Презентация, доклад к магистерской работе по Гоголю

Содержание

Автор Борисюк Наталия Николаевна Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Терлецкий Александр Дмитриевич

Слайд 1ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В КОМЕДИИ
Н. В. ГОГОЛЯ
« РЕВИЗОР»
Тема магистерской

диссертации:
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ « РЕВИЗОР» Тема магистерской диссертации:

Слайд 2 Автор Борисюк Наталия Николаевна Научный руководитель кандидат филологических

наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Терлецкий Александр Дмитриевич
Автор Борисюк Наталия       Николаевна  Научный руководитель кандидат филологических

Слайд 3Актуальность исследования
Рассматривая этические аспекты, мы уделяем серьезное внимание и

духовным началам, соединяя их по необходимости. А духовная сторона жизни и творчества Н. В. Гоголя как раз еще недостаточно изучена.
Что касается «Ревизора», данное произведение традиционно рассматривается с точки зрения сатиры на консервативно-бюрократическую часть общества, но не раскрывает этический аспект. Все это определяет актуальность исследования духовно - этического не только в творчестве Н. В. Гоголя вообще, но и в «Ревизоре» в частности.

Актуальность исследования  Рассматривая этические аспекты, мы уделяем серьезное внимание и духовным началам, соединяя их по необходимости.

Слайд 4Объект исследования – творческое наследие

Н. В. Гоголя в общем и комедия «Ревизор» в частности.
Предмет исследования – этический аспект в творчестве Н. В. Гоголя.
Цель исследования: провести теоретико-методологический анализ творчества Н. В. Гоголя и выявить характер подачи этического аспекта через систему художественных образов в комедии «Ревизор».

Объект исследования – творческое наследие          Н. В. Гоголя

Слайд 5Задачи, решение которых составляет содержание данной работы:
1. Исследовать влияние особенностей жизненного

пути Н. В. Гоголя на формирование его мировоззрения и специфики творчества.
2. Рассмотреть этическую проблематику в раннем и позднем творчестве
Н. В. Гоголя.
3. Выявить особенности раскрытия этических аспектов в комедии «Ревизор».
4. Проанализировать духовно-этические аспекты в образе города, в образах главных героев и чиновников комедии «Ревизор».
5. Определить своеобразие авторского видения духовно-этического смысла комедии.

Задачи, решение которых составляет содержание данной работы: 1. Исследовать влияние особенностей жизненного пути Н. В. Гоголя на

Слайд 6Гипотеза ИССЛЕДОВАНИЯ:
при создании

художественных произведений (конкретно – «Ревизора») Н. В. Гоголь руководствовался стремлением максимально эффективно передать именно этические аспекты жизнедеятельности и взаимодействий персонажей.
Гипотеза ИССЛЕДОВАНИЯ:  при создании            художественных

Слайд 7Теоретическую базу исследования составляют:
- концепция главенства проблем души в творчестве Н.

В. Гоголя, рассмотренная в трудах Ким
Хюн И;
- концепция эволюционирования методов раскрытия Н. В. Гоголем этического аспекта (при неизменности последнего на протяжении всей жизни), рассмотренная в трудах
В. А. Десницкого;
- концепция многообразия творческой деятельности художника К. Мочульского.

Теоретическую базу исследования составляют: - концепция главенства проблем души в творчестве Н. В. Гоголя, рассмотренная в трудах

Слайд 8Научная новизна исследования состоит в том, что проблема духовно-этического истолкования творчества

Н. В. Гоголя, в частности – «Ревизора», лишь в последнее время начинает привлекать к себе внимание исследователей.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании комедии «Ревизор» с точки зрения этических и нравственных характеристик персонажей.
Практическое значение исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по истории русской литературы и творчества Н. В. Гоголя.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, представленного 118 источниками. Диссертация изложена на 90 страницах машинописного текста.

Научная новизна исследования состоит в том, что проблема духовно-этического истолкования творчества Н. В. Гоголя, в частности –

Слайд 9Раннее творчествоН. В. Гоголя (когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества –

1829-1835гг.)

Автор интересуется жизнью «маленького» человека и человека «пошлого»: тех, кто или не смог реализовать себя в жизни или, добившись общественного призвания, потерял свое «Я».

Раннее творчествоН. В. Гоголя  (когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества – 1829-1835гг.) Автор интересуется жизнью «маленького»

Слайд 10 Позднее творчество Н. В. Гоголя
(когда он стал религиозно-консервативным –


1835-1851 гг.)

Писатель проявляет себя как «душеспаситель», видя назначение своего писательского мастерства в наставлении людей на путь истинный.
Этическая проблематика этого периода носит характер духовно-аскетический, религиозный.

Позднее творчество Н. В. Гоголя(когда он стал религиозно-консервативным – 1835-1851 гг.)Писатель проявляет себя как «душеспаситель»,

Слайд 11Смеховая культура: Рассмотрено воздействие, которое ожидалось писателем от зрителей: смех должен

был подталкивать человека к самоанализу, что, в свою очередь, должно приводить к обеспокоенности собственной жизнью.



Рассмотрены лексические элементы, через которые раскрывается этический аспект произведения.
Это – гордословие, уничижительная лексика, лексика с ярко выраженной экспрессивной окраской, экспрессивно-оценночные словообразовательные элементы, сравнения.

Смеховая культура: Рассмотрено воздействие, которое ожидалось писателем от зрителей: смех должен был подталкивать человека  к самоанализу,

Слайд 12В качестве одного из самых серьезных этических пороков общества рассмотрена ложь.

Выделены ее виды (так, как она предстает в различных произведениях Н. В. Гоголя). В качестве противоположности предложена категория добродетели. Выяснено, что у героев «Ревизора» отсутствует представление о порочности лжи, а добродетели воспринимаются ими как нечто поверхностное и непродолжительное, а следовательно – мимолетное (как ощущение).

В качестве одного из самых серьезных этических пороков общества рассмотрена ложь. Выделены ее виды (так, как она

Слайд 13
Рассматривая отдельно образы чиновников, мы установили, что в «Ревизоре»

отсутствуют положительные герои. В любом из них, на сколько он не возвышался бы над окружающими в своих представлениях о жизни, моральное отношение напрямую связано с выгодой и положением. Что касается отрицательных героев, то эту категорию можно присваивать или сразу всем, или никому.
Для героев комедии категории «этичное» не существует как таковой.
Рассматривая отдельно образы чиновников, мы установили, что в «Ревизоре» отсутствуют положительные герои. В любом из

Слайд 14
Самый яркий образ комедии – это Хлестаков, тот, кто явился виновником

необычайных событий.
Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации – для этого ему недостает элементарной наблюдательности.
Не строит он никаких планов обмана чиновников – для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается.
Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли. Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу.
Самый яркий образ комедии – это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Хлестаков не переживает

Слайд 15«Немая сцена», которая по праву считается гениальной выдумкой

Н. В. Гоголя, имеет особое значение.
В комедии «Ревизор» внимание сосредоточилось на самом эффекте потрясения буквально всех персонажей, независимо от степени их «вины» и участия в событиях. Благодаря этому немая сцена заключает в себе множественность смыслов, вплоть до высшего значения – Божественного суда над всем человечеством.
Н. В. Гоголь надеется, что хотя бы страх заставит людей задуматься о тех пороках, в которых они погрязли.

«Немая сцена», которая по праву считается гениальной выдумкой

Слайд 16 Три « ключа» для раскрытия тайны «Ревизора»: это «всё

дурное» в России, в душе каждого человека, в душе автора.

Три плана «Ревизора» отразили нам три уровня бытия. Автор, размышляя о «свойстве нашей русской природы», о «всём хорошем и дурном в русском человеке», обращается к внутреннему наблюдению над душой человеческой.

И в этом ему помогает собственное духовное устроение.

Три « ключа» для раскрытия тайны «Ревизора»: это «всё дурное» в России, в душе каждого

Слайд 17 Многоплановость изображаемого и выражаемого в комедии «Ревизор»
и

обеспечила уникальную художественную структуру сюжета, многогранность образной системы пьесы и явила неведомые ещё литературе образцы символотворчества гениального русского писателя.

Многоплановость изображаемого и выражаемого в комедии «Ревизор»  и обеспечила уникальную художественную структуру сюжета, многогранность

Слайд 18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть