли".
Слайд 15В таком же приключенческом ключе написан роман "Загадка амулета" (1969 г.).
Проводя через страницы романа чисто приключенческую линию, автор стремится показать грандиозную картину партизанского движения в Приморье. Место действия - маленькая деревенька "Бухта оленя". Главные герои романа - обыкновенные люди: врач Мостин, подпольщик Алексей Морской, художник, удегеец - юноша Монгули, партизанские вожаки Бурлай и Шатров, юный партизан Борька и др. Основное внимание уделено психологическим переживаниям героев на фоне сложных событий гражданской войны. В романе автор делает попытку показать социальную картину классовой борьбы, для чего вводит психологически сложный образ предателя Бекасова. Вырванный обстоятельствами из привычного потока жизни он оказывается в противоположном лагере.
Слайд 16. Решительный, умный Бекасов чувствует близкий конец борьбы, видит свое поражение,
но, лишенный реальной почвы под ногами, не может трезво оценить ситуацию. Попав в партизанский отряд, ненавидя большевиков, он готов возглавить поход против них и собирается "разложить революцию изнутри". Дальнейшие его действия носят призрачно - фантастический оттенок. Силой прихотливого воображения автора Бекасов мечтает завладеть сокровищами царицы Лаилы и, став обладателем сказочных богатств, надеется осуществить свой план. В этом и состоит крах Бекасова, который не может понять, что в непримиримой борьбе, справедливость всегда на стороне угнетенных.
Слайд 17"Сокровища", созданные руками древних, нельзя использовать как орудие разрушения. Они несут
в себе высокий моральный заряд и могут быть только реальной помощью революции. Определенной вехой в писательской биографии М. Матюшина являются документально-художественные произведения, в которых проявилась творческая индивидуальность автора. Героев этих произведений объединяет нравственное отношение к жизни, высокое мужество, преданность идее народного счастья. Взявшись за разработку историко-революционной темы, автор обращается к документальным материалам. Используя художественный вымысел и соблюдая достоверность событий, ему удается показать не только исторические личности высокой душевной красоты, но и незаметные подвиги рядовых героев, беззаветно преданных делу революции
Слайд 18В 1976 году в серии "Пламенные революционеры" вышла повесть М. Матюшина
"Преданность" о выдающемся революционере Николае Васильевиче Крыленко. Прослеживая жизненный путь главного героя, автор дает подробную характеристику становления его, как личности бескомпромиссной, честной, мужественной, достойной подражания.Характер профессионального революционера формировался еще в школьные годы, позднее в университете. В армии Николай Крыленко приобщается к партийной работе, приобретая опыт революционной борьбы, он вырастает в одного из первых главнокомандующих Красной Армии, а позже и прокурора республики.
Слайд 19Вводя антигероя в повесть о Николае Крыленко, автор акцентирует наше внимание
на контрасте добра и зла, чести и бесчестия, доблести и предательства. Используя уже проверенный прием "исповеди" М. Матюшин убедительно характеризует безнравственный портрет провокатора Романа Малиновского, предавшего интересы революции ради корысти и честолюбия. Провокатор Роман Малиновский реальное историческое лицо.
Продолжением летописи о пламенных революционерах является "Повесть о Константине Пшеницине", вышедшая в 1986 году. Участник революционных событий на Дальнем Востоке Константин Пшеницин был незаурядной личностью, бесстрашным чекистом, одним из авторитетных руководителей партизанского движения. Именно здесь, в огне революционных боев за освобождение Приморья Константин Пшеницин получил большевистскую закалку, вырос в крупного руководителя, секретаря первого Приморского губкома.
Слайд 20Задачу, поставленную перед собой, М. Матюшин выполнил сполна. Используя богатый документальный
материал, автор показывает своего героя в развитии, представляет нам его не только как легендарную личность, но и как человека скромного, благородного. В книгах героико-революционной направленности М.И. Матюшин стремится выявить наиболее яркие индивидуальные черты характера героев.
Слайд 21В 1986 году появилась лирическая повесть М. Матюшина "Медовый год". Это
повествование о любви, о праве человека на подлинное человеческое счастье. Обращение к лирической теме говорит о душевной зрелости писателя. Мысли автора в защиту искренних чувств героев, о крепкой и надежной семье, основанной на взаимной любви.
Слайд 22Любимый прием писателя "дневниковых записей" помогает показать лучшие стороны характера героев
повести. С первых же страниц наши симпатии на стороне главных героев Виктории Степановой и Александра Левашова. Мы искренне верим в их неизбежную встречу, в любовь с первого взгляда, в их долгую и счастливую жизнь. И хочется думать, что счастливая семья Левашовых до сих пор живет в нашем городе, ведь они наши современники.
Герои разнообразных по жанру произведений М.И. Матюшина обыкновенные люди, взрослые и дети, стремятся отстоять свое право на счастье, духовную свободу, подлинные ценности в жизни. За каждым героем мир поисков, испытаний и надежд.