Слайд 1ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В КОМЕДИИ
Н. В. ГОГОЛЯ
« РЕВИЗОР»
Тема магистерской
диссертации:
Слайд 2
Автор Борисюк Наталия
Николаевна
Научный руководитель
кандидат филологических
наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Терлецкий
Александр Дмитриевич
Слайд 3Актуальность исследования
Рассматривая этические аспекты, мы уделяем серьезное внимание и
духовным началам, соединяя их по необходимости. А духовная сторона жизни и творчества Н. В. Гоголя как раз еще недостаточно изучена.
Что касается «Ревизора», данное произведение традиционно рассматривается с точки зрения сатиры на консервативно-бюрократическую часть общества, но не раскрывает этический аспект. Все это определяет актуальность исследования духовно - этического не только в творчестве Н. В. Гоголя вообще, но и в «Ревизоре» в частности.
Слайд 4Объект исследования – творческое наследие
Н. В. Гоголя в общем и комедия «Ревизор» в частности.
Предмет исследования – этический аспект в творчестве Н. В. Гоголя.
Цель исследования: провести теоретико-методологический анализ творчества Н. В. Гоголя и выявить характер подачи этического аспекта через систему художественных образов в комедии «Ревизор».
Слайд 5Задачи, решение которых составляет содержание данной работы:
1. Исследовать влияние особенностей жизненного
пути Н. В. Гоголя на формирование его мировоззрения и специфики творчества.
2. Рассмотреть этическую проблематику в раннем и позднем творчестве
Н. В. Гоголя.
3. Выявить особенности раскрытия этических аспектов в комедии «Ревизор».
4. Проанализировать духовно-этические аспекты в образе города, в образах главных героев и чиновников комедии «Ревизор».
5. Определить своеобразие авторского видения духовно-этического смысла комедии.
Слайд 6Гипотеза ИССЛЕДОВАНИЯ:
при создании
художественных произведений (конкретно – «Ревизора») Н. В. Гоголь руководствовался стремлением максимально эффективно передать именно этические аспекты жизнедеятельности и взаимодействий персонажей.
Слайд 7Теоретическую базу исследования составляют:
- концепция главенства проблем души в творчестве Н.
В. Гоголя, рассмотренная в трудах Ким
Хюн И;
- концепция эволюционирования методов раскрытия Н. В. Гоголем этического аспекта (при неизменности последнего на протяжении всей жизни), рассмотренная в трудах
В. А. Десницкого;
- концепция многообразия творческой деятельности художника К. Мочульского.
Слайд 8Научная новизна исследования состоит в том, что проблема духовно-этического истолкования творчества
Н. В. Гоголя, в частности – «Ревизора», лишь в последнее время начинает привлекать к себе внимание исследователей.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании комедии «Ревизор» с точки зрения этических и нравственных характеристик персонажей.
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по истории русской литературы и творчества Н. В. Гоголя.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, представленного 118 источниками. Диссертация изложена на 90 страницах машинописного текста.
Слайд 9Раннее творчествоН. В. Гоголя
(когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества –
1829-1835гг.)
Автор интересуется жизнью «маленького» человека и человека «пошлого»: тех, кто или не смог реализовать себя в жизни или, добившись общественного призвания, потерял свое «Я».
Слайд 10 Позднее творчество Н. В. Гоголя
(когда он стал религиозно-консервативным –
1835-1851 гг.)
Писатель проявляет себя как «душеспаситель», видя назначение своего писательского мастерства в наставлении людей на путь истинный.
Этическая проблематика этого периода носит характер духовно-аскетический, религиозный.
Слайд 11Смеховая культура: Рассмотрено воздействие, которое ожидалось писателем от зрителей: смех должен
был подталкивать человека к самоанализу,
что, в свою очередь, должно приводить
к обеспокоенности собственной жизнью.
Рассмотрены лексические элементы, через которые раскрывается этический аспект произведения.
Это – гордословие, уничижительная лексика, лексика с ярко выраженной экспрессивной окраской, экспрессивно-оценночные словообразовательные элементы, сравнения.
Слайд 12В качестве одного из самых серьезных этических пороков общества рассмотрена ложь.
Выделены ее виды (так, как она предстает в различных произведениях Н. В. Гоголя). В качестве противоположности предложена категория добродетели. Выяснено, что у героев «Ревизора» отсутствует представление о порочности лжи, а добродетели воспринимаются ими как нечто поверхностное и непродолжительное, а следовательно – мимолетное (как ощущение).
Слайд 13
Рассматривая отдельно образы чиновников, мы установили, что в «Ревизоре»
отсутствуют положительные герои. В любом из них, на сколько он не возвышался бы над окружающими в своих представлениях о жизни, моральное отношение напрямую связано с выгодой и положением. Что касается отрицательных героев, то эту категорию можно присваивать или сразу всем, или никому.
Для героев комедии категории «этичное» не существует как таковой.
Слайд 14
Самый яркий образ комедии – это Хлестаков, тот, кто явился виновником
необычайных событий.
Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации – для этого ему недостает элементарной наблюдательности.
Не строит он никаких планов обмана чиновников – для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается.
Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли. Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу.
Слайд 15«Немая сцена», которая по праву считается гениальной выдумкой
Н. В. Гоголя, имеет особое значение.
В комедии «Ревизор» внимание сосредоточилось на самом эффекте потрясения буквально всех персонажей, независимо от степени их «вины» и участия в событиях. Благодаря этому немая сцена заключает в себе множественность смыслов, вплоть до высшего значения – Божественного суда над всем человечеством.
Н. В. Гоголь надеется, что хотя бы страх заставит людей задуматься о тех пороках, в которых они погрязли.
Слайд 16 Три « ключа» для раскрытия тайны «Ревизора»: это «всё
дурное» в России, в душе каждого человека, в душе автора.
Три плана «Ревизора» отразили нам три уровня бытия. Автор, размышляя о «свойстве нашей русской природы», о «всём хорошем и дурном в русском человеке», обращается к внутреннему наблюдению над душой человеческой.
И в этом ему помогает собственное духовное устроение.
Слайд 17 Многоплановость изображаемого и выражаемого в комедии «Ревизор»
и
обеспечила уникальную художественную структуру сюжета, многогранность образной системы пьесы и явила неведомые ещё литературе образцы символотворчества гениального русского писателя.