Слайд 1Презентация
Средства
звуковой выразительности
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 7Аллитерация –
повторение согласных :
Гром гремит, грохочет.
Слайд 14Ассонанс –
повторение гласных:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу...
(А. Некрасов)
Слайд 21
Фигуры выделения
фонетическая анафора –
повтор начальных звуков:
Славься! Сияй, солнечная наша коммуна!
(В. Маяковский)
Слайд 29 Фигуры выделения
фонетическая эпифора –
повтор конечных звуков:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы...
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы .
(К.Бальмонт).
Слайд 38Прочитайте.
Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?
Бузина цельный
сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане,
Зелена — значит, лето в начале!
Синева — до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей!
М. И. Цветаева
Слайд 40Найдите в текстах слова, передающие звучание различных голосов природы, предметов …
1. Тихо
тенькает синица
Меж развесистых ветвей. (С.А.Есенин)
2. И вот когда они проходили мостиком у старой школы, с которого, если бы не Денис Иванович, дедок не преминул бы оступиться впотьмах, в это время и долетел до серпилок странный перезвон.
– С-слышишь? – навострился дедок и поднял палец.
Постояли, послушали: из-за тёмных осенних садов, из глухой полевой темени ещё отчётливей, чем прежде, доносилось: «Дон-дон-ди-линь-дилинь».
– Ей-бо, в кузне это, – определил Кондрат.
(В.М.Шукшин)
Слайд 41Отгадайте следующие загадки.
Какие средства звукописи в них использованы?
Помогли они
вам при отгадывании?
1. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тёпла гнезда, где бы щучке трава густа.
2. Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.
3. Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.
4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
5. В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмёшь – заплачет.
Слайд 43Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?
1. ...Бежит
и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин)
2. Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 44В каком предложении используется прием аллитерации?
Клянусь я первым днем творенья, Клянусь
его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов)
2. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
(А.С. Пушкин)
3. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)
4. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А.Блок)
Слайд 45 В каком предложении используется ассонанс?
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С. А. Есенин)
2. Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего.
(Р. И. Рождественский)
3. Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – гаснут, Когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников)
4. У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. (М.Лермонтов)
Слайд 47Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и
гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.
1. Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
2. Безмятежные, свободные,
Миру чуждые, холодные
Звезды призрачных небес.
3. В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шел дождь — и капли с крыши
Стекали по стене.
4. Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
Слайд 48В каком предложении используется звукопись?
Топот В поле раздается: То табун коней
в ночное По лугам несется. (И.Суриков)
2. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! (И.А.Крылов)
3. Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в мое окно. (Л. Татьяничева)
4. Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою травкой
Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)
Слайд 49
Соотнести термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
Прием усиления изобразительности текста
с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
2. Повторение одинаковых или сходных согласных.
3. Создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.
4. Приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
А) Ассонанс
Б) Аллитерация
В) Звукопись
С) Звукоподражание
Слайд 50Назовите средство выразительности, которое использовано автором.
1. Я вижу молнии из мглы
И морок мраморного грома… ( А.Белый)
2. Суровою зимой я более доволен. (А.Пушкин)
3. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Ю. Лермонтов)
4. Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М.Цветаева)
5. Грохот за грохотом ломал небо, Широко и шумно шел дождь. (В.Набоков).
Слайд 51
Найдите в текстах повторяющиеся согласные,
опишите звуковые образы,
опишите звуковые образы,
которые вызывают у вас эти повторения.
1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог... (К.Д.Бальмонт)
2. Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам. (А.С.Пушкин)
Слайд 52Найдите в текстах повторяющиеся согласные,
опишите звуковые образы,
опишите звуковые образы,
которые вызывают у вас эти повторения.
1. Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Кто к торгу страстному приступит?
Свою любовь я продаю... (А.С.Пушкин)
2. Безмятежные, свободные,
Миру чуждые, холодные
Звёзды призрачных небес. (К.Д.Бальмонт)
3. В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь – и капли с крыши
Стекали по стене. (К.Д.Бальмонт)