Презентация, доклад Устное народное творчество. Календарно-обрядовый фольклор 6 кл.

Содержание

Фольклор (англ. folklore) — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме.Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека: свадебные песни, похоронные песни, песни-плачи.

Слайд 1УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВООБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

Слайд 2Фольклор (англ. folklore) — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая

осуществляется преимущественно в устной форме.

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека: свадебные песни, похоронные песни, песни-плачи.

Фольклор (англ. folklore) — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме.Семейно-обрядовые песни

Слайд 3ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ — песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить

на две основные группы: обряды праздничные, связанные с религиозными празднествами, и обряды семейные, приуроченные к крупным событиям семейной жизни — к свадьбе, обряд проводов в солдаты (рекрутские песни), похоронам. В обрядовой поэзии сохранилось очень много следов глубокой старины.
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ — песня, сопровождающая народный обряд. Народные обряды можно разбить на две основные группы: обряды праздничные,

Слайд 4Календарно-обрядовые  песни  относятся  к древнейшему  виду  народного и получили  они  свое 

название  из-за творчества,а  связи  с народным  сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

В календарной поэзии можно выделить 4 цикла: зимний — с Коляды до Благовещенья или Велика дня,
весенний — с Благовещенья или Велика дня до Купалы,
летний — с Купалы до Осенин, Здвиженья или Покрова
и осенний — с Покрова до Коляды.
Всю календарную обрядность можно интерпретировать в связи с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Календарно-обрядовые  песни  относятся  к древнейшему  виду  народного и получили  они  свое  название  из-за творчества,а  связи  с народным 

Слайд 5Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и

уборку последнего  снопа  в поле, молодежные  гулянья и рождественские или  троицкие обряды, крестины и свадьбы.











Обрядовые  песни  считались  такой же  обязательной  составной  частью  обряда,  как и основные  обрядовые  действия.  Считалось  даже,  что  если  не будут  выполнены  все обрядовые  действия  и исполнены  сопровождающие  их песни,  то не будет  достигнут желаемый результат. 

Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего  снопа  в поле, молодежные 

Слайд 6В этой области русской поэзии ярче всего сказалось смешение двух культур

— языческой и христианской, т.-е. «двоеверие». Языческий быт постепенно должен был применяться к быту христианскому. В частности, языческие празднества должны были слиться с праздниками церковными; календарь первобытный смешался с календарем византийским.
В этой области русской поэзии ярче всего сказалось смешение двух культур — языческой и христианской, т.-е. «двоеверие».

Слайд 7Календарные обрядовые песни делятся на:

Зимние Святочные песни (колядки).
Масленичные песни.
Весенние

песни (заклички).
Летние семицкие песни (троицкие).
Песни жатвы (осенние).

Календарные обрядовые песни делятся на:  Зимние Святочные песни (колядки).Масленичные песни.Весенние песни (заклички).Летние семицкие песни (троицкие).Песни жатвы

Слайд 8Что такое колядки?
Колядки – святочные народные песни у славян. В них

прославляется рождение Христа Спасителя, а также возносят хвалу Божией Матери, ангелам, пастухам, первым возвестившим миру о рождении Иисуса. Колядующие желают всем в своих песнях мира, добра, благополучия и принимают угощение.
В дохристианские времена коляда был праздник новолетия.
Что такое колядки?Колядки – святочные народные песни у славян. В них прославляется рождение Христа Спасителя, а также

Слайд 9К.Трутовский «Колядки в Малороссии»

К.Трутовский «Колядки в Малороссии»

Слайд 10Колядки
Нынче Ангел нам спустился И пропел: "Христос родился!". Мы пришли

Христа прославить, А вас с праздником поздравить. Вот идём мы, пастухи, Прощены нам все грехи. К дому путь свой правим, Христа Бога славим.

Коляда, коляда, На другой день Рождества! Кто подаст пирога, Тому двор живота. Кто не даст пирога, Тому сивая кобыла Да оборвана могила!

Коляда, коляда, Накануне Рождества! Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька Не режь, не ломай, Поскорее подавай, Двоим, троим, Давно стоим, Да не выстоим! Печка-то топиться, Пирожка-то хочется!

Колядки   Нынче Ангел нам спустился И пропел:

Слайд 11Весенние обрядовые песни
Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у

украинцев, белорусов, русских и др. народов.
К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов.
Весенние обрядовые песниВеснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов.К

Слайд 12Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В

ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.).
Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические

Слайд 1322 марта по народному календарю день Жаворонка. По поверьям в этот

день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…
22 марта по народному календарю день Жаворонка. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и

Слайд 14Масленичные песни
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся

и после принятия христианства.
Масленичные песниМасленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

Слайд 15Масленичные обряды
во многом сходны с новогодними. Они содержат игры, песни,

ряжение. Как отмечал в XIX веке известный фольклорист И.П. Сахаров, все дни масленой недели имеют свои особые названия:

понедельник – "встреча",
вторник – "заигрыши",
среда – "лакомка",
четверг – "широкий" ("широкая Масленица"), пятница – "тещины вечеринки",
суббота – "золовкины посиделки",
воскресенье – "прощеный день" (проводы).

Масленичные обряды во многом сходны с новогодними. Они содержат игры, песни, ряжение. Как отмечал в XIX веке

Слайд 16Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит

душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища.
Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста.

Слайд 17 Ой, ты, Масленица, обманщица! Обманула, провела, Нагуляться

не дала! Уходи, Зима, ко сну, Присылай Весну! Прощай, Масленица!

А мы Масленицу дожидаем, дожидаем.
Мы в окошечко поглядаем, поглядаем.
Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем.
Наша Масленица годовая, годовая.
Она гостенька дорогая, дорогая.
Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит.
Всё на команях разъезжает, разъезжает.
Уж ты, Масленица, кривошейка, кривошейка,
Ой, и встретим тебя хорошенько, хорошенько.

Ой, ты, Масленица, обманщица!    Обманула, провела, Нагуляться не дала!

Слайд 18Летние (семицкие ) песни
Седьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой

недели назывался Семиком, а ее последний день (воскресенье) был праздником Троицы. На семицкую неделю совершались особые обряды, которые сопровождались песнями.

Березынька кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под тобою, березынька,
Всё не мак цветет,
Под тобою, березынька,
Не огонь горит,
Не мак цветет
- Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березынька,
Всё песни поют.
(Пели при украшении и завивании березы).

Летние (семицкие ) песниСедьмая неделя после пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а ее последний

Слайд 19Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Одев праздничные наряды,

девушки шли в лес.
Затем девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей березы, не отламывая их, они сплетали («завивали») венки, напевая песню, в которой были слова: «Завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрявая».
Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Одев праздничные наряды, девушки шли в лес.Затем девушки «завивали

Слайд 20Осенние песни
Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая.

Осенние песниПоследний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть