Презентация, доклад по литературному чтению на тему Литературные термины (4 класс)

Содержание

фольклорНародное художественное творчество.ЖАНРЫ устного народного творчествапотешкасчиталказагадкаскороговоркасказкапеснянебылицапоговоркапословица

Слайд 1Литературные термины
4 класс. Литературное чтение
Составитель: Широкова Вера Геннадьевна,
учитель начальных классов
АНО «Павловская

гимназия»,
Московская область
Литературные термины4 класс. Литературное чтениеСоставитель: Широкова Вера Геннадьевна,учитель начальных классовАНО «Павловская гимназия», Московская область

Слайд 2фольклор
Народное художественное творчество.
ЖАНРЫ
устного народного творчества
потешка
считалка
загадка
скороговорка
сказка

песня
небылица
поговорка
пословица

фольклорНародное художественное творчество.ЖАНРЫ устного народного творчествапотешкасчиталказагадкаскороговоркасказкапеснянебылицапоговоркапословица

Слайд 3научно-познавательный (научные факты, доступный язык, нет отношения автора к теме текста)
художественный

(используются изобразительные средства)

стили текста

научно-познавательный (научные факты, доступный язык, нет отношения автора к теме текста)художественный (используются изобразительные средства)стили текста

Слайд 4повествование (что?)
описание (какой?)
рассуждение (почему?)
тип речи

повествование (что?)описание (какой?)рассуждение (почему?)тип речи

Слайд 5эпитет
художественное определение

Например:
Белеет парус одинокий

эпитетхудожественное определениеНапример: Белеет парус одинокий

Слайд 6сравнение
Сопоставление людей, животных по и предметов по сходным признакам. При сравнении

используют слова: как, точно, словно, как будто.

Например:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
А. Пушкин


сравнениеСопоставление людей, животных по и предметов по сходным признакам. При сравнении используют слова: как, точно, словно, как

Слайд 7логическое ударение
Выделение голосом главного по смыслу слова в предложении.


Например:
Гаснет вечер,

/ даль синеет, /
Солнышко садится, /
логическое ударениеВыделение голосом главного по смыслу слова в предложении.Например: Гаснет вечер, / даль синеет, /Солнышко садится, /

Слайд 8Две или несколько стихотворных строк, объединённых рифмой, ритмом, интонацией, общим содержанием

(двустишие, трёхстишие, четверостишие и т.д.) На письме отделяются пробелами.
Например:
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. —
Что́ ищет он в стране далекой?
Что́ кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!.. М.Ю.Лермонтов

строфа

Две или несколько стихотворных строк, объединённых рифмой, ритмом, интонацией, общим содержанием (двустишие, трёхстишие, четверостишие и т.д.) На

Слайд 9перенесение свойств живого сущест-ва на неодушевлённый предмет.

Например:

О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
С. Есенин

олицетворение

перенесение свойств живого сущест-ва на неодушевлённый предмет. Например:    О тонкая берёзка,  Что загляделась

Слайд 10эпизод
Часть художественного произведения, которая обладает самостоятель-ностью, завершённостью и влияет на развитие

действия.
эпизодЧасть художественного произведения, которая обладает самостоятель-ностью, завершённостью и влияет на развитие действия.

Слайд 11Часть текста от одной красной строки до следующей.

Например:
День был пасмурный

и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.
Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась.
На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.
Миша понял, что добрые дела приносят радость.

абзац

Часть текста от одной красной строки до следующей.Например: 	День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам

Слайд 12перенесение на явление, которое хо­тят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.
Например:



Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф. Тютчев

метафора

перенесение на явление, которое хо­тят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.Например:  Гремят раскаты молодые,  Вот

Слайд 13Созвучные окончания стихотворных строк. Виды рифмы: парная, перекрёстная, охватывающая.
Например:
Лес, точно

терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(перекрёстная рифма)

рифма

Созвучные окончания стихотворных строк. Виды рифмы: парная, перекрёстная, охватывающая.Например: Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит

Слайд 14устойчивые сочетания слов


Например:

С моим другом мы съели не один пуд

соли.

фразеологизмы

устойчивые сочетания словНапример: С моим другом мы съели не один пуд соли.фразеологизмы

Слайд 15поучительный вывод в художествен-ном произведе­нии, обычно в басне.

Например:
Басня «Квартет».
Мораль:

автор осуждает людей, которые берутся не за своё дело.

мораль

поучительный вывод в художествен-ном произведе­нии, обычно в басне.Например: Басня «Квартет». Мораль: автор осуждает людей, которые берутся не

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть