Слайд 1ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И
ЛИТЕРАТУРЕ
Презентацию подготовила
учитель Голубинской СОШ
Муртазаева У.А.
Слайд 2 Одна из важнейших функций школы – научить людей жить
вместе.
Слайд 3Только толерантный педагог воспитает толерантных учеников.
Слайд 4Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с соглашательством или
равнодушием.
Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию.
Генеральный секретарь ООН (1997—2006)
Кофи Аннан
Слайд 5 Толерантность ( от лат. tolerantia – терпение) “…означает уважение, принятие и
правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”.
Декларация принципов толерантности
Слайд 7Литература – это философия жизни, она учит жить.
Слайд 8
Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности.
Ведь литература – средство
подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.
Слайд 9 Цель урока литературы в том, чтобы подтолкнуть ребенка к
пониманию, видению проблемы, направить его работу мысли так, чтобы, прочитав одну, ему хотелось бы взять в руки другую книгу
Слайд 10ПРИМЕРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В «ХОЖДЕНИИ…» АФАНАСИЯ НИКИТИНА
В Индии, которую историки называют музеем
культов и обычаев, вер и культур, религий и языков, расовых типов и различных укладов, А.Никитин проявил широкую терпимость, с одинаковым интересом и вниманием вглядывался в различные религиозные культуры, изучал нравы и обычаи разных национальных и кастовых групп, расспрашивал о важных событиях, происходивших в то время в «Индийской стране» – государстве Бахманидов.
Поклонение корове
Индийский боевой слон
Кадр из фильма об Афанасии Никитине "Хождение за три моря"
Слайд 11НАБЛЮДЕНИЯ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА НРАВОВ И ОБЫЧАЕВ ЖИТЕЛЕЙ ИНДИИ
«А едят они
правою рукою, левою же ни за что не возьмутся. Ножа не держат, а ложки не знают».
«А когда у жены родится дитя, то принимает муж, он даёт имя сыну, а дочери – мать».
«Корова – священное животное. Убийство коровы – величайший грех, больший, чем убийство человека».
«А кто у них умрёт, и тех жгут, а пепел сыплют в воду».
«А хан на людях ездит, а у него много слонов и коней добрых…»
Не всё в быту индийцев пришлось Никитину по нраву, однако он редко проявляет осуждение того, что чуждо ему.
Слайд 12ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ А.НИКИТИНА В «ХОЖДЕНИИ ЗА ТРИ МОРЯ»
Афанасий Никитин вместе
с индийскими паломниками побывал в главной шиваитской святыне в Парвате, значение которой он объясняет русскому читателю сравнением с Иерусалимом для христиан и Меккой для мусульман. Он видел много образов, изображающих «Бутовы деяния, как Бут чудеса творил» (Бут - по-арабски имя Шивы). «А бутхана весьма велика, с пол-Твери, каменная». Его поразили скульптурные изображения в храме, которые запрещены в христианских храмах.
Он общался с «бесерменами» (мусульманами) и с «индеяны», которым объявил о своей принадлежности к христианству, после чего «они не стали от меня таиться ни в чём: ни в еде, ни в молитве, ни в иных вещах…»
Слайд 13ТРИ «КАВКАЗСКИХ ПЛЕННИКА»
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
В русской литературе
XIX века известны три «Кавказских пленника». У А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова это романтические поэмы с любовным сюжетом. А Л.Н.Толстой создал реалистический рассказ о войне на Кавказе.
Слайд 14«ВСЕМИРНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ» ПУШКИНА
Пушкин читал священную книгу мусульман в переводе Верёвкина на
русский язык и Савари – на французский. По сути дела он сделал поэтический перевод нескольких сур (глав), но посчитал кощунством слова Аллаха называть переводом, тем самым, проявив большое уважение к религиозным чувствам мусульман.
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой.
***
Мужайся ж, презирай обман,
Стезёю правды бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.
Из «Подражаний Корану»
Слайд 15БЛАГОРОДНЫЕ ЛЮДИ
«В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ» В.Г.КОРОЛЕНКО
В.Г.Короленко
В повести «Дети подземелья» (полное название
«В дурном обществе») В.Г.Короленко решает вопрос о толерантности в социальном ключе.
Мальчик Вася, сын судьи, не найдя понимания в родной семье, подружился с Валеком и Марусей, детьми из «дурного общества» - отверженными, бездомными, живущими воровством. Он сумел своим чистым детским сердцем принять чужую боль и страдание. Благодаря этой «странной» дружбе Вася и его сестра Соня выросли порядочными людьми, с уважением относящимися к любому Человеку.
Слайд 16Сказка Андерсена «Гадкий утенок» преподносит важный урок толерантного отношения к тем, кто
отличается от окружающих своей внешностью. То, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения.
Слайд 17В сказке Киплинга «Маугли» образцами толерантного поведения служат животные. Они воспитывают из «человеческого
детеныша» достойную и благородную личность, понимающую звериный язык.
Слайд 18Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке
или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…
А Платонов.
Слайд 19
Творчество Платонова близко мне тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни
“обнаженным сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, мне кажется, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра.
Слайд 20И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в
необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни.
Слайд 21Главная моя задача – помочь детям понять, что “больно одному –
больно
всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов).
Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф.Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”.
Слайд 22
При изучении Библии в 6 классе сравниваю заповеди Библии и Корана.
Приходим к выводу-эти священные книги учат одному и тому же: быть честными и порядочными людьми.
Слайд 23Тема толерантности не новое явление в жизни, она актуальна во все
времена;
пример тому - отражение вопросов толерантности во многих произведениях русской литературы;
вопросы толерантности не надуманы писателями – они
неотъемлемая часть нашей жизни и нашей литературы.
Слайд 24
Формы проведения уроков: : урок-игра, урок-практикум, урок-зачёт, урок-праздник,урок-путешествие, урок- презентация, дебаты,урок-встреча,
устный журнал.
Слайд 25Урок-встреча
Тема ВОВ - это широкое поле деятельности для учителя. Составляя сценарий
урока, урока-концерта, презентации, думаю о том, какую воспитательную функцию он будет нести, как можно воздействовать на ум, душу и сердце ребенка.
Слайд 26Уголок боевой славы.Встреча
с ветераном войны Кандыбой И.И.
Слайд 31Урок-викторина
«Милее книги друга нет»
Слайд 34
Устные журналы или литературные гостиные эффективны при изучении тем, на
которые отводится 1-2 учебных часа или при подведении итогов большой монографической темы. Атмосфера таких уроков пробуждает у учащихся чувств сострадания, человечности, интереса к чужой судьбе, что, в свою очередь, ведет к становлению гражданской позиции и воспитанию духовности.
Слайд 36Литературная гостиная
«Чистейшей прелести чистейший образец…»
Слайд 37«Суд над причастием»
(урок-игра)
Слайд 39
. Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно
организовывать процесс дискуссии. Игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.
Слайд 44Нужно помнить:
Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
Ребёнок, окружённый враждебностью – учится
видеть врагов;
Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом – учится врать…
Слайд 45Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать.
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть
уверенным.
Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым.
Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя.
Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь.
Слайд 46
Школьные экскурсии - это приятный способ не только отвлечься от учебников,
но и приобрести новый опыт и яркие впечатления.
Слайд 52
Голубинская школа участовала в трёх проектах по толерантности:
1. Проект «
Крым - Буковина – Транзит». Толерантность. Локальные исследования в сфере толерантности.
2. Проект « Воспитание позитивного отношения детей к « чужому» в полиэтническом Крыму».
3. Проект «Города-побратимы».
Слайд 53Проект
«Крым-Буковина– Транзит». Толерантность. Локальные исследования в сфере толерантности.
Слайд 542. Проект « Воспитание позитивного отношения детей к « чужому»
в полиэтническом Крыму» реализовывался общественными организациями « Женский форум Единство» г. Симферополь и « Гармония « г. Белогорск. Участниками проекта стала группа школьников 13-16 лет из Бахчисарайского, Белогорского и Симферопольского районов Крыма и учителя общеобразовательных школ.
Проект направлен на преодоление ксенофобии через позитивное восприятие
« чужого» этноса и культуры.
Слайд 55Тренинги в нашей школе
Тренинги в нашей школе
«Преодоление ксенофобии в социуме»
Слайд 56Мастер-класс по народным ремёслам
Слайд 59
«Нет в саду цветов негодных, некрасивых, неприродных, хуже трав или плодов.
Нет в саду таких цветов. Нет в саду цветов-лентяев, у заботливых хозяев нет неряшек, лежебок, грубый не найти цветок. Жизни сад благоухает, красотою восхищает, если в нем живут труды, если много доброты, то и знание растет, и любви чудесный плод. С незапамятных времен в мире царствует закон. Ты сейчас его прочтешь: «Что посеешь – то пожнешь».