Слайд 1Презентация
Тема природы в лирике
Афанасия Фета
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 5Тема природы
в лирике Афанасия Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – замечательный
поэт 19-го века.
Слайд 6А. Фет - без сомнения один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов.
Слайд 7Он писал ради красоты и не касался своим возвышенным слогом политики.
Слайд 8 Русская природа в лирике А. Фета стала чуть ли не
главным предметом изображения.
Слайд 9Природа в лирике А. Фета живет своей разнообразной жизнью и показана
не в каких-то статических, закрепленных во времени и пространстве состояниях, а в динамике, в движении, в переходах из одного состояния в другое:
Растут, растут причудливые тени,
В одну сливаясь тень…
Уж позлатил последние ступени
Перебежавший день.
Что звало жить, что силы горячило -
Далеко за горой.
Как призрак дня, ты, бледное светило,
Восходишь над землей.
Растут, растут причудливые тени.
Слайд 11***
Растут, растут причудливые тени,
В одну сливаясь тень…
Уж позлатил последние ступени
Перебежавший день.
Что
звало жить, что силы горячило —
Далеко за горой.
Как призрак дня, ты, бледное светило,
Восходишь над землей.
И на тебя как на воспоминанье
Я обращаю взор…
Смолкает лес, бледней ручья сиянье,
Потухли выси гор;
Лишь ты одно скользишь стезей лазурной;
Недвижно всё окрест…
Да сыплет ночь своей бездонной урной
К нам мириады звезд.
Слайд 13В ранних стихах Фета основная тема - наслаждение красотой, красоту же
Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы:
…Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки…
Слайд 17«Я жду…»:
молодой лирический герой томится сладким предчувствием. Описанная им ночная
картина яркая и красочная: соловьи, река, луна, звезды, теплый ароматный ветер.
Слайд 19
Герой заворожен самозабвенным пением соловьев, доносящимся с другого берега.
В
эту минуту он один, но никакая забота его не мучит, никакая потеря не отравляет этот момент таинственной беседы человека и природы.
«Бриллианты травы»: живая метафора.
Пейзаж почти фантастический, хотя и такой земной, узнаваемый.
Слайд 21Звездное небо сияет так близко, что герой в состоянии разглядеть даже
мелкие звезды.
Он смотрит на себя немного со стороны: слышу биение сердца.
Поэт намеренно использует подробности, детали, чтобы придать образам стихотворения больше правдоподобия: мелких и крупных, руках и ногах, стоять и идти.
Слайд 23В эту волшебную ночь даже «повеяло» — и то «с юга»:
никакого холода, севера, печали, страха. Герою «тепло», время идет, а он то бродит по сверкающей траве, то стоит, прислушиваясь к себе и миру.
Слайд 25«Звезда покатилась»: в этом ли разгадка ожидания героя?
Быть может, он
почти по-детски решил загадать самое заветное желание, чтобы обязательно сбылось?
Вот почему он покинул дом и вышел в ночь.
Или же герой надеется разглядеть, прочесть тайну своего будущего?
А возможно, здесь не обошлось и без романтического чувства.
Слайд 28Повтором «прости» и ласковым обращение «золотая» он словно прощается со звездой,
переставшей быть частью этой величественной картины.
В финале и многоточие, и восклицание. Эпитеты: блестящей, темно-синее. Инверсия: горят светляки.
Типичное для XIX века прочтение слова «звезды» через «е», а не «ё», как сейчас. Соответственно, и ударение звучит иначе.
Слайд 32С помощью красочных эпитетов и эффектных сравнений поэт рисует картину захода
солнца в степи. От его внимательного взгляда не укрывается ни единая деталь вечернего пейзажа, и для каждого предмета находится красивое выражение.
Слайд 33 Повествование начинается с изображения неба. Дождевые облака предстают перед нами
живыми существами, способными наслаждаться тёплым солнечным светом.
Слайд 34Приём олицетворения применён и к полям, которые испытывают удовольствие от нежных
капель вечерней росы. Растения также приобретают человеческие черты, когда поэт наделяет их чувствами.
Слайд 36«Волнуется… рожь», – говорит Афанасий Афанасьевич о полях и здесь же
сравнивает бесчисленные колоски с морем. Даже далёкое светило ведёт себя совершенно как робкая девушка, скромно прячась за облаком, пока не скрылось солнце.
Слайд 38 Целая строфа посвящена всевозможным пернатым. Автор подмечает, как подаёт голос
то одна, то другая птица. Благодаря аллитерации (повторяются согласные «п», «р», «с») в словах «перепел», «покрылись», «скрыпят», «коростели», «слышу», создаётся впечатление, что читатель собственными ушами слышит их приглушённое пение.
Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.
Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.
Слайд 40На картине, созданной поэтом, почти нет следов человека. Лишь однажды, в
начале стихотворения, мы видим ямщика, который тут же исчезает из виду.
Слайд 41Во второй строфе автор подчёркивает, что в этой степи нет признаков
жилья. С помощью восклицания он усиливает мысль, что здесь нет места человеку. Автор не хотел противопоставлять природу людям, а стремился показать великолепие нерукотворной красоты.
Слайд 44Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую
природу, немало знал о растениях, птицах, животных.
Слайд 45В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только
то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса.
Слайд 46Фет стремился к фиксации изменений в природе. Наблюдения в его стихах
постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы.
Слайд 48
"Трепет жизни" - вот, что Фет умел улавливать так, как, пожалуй,
никто другой из его современников.
В росинке он умел разглядеть "весь солнца лик", в душевных движениях конкретного человека - "все мирозданье".
Слайд 50А. Фет был убежден, что человек носит в своей груди "огонь
сильней и ярче всей вселенной". Огонь, который "ни времени не знает, ни пространства".
Слайд 52Во многих стихах А. А. Фета через состояние природы автор показывает
нам состояние человеческой души .
Слайд 53В стихотворении "Узник" человек мечтает о свободе, и ее он видит
в образе моря:
Бывалое горе
Уснуло в груди,
Свобода и море
Горят впереди.
Слайд 55События происходят летом. «Ива повисла шатром» (сравнение):
еще одна деталь
пейзажа,
которую узник
видит в окно.
Слайд 59Действиями героя движет мечта. Лодки и морская гладь манят его.
Поэтому
и «железо решетки под пилой».
Решетка поддается, поскольку дело происходит в середине XIX века, а сталь Гадфильда (устойчивая к применению пилы) вошла в обиход спустя лет сорок после описываемых событий.
«Бывалое горе»: предательство, утраты, заблуждения остаются позади, когда действует надежда.
Слайд 61«Свобода и море»: почти клич, пароль, путеводная звезда.
«Впереди»: герой рискует,
используя свой, вероятно, единственный шанс.
«Прибавилось духа»: отчаяние отступило.
Затихает даже неотвязная тоска.
«Слушает ухо»: возможно двоякое толкование.
Герой начеку, прислушивается – не идет ли тюремщик.
Или же ухо его слышит уже совсем другие звуки: плеск волн, шум листьев, трепет паруса под ветром, крики чаек.
Слайд 63 Море как символ свободы. Все происходящее можно воспринимать метафорически. Тогда герой
– узник обстоятельств.
Слайд 65В стихотворении эпитеты: веселые лодки (это еще и олицетворение), дали голубой
(это еще и инверсия). Череда инверсий: горе уснуло, затихла тоска, пилит рука (это еще и метонимия).
Слайд 67В «Узнике» А. Фета воедино слились пейзаж, побег из мест заключения
и мечты о лучшей доле.
Слайд 69Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов,
их многокрасочных оттенков, их запахов, как у Фета. Обычно у А. Фета "трепету природы" отвечает согласный "трепет души".
Слайд 70Поэт зорко наблюдает "человечное" в природе и "природное" в человеке и
полную гармонию человека и природы.
Слайд 71В другом стихотворении молодость - это "новый, ранний снег всегда и
чист и свеж!" Русский человек всегда был един с природой, считал себя ее частью, как звери и птицы. Именно это пытался нам передать А. Фет.
Слайд 72Человек глядится в природу и познает ее законы и свои возможности.
Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Фет пишет о высокой и таинственной близости человека и природы.
Слайд 73А. А. Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее
мимолетности и изменчивости.
Слайд 74Красоте и прекрасному Афанасий Афанасьевич поклонялся всегда. Тема его творчества -
всесилие красоты и ее вечная власть над человеком. В своих последних стихах он поклонялся красоте больше, чем когда-либо.
Слайд 76 Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи с их
свойствами.
Лирическая эмоция как бы развивается в природе, заражая ее чувствами лирического "Я", объединяя мир настроением поэта.
Слайд 78Особенная манера Фета - одушевлять всю природу чувствами этого лирического "Я."
Слайд 79Человеческие свойства в поэзии Фета могут быть приданы и таким явлениям,
как воздух, мрак, цвет ("устал и цвет небес"), а с другой стороны - в тех же целях выражения лирической эмоции - живое существо может быть превращено в часть, орган очеловеченного поэтом единства.
Слайд 84Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир,
"где воздух, свет и думы заодно", где
…в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Слайд 87Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего
мира, подчеркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь». Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной березой, которая «застенчиво манит и тешит взор».
Слайд 89Проводя подобную параллель, автор отмечает, что «так деве новобрачной и радостен,
и чужд ее убор».
Слайд 91Характерные эпитеты Фета, такие, как "мертвые грезы", "серебряные сны", "благовонные речи"
… не могут быть поняты в прямом смысле: они теряют свое основное
значение и приобретают
широкое и зыбкое
переносное значение,
связанное с основным
по эмоциональной ассоциации.
Слайд 93Описание природы как бы откликается на настроения поэта - лирика. У
Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку, - у Фета природа лишь объект
художественного восторга,
эстетического наслаждения,
отрешенного от мысли
о связи природы
с человеческими нуждами
и человеческим трудом.
Слайд 95Вот эпитеты и сравнения Фета: девушка - "кроткий серафим", глаза ее
- "как цветы волшебной сказки", георгины - "как живые одалиски", небеса - "нетленные, как рай" и т. п.
Слайд 97Из стихотворенийпоэта можно было бы составить целый "звездный цикл": так много
писал он о звездах. Вот одна из вершин "звездной лирики" Фета:
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал…
Слайд 99 Поэт не передает своих "диалогов со звездами" (как в некоторых
стихотворениях этого рода) и не просто чувствует свое родство с космической жизнью - он переживает необычайное состояния погружения в космическую глубину.
Слайд 102
А. Фет показывает состояние человека, лежащего лицом к звездному небу, Млечному
пути, его мировосприятие мироздания, единения со всем миром, раскрытое как ощущение растворения души в мире звезд, в космосе. Сам поэт признается:
…Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Слайд 105Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зимние. Фет изображает
более частные, более короткие и тем более конкретные отрезки сезонов .
Слайд 106Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно.
Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская.
Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.
Слайд 108Афанасий Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые
обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.
Слайд 109 Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и
даже запахов.
Никто до него из
писателей не
уделял такого
пристального
внимания изображению
природы, ее детализации.
Слайд 112 Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют
общие чувства:
Какая ночь! Все звезды...
Тепло и кротко смотрят в душу вновь…
Слайд 116Ещё майская ночь
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из
царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.
Слайд 118Через близость с природой А. Фет выходит на близость с Вселенной,
постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность.
Слайд 120 В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром
и космосом:
Земля… Безвестно уносилась прочь, и я...
Один в лицо увидел ночь.
Слайд 122И оторванность от земли, и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся
космических просторов:
Над этой бездной я повис…
Я взором мерил глубину, в которой…
все невозможнее тону.
Слайд 128 В стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно
увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.
Слайд 130
В своей манере изображать природу А. Фет близок к импрессионистам.
Импрессиони́зм (фр.
impressionnisme ← impression «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
Слайд 133Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким
он представляется его мгновенному взгляду.
Импрессиониста интересует не предмет, а впечатление:
Лишь ты одно скользишь стезей лазурной;
Недвижно все окрест…
Да сыплет ночь своей бездонной урной
К нам мириады звезд.
Слайд 135Внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта.
При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве.
Слайд 136Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая
действительность отражает внутренний мир лирического героя.
Слайд 137 Это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее,
при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.
Слайд 139 Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные
времена года, но больше всего в стихотворениях встречается весенних образов.
Слайд 143 Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с
нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «... сердце слышит... И все, что движется и дышит, задышит новою весной».
Еще, еще! Ах, сердце слышит...
Еще, еще! Ах, сердце слышит
Давно призыв ее родной,
И все, что движется и дышит,
Задышит новою весной.
Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром порвал.
Слайд 146В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми
вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, с пчелами, вползающими "в каждый гвоздик душистой сирени", с журавлями, кричащими в степи.
Слайд 149Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с
этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой.
Слайд 151Я пришел к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать,
что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Чо душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Слайд 154
В стихотворении "Глубь небес опять ясна…" признаки весны лишь самые
общие: ясность неба, весенний воздух, прилет птиц, таяние снега.
Глубь небес опять ясна...
Глубь небес опять ясна,
Пахнет в воздухе весна,
Каждый час и каждый миг
Приближается жених.
Спит во гробе ледяном
Очарованная сном,—
Спит, нема и холодна,
Вся во власти чар она.
Но крылами вешних птиц
Он свевает снег с ресниц,
И из стужи мертвых грез
Проступают капли слез.
Слайд 156Тема весеннего возрождения природы воплощается в образы сказки о мертвой царевне,
но лишь в виде самых общих символов: приближается жених, и спящая в гробу невеста начинает оживать.
Это именно символы, а не просто олицетворения. В этом стихотворении под "невестой" прямо подразумевается весна.
Слайд 158 В стихотворении "Глубь небес опять ясна…" жених и
невеста - символы оживающей весенней природы.
Слайд 160 В стихотворении "Пчелы" дерзкий образ распевающей пчелы, которая вползает
в "гвоздик душистой сирени".
Через смелое нарушение бытового правдоподобия Фет достигает эффекта передачи болезненно напряженных состояний в природе и человеческой душе.
Слайд 162
Кажется, что пчела вползает в ноющее сердце, и вот оно, пронзенное
звенящим жалом, испытывает нарастающую боль: сперва ноет, а потом "пышет все боле и боле".
Наступает момент полного соединения человека с природой и природы с человеком, когда уже нельзя понять "на цветах ли, в ушах ли звенит".
Слайд 164Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом
жизни. Например, в стихотворении «Пчелы» весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу:
Пропаду от тоски я и лени
Одинокая жизнь не мила,
Ноет сердце….
Слайд 166 Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение
чего-то нового лирического героя рисует А. Фет.
Слайд 170Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения,
в котором так или иначе она бы не звучала.
Слайд 171 И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подернутым
дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи, колышущейся от ветра, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью.
Слайд 173 Поэт уделяет внимание природе. Под его пером оживают земля, небеса
и другие вещи. Метафорой «слёзы неба» поэт наделяет небеса способностью плакать. Земля предстаёт в виде осмотрительной хозяюшки, с недоверием глядящей на случайного гостя, переменчивое солнце.
Слайд 174Гость всё же кажется желанным, недаром же поэт использовал ласковую форму
«солнышко». Даже поля кажутся живыми, когда автор приписывает им способность шевелить колосьями.
Слайд 175Ещё один интересный приём – аллитерация. В первой строфе встречаются слова
с повторяющимся звуком «н» («ни», «на», «небосклоне», «звоне», «но» и др.), которые создают эффект монотонности, символизирующий затишье перед наступлением урагана.
Слайд 176Для того чтобы полнее и подробнее отобразить картину непогоды, Афанасий Афанасьевич
широко применяет эпитеты. Благодаря красочным выражениям, таким, как «кровля влажная и раскрытая», «праздное житьё», «слёгшие травы», «отбитая коса», картина сельской жизни приобретает детальность и живописность.
Слайд 177Отдельного внимания заслуживают выражения «петуший крик» и «в дальном колокольном звоне»,
в которых слышатся отголоски
крестьянской речи.
Они добавляют этому
спокойному
стихотворению
уникальный колорит и мелодичность.
Слайд 180 И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими
вдаль, или порхающими в безлиственных кустах, со стадами на вытоптанном жнивье.
Слайд 184«Устало всё кругом: устал и цвет небес»
Устало всё кругом: устал и
цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.
Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,
О жизни говоря незримой, но знакомой…
О ночь осенняя, как всемогуща ты
Отказом от борьбы и смертною истомой!
…Еще темнее мрак жизни вседневной,
Как после яркой осенней зарницы,
И только в небе, как зов задушевный,
Сверкают звезд золотые ресницы…
…Зари осенней след в мерцаньи этом есть:
Над кровлей, кажется, и садом,
Не в силах улететь, и не решаясь сесть,
Грачи кружатся темным стадом…
Слайд 186«Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан
под ногами,
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
Слайд 190У Фета "цветы глядят с тоской влюбленной", "звезды молятся", "грезит пруд"
и "дремлет тополь сонный".
Всякие средостения между природой и человеком устранены, и в стихотворении "Сентябрьская роза", например, речь идет о розе и о женщине одновременно.
Слайд 192«Шепот. Робкое дыханье...»
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные
тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Слайд 194И русская зима с бегом далеких саней по блестящему снегу, с
игрой зари на занесенной снегом березе, с узорами мороза на двойном оконном стекле.
Слайд 200«Чудная картина»
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий
снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Слайд 207 Образы зимней природы в стихотворениях А. Фета зачастую бывают связаны
с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в «траурные» наряды …
Слайд 210Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти,
одиночестве. Как никогда печален и грустен в этих произведениях А. Фет.
Слайд 212Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в
мрачные тона:
«Земля давно остыла и вымерла».
Слайд 213
«Никогда» Афанасий Фет
Проснулся я. Да, крышка гроба. — Руки
С усильем простираю
и зову
На помощь. Да, я помню эти муки
Предсмертные. — Да, это наяву! —
И без усилий, словно паутину,
Сотлевшую раздвинул домовину
И встал. Как ярок этот зимний свет
Во входе склепа! Можно ль сомневаться? —
Я вижу снег. На склепе двери нет.
Пора домой. Вот дома изумятся!
Мне парк знаком, нельзя с дороги сбиться.
А как он весь успел перемениться!
Бегу. Сугробы. Мертвый лес торчит
Недвижными ветвями в глубь эфира,
Но ни следов, ни звуков. Всё молчит,
Как в царстве смерти сказочного мира.
А вот и дом. В каком он разрушеньи!
И руки опустились в изумленьи.
Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Всё понял я: земля давно остыла
И вымерла. Кому же берегу
В груди дыханье? Для кого могила
Меня вернула? И мое сознанье
С чем связано? И в чем его призванье?
Куда идти, где некого обнять,
Там, где в пространстве затерялось время?
Вернись же, смерть, поторопись принять
Последней жизни роковое бремя.
А ты, застывший труп земли, лети,
Неся мой труп по вечному пути!
Слайд 216Сюжет произведения можно назвать фантастическим. Лирический герой, от лица которого выступает
и говорит сам автор, просыпается и обнаруживает себя погребённым. Выбравшись из могилы, он отправляется домой, но по дороге замечает, что знакомые места выглядят иначе, чем он помнит их. На всём лежит печать запустения и смерти: деревья в парке давно погибли, а дом разрушен.
Слайд 218Посёлок вокруг занесло толстым слоем снега, церковь сильно обветшала. А главное,
нигде нет ни единого следа человека или любого другого создания. В ужасе герой понимает, что остался единственным живым существом на всей планете.
Слайд 219Вся гамма эмоций персонажа мастерски передана автором с помощью различных поэтических
приёмов.
Отчаяние слышится в его многочисленных риторических вопросах.
Рефрены и анафоры способствуют нарастанию напряжения («ни следов, ни звуков… ни зимних птиц, ни мошек…»).
Слайд 224Значительную роль в стихотворении играют эпитеты. Они ярко демонстрируют впечатления протагониста.
Его глазами мы видим «мёртвый лес» с «недвижными ветвями», «безоблачную даль», «снежную пелену».
Слайд 225Все эти картины только подчёркивают одиночество героя, напоминая о том, что
в этом новом мире нет даже движения ветерка. Своё мучительное существование герой называет «роковым бременем», а Землю – застывшим трупом.
Слайд 226Автор пользуется сравнениями. В тексте встречаются такие выражения, как «как в
царстве смерти сказочного мира», «как мёрзлый путник». В них отчётливо звучит обречённость героя.
Слайд 227Лев Николаевич Толстой говорил, что это произведение трогает читателя. Благодаря эффектным
эпитетам и другим приёмам оно заставляет читателя прочувствовать всё одиночество лирического героя и пожелать никогда не оказаться на его месте. Именно на эту мысль намекает автор в заглавии стихотворения.
Слайд 229 Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит
вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.
Слайд 230
Описание природы, как бы откликающейся на настроение поэта, выбор отдельных впечатляющих
деталей вместо связного описания, иногда некоторая неопределенность фабулы при тонкой прорисовке настроения - все это характеризует поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.
Слайд 233 Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее
мире, это состояние трепетного ожидания чуда:
Я жду -
Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду… Темно-синее небо
И в мелких, и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!
Слайд 235Основные темы последнего выпуска стихотворений Фета "Вечерних огней" - природа, жизнь
и смерть, любовь,
красота, искусство.
Это вечные темы
лирики вообще и
в большей мере также и философии.
Слайд 239К финалу своего творческого пути Фет приходит на высшем этапе своей
поэзии. Это не так часто встречается. Это можно назвать чудом - чудом фетовской поэзии, чудом личности А. Фета.
Слайд 242Произведения Фета очень живописны и музыкальны. Одно у поэта тесно связано
с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным.
Слайд 243Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его
изумительно выразителен, образен, музыкален. К его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.
Слайд 244"Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант..." - говорил
о нем П.Чайковский. На стихи А.Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность.
Слайд 246У Фета слово призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые и
цветовые впечатления.
Это очень тонко подметил другой поэт, современник Фета А. К. Толстой:
"Я, наконец, познакомился с его книгой - там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе…"
Слайд 249Все природные явления Фет воспринимает в единстве. Отсюда его выражения –
«пахучая страсть», «устало все кругом: устал и цвет небес…»
Слайд 250Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир
чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.
Слайд 251Тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром
поэта.
При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.