Слайд 1Презентация
В. Г. Белинский о романе
А. Пушкина
«Евгений Онегин»
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 7 «Прежде всего в “Онегине” мы видим поэтически воспроизведенную картину русского
общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».
Слайд 11
«"Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в
числе ее героев нет ни одного исторического лица. Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания: заслуга безмерная!»
Слайд 14«Пушкин писал о России для России, -- и мы видим признак
его самобытного и гениального таланта в том, что, верный своей натуре … и своему художническому инстинкту,
он далек был от того,
чтобы соблазниться
создать что - нибудь
в байроновском роде, пиша русский роман».
Слайд 20«И первым … национально - художественным произведением был "Евгений Онегин" Пушкина».
Слайд 22«Немногие согласятся с вами, и для многих покажется странным, если вы
скажете, что первая истинно национально - русская поэма в стихах была и есть – “Евгений Онегин” Пушкина и что в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении… Если ее не все признают национальною – это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете – уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».
Слайд 25
“Причина этой трудности заключается в том, что у нас форму всегда
принимают за сущность, а модный костюм – за европеизм; другими словами: в том, что народность смешивают с простонародностью и думают, что кто не принадлежит к простонародию, то есть кто пьет шампанское, а не пенник и ходит во фраке, а не в смуром кафтане, – того должно изображать то как француза, то как испанца, то как англичанина”».
Слайд 27
«Тайна национальности каждого народа
заключается не в его одежде и
кухне,
а в его, так сказать,
манере понимать вещи».
Слайд 29 «У всякого народа есть две философии: одна ученая, книжная, торжественная
и праздничная, другая – ежедневная, домашняя, обиходная… И вот глубокое знание этой-то обиходной философии и сделало “Онегина” и “Горе от ума” произведениями оригинальными и чисто русскими».
Слайд 31
«Истинная национальность (говорит Гоголь) состоит не в описании сарафана, но в
самом духе народа; поэт может быть даже и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».
Слайд 34
«Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены
необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Слайд 36
«И зато его "Онегин" -- в высшей степени оригинальное и национально
- русское произведение.
Слайд 41
«Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от
нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию. И такая смелость была бы менее удивительною, если бы роман затеян был в прозе; но писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе, -- такая смелость, оправданная огромным успехом, была несомненным свидетельством гениальности поэта».
Слайд 44« Пушкин … заботился … о том, чтоб быть самим собою
и быть верным той действительности, до него еще непочатой и нетронутой, которая просилась под перо его».
Слайд 45
«В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в
одном из
фазисов его образования, его развития,
и с какою истиною,
с какою верностью,
как полно и художественно изобразил он его!»
Слайд 48Значение романа для последующего литературного процесса
Слайд 49
«В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в
России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом. Он понял, что время эпических поэм давным - давно прошло и что для изображения современного общества, в котором проза жизни так глубоко проникла самую поэзию жизни, нужен роман, а не эпическая поэма».
Слайд 52
«Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова – “Горе от ума”,
стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений… русские поэты еще не умели быть поэтами, воспевая чуждые русской действительности предметы, и почти не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни».
Слайд 54«Вместе с “Онегиным” Пушкина… “Горе от ума”… положили основание последующей литературе,
были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь. Без “Онегина” был бы невозможен “Герой нашего времени”, так же, как без “Онегина” и “Горя от ума” Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности».