Презентация, доклад Средства звуковой выразительности.

Содержание

Аллитерация – повторение согласных : Гром гремит, грохочет.

Слайд 1Презентация Средства звуковой выразительности

Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар
Презентация Средства  звуковой выразительности

Слайд 7Аллитерация –
повторение согласных :

Гром гремит, грохочет.

Аллитерация – повторение согласных :          Гром гремит, грохочет.

Слайд 14Ассонанс – повторение гласных: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу... (А. Некрасов)

Ассонанс –  повторение гласных: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу... (А. Некрасов)

Слайд 21  Фигуры выделения фонетическая анафора – повтор начальных звуков: Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! 

(В. Маяковский)
 Фигуры выделения   фонетическая анафора –  повтор начальных звуков:  Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! 

Слайд 29 Фигуры выделения фонетическая эпифора – повтор конечных звуков:  Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы...

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы . (К.Бальмонт).
 Фигуры выделения  фонетическая эпифора – повтор конечных звуков:   Я вольный ветер, я вечно вею,  Волную волны, ласкаю ивы...

Слайд 37


Практическая часть

Практическая часть

Слайд 38Прочитайте.
Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?

Бузина цельный

сад залила!  Бузина зелена, зелена!  Зеленее, чем плесень на чане, Зелена — значит, лето в начале!  Синева — до скончания дней!  Бузина моих глаз зеленей! 
М. И. Цветаева

Прочитайте. Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?Бузина цельный сад залила!  Бузина зелена, зелена!  Зеленее,

Слайд 40Найдите в текстах слова, передающие звучание различных голосов природы, предметов …
1. Тихо

тенькает синица     Меж развесистых ветвей.   (С.А.Есенин) 2.  И вот когда они проходили мостиком у старой школы, с которого, если бы не Денис Иванович, дедок не преминул бы оступиться впотьмах, в это время и долетел до серпилок странный перезвон.    – С-слышишь? – навострился дедок и поднял палец.    Постояли, послушали: из-за тёмных осенних садов, из глухой полевой темени ещё отчётливей, чем прежде, доносилось: «Дон-дон-ди-линь-дилинь».  – Ей-бо, в кузне это, – определил Кондрат.                                                          (В.М.Шукшин)

Найдите в текстах слова, передающие звучание различных голосов природы, предметов …1. Тихо тенькает синица     Меж развесистых ветвей.  

Слайд 41Отгадайте следующие загадки.
Какие средства звукописи в них использованы?
Помогли они

вам при отгадывании?

1. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тёпла гнезда, где бы щучке трава густа. 2. Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету. 3. Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится. 4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу. 5. В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмёшь – заплачет.
 

Отгадайте следующие загадки. Какие средства звукописи в них использованы? Помогли они вам при отгадывании?1. Ходит щучка по

Слайд 43Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?

1.  ...Бежит

и слышит за собой — Как будто грома грохотанье —  Тяжело-звонкое скаканье  По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин) 2.  Русалка плыла по реке голубой,  Озаряема полной луной;  И старалась она доплеснуть до луны  Серебристую пену волны. (М. Ю. Лермонтов)

Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?1.  ...Бежит и слышит за собой — Как

Слайд 44В каком предложении используется прием аллитерации?
Клянусь я первым днем творенья, Клянусь

его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов) 2. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
(А.С. Пушкин) 3. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев) 4. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А.Блок)
В каком предложении используется прием аллитерации?Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья

Слайд 45 В каком предложении используется ассонанс?
Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (С. А. Есенин) 2. Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего.
(Р. И. Рождественский) 3. Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – гаснут, Когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников) 4. У наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. (М.Лермонтов)

В каком предложении используется ассонанс?Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь

Слайд 47Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и

гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.
1. Я вольный ветер, я вечно вею,  Волную волны, ласкаю ивы,  В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,  Лелею травы, лелею нивы.
2. Безмятежные, свободные,  Миру чуждые, холодные  Звезды призрачных небес.
3. В углу шуршали мыши,  Весь дом застыл во сне.  Шел дождь — и капли с крыши  Стекали по стене.
4. Полночной порой камыши шелестят,  В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают

Слайд 48В каком предложении используется звукопись?

Топот В поле раздается: То табун коней

в ночное По лугам несется. (И.Суриков) 2. Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! (И.А.Крылов) 3. Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в мое окно. (Л. Татьяничева) 4. Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой? Вон желтеют под серою травкой
Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)

В каком предложении используется звукопись?Топот В поле раздается: То табун коней в ночное По лугам несется. (И.Суриков)

Слайд 49 Соотнести термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
Прием усиления изобразительности текста

с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.  2. Повторение одинаковых или сходных согласных.  3. Создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.  4. Приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.  А) Ассонанс  
Б) Аллитерация  
В) Звукопись  
С) Звукоподражание


Соотнести термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)Прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и

Слайд 50Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1. Я вижу молнии из мглы

И морок мраморного грома… ( А.Белый)  2. Суровою зимой я более доволен. (А.Пушкин) 3. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Ю. Лермонтов) 4. Лес не тот! - Куст не тот! - Дрозд не тот! (М.Цветаева) 5. Грохот за грохотом ломал небо, Широко и шумно шел дождь. (В.Набоков).
Назовите средство выразительности, которое использовано автором.1. Я вижу молнии из мглы И морок мраморного грома… ( А.Белый) 

Слайд 51 Найдите в текстах повторяющиеся согласные, опишите звуковые образы, опишите звуковые образы,

которые вызывают у вас эти повторения. 1.  Вечер. Взморье. Вздохи ветра Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог...  (К.Д.Бальмонт) 2.  Мазурка раздалась. Бывало Когда гремел мазурки гром В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы: Теперь не то, и мы, как дамы Скользим по лаковым доскам.  (А.С.Пушкин)
Найдите в текстах повторяющиеся согласные,  опишите звуковые образы,  опишите звуковые образы, которые вызывают у

Слайд 52Найдите в текстах повторяющиеся согласные, опишите звуковые образы, опишите звуковые образы,

которые вызывают у вас эти повторения. 1. Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Кто к торгу страстному приступит? Свою любовь я продаю... (А.С.Пушкин) 2. Безмятежные, свободные, Миру чуждые, холодные Звёзды призрачных небес.    (К.Д.Бальмонт) 3. В углу шуршали мыши, Весь дом застыл во сне. Шёл дождь – и капли с крыши Стекали по стене.   (К.Д.Бальмонт)
Найдите в текстах повторяющиеся согласные,  опишите звуковые образы,  опишите звуковые образы, которые вызывают у вас

Слайд 53


Творческих находок!

Творческих находок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть