Презентация, доклад - сопровождение к уроку литературы на тему Лирика М. Ю. Лермонтова (9 класс) /по программе под редакцией В. Ф. Чертова/

Джордж Гордон Байрон /1788-1824/ Английский поэт-романтик, положивший начало целому направлению, популярному в Европе в XIX веке… М.Ю. Лермонтов /1814-1841/ сложное детство, укрепившее чувство одиночества;раннее взросление,

Слайд 1 Джордж Гордон Байрон /1788-1824/
Английский поэт-романтик, положивший

начало целому направлению, популярному в Европе в XIX веке…






Лирика М.Ю. Лермонтова

Джордж Гордон Байрон /1788-1824/   Английский поэт-романтик,

Слайд 2 Джордж Гордон Байрон /1788-1824/
Английский поэт-романтик, положивший

начало целому направлению, популярному в Европе в XIX веке…

М.Ю. Лермонтов /1814-1841/


сложное детство, укрепившее чувство одиночества;
раннее взросление, преждевременное душевное созревание, способствовавшие развитию критического начала, скепсиса;
ссылки на Кавказ /следствие оппозиции Л. по отношению к власти/;
смелость и мужество, проявленные в военных вылазках;
трагическая смерть …

К чему творец меня готовил…

Джордж Гордон Байрон /1788-1824/   Английский поэт-романтик,

Слайд 3Особенности душевного склада юного поэта
Ю. Айхенвальд: Лермонтов «начал говорить и жить

слишком рано; он вполне понимал досрочность своих ощущений». Душа его заплатила за это «страшной пустотой» и «безочарованием».

«К другу», «Элегия», «Монолог» 1829, «Я жить хочу»1832, «Парус»: какое состояние Л. любит более всего?

напряжение души
Особенности душевного склада юного поэтаЮ. Айхенвальд: Лермонтов «начал говорить и жить слишком рано; он вполне понимал досрочность

Слайд 4Чью точку зрения принимаете вы?

Ангел
По небу полуночи ангел летел      И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой      Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов      Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала      Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес      Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой      Остался — без слов, но живой И долго на свете томилась она,      Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли      Ей скучные песни земли.
1831

написано в память о покойной матери – Марии Михайловне;

возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 г., которого Лермонтов очень любил;

романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. 

Чью точку зрения принимаете вы?

Слайд 5 Лирика М.Ю. Лермонтова
Эпоха безвременья
/годы царствования Николая Первого/



Утрата

нравственных опор
Отсутствие подлинных ценностей
«Поколение, отравленное ядом скептицизма»/А. Герцен/

… Лермонтов живёт и творит тогда, «когда старое разрушается, а нового нет»
/В.Г. Белинский/



Разъедает душу, лишает воли к действию …

Лирика М.Ю. Лермонтова  Эпоха безвременья  /годы царствования Николая Первого/ Утрата нравственных опор Отсутствие подлинных

Слайд 6 Эпоха безвременья

… в раскаяньи бесплодном Влачил я

цепь тяжелых лет; И размышлением холодным Убил последний жизни цвет.
«Валерик», 1840





«Ужасно стариком
быть без седин…»

Эпоха безвременья   … в раскаяньи бесплодном Влачил я цепь тяжелых лет; И размышлением

Слайд 7 Художественный мир М.Ю. Лермонтова
Парадоксален,

сложен,
противоречив …

антитетичность художественного
мышления
(КОНТРАСТНОСТЬ)
от слова «антитеза»
Художественный мир М.Ю. Лермонтова Парадоксален,

Слайд 8 Антитетичность художественного

мышления

На каждый тезис –
антитезис.


сомнению подвергаются любые жизнеутверждающие идеи.

Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? - Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.
«Я жить хочу…», 1832

Антитетичность художественного

Слайд 9Лирический герой Лермонтова
Для лирического героя Л.

неприемлемы любые формы конформизма (приспособленчества, беспринципности), пассивного восприятия жизни, но в стране, «где стонет человек от рабства и цепей», мыслящая личность не может реализовать себя:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
«Монолог», 1829
Подобное положение вещей рождает
мысль об одиночестве…
Лирический герой Лермонтова     Для лирического героя Л. неприемлемы любые формы конформизма (приспособленчества, беспринципности),

Слайд 10Эволюция лирического героя
В ранней романтической лирике Лермонтова его лирический герой –

бунтарь, мечтатель, индивидуалист, противостоящий миру обывателей, поэтому
одиночество –
знак избранничества:
…Враждебной силою гоним, Я тем живу, что смерть другим: Живу - как неба властелин - В прекрасном мире - но один.
«Пусть я кого-нибудь люблю», 1831

Но с течением времени одиночество становится для лирического героя непосильной ношей, состоянием души, порождающим отчаяние, безверие, боль:

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной…
«Гляжу на будущность с боязнью…», 1838

И тьмой и холодом объята Душа усталая моя…

Эволюция лирического герояВ ранней романтической лирике Лермонтова его лирический герой – бунтарь, мечтатель, индивидуалист, противостоящий миру обывателей,

Слайд 11О поэте и поэзии

«Пророк», 1841

С тех пор как вечный судия Мне дал

всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»
О поэте и поэзии«Пророк», 1841С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей

Слайд 12О родине
«Поэт», 1837 г.

Вера в способность

поэзии объединять людей


«…Железный стих, облитый горечью и злостью» карает социальное зло

Прощай, немытая Россия…
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

О родине     «Поэт», 1837 г.Вера в способность поэзии объединять людей«…Железный стих, облитый горечью

Слайд 13«Родина», 1840
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни

слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю - за что, не знаю сам - Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. 

В любви к родине что движет героем: рассудок или сердце?
Можно ли победить сердечную любовь?
3-5 строки – понятия для рассудка или сердца?
Приметы Родины – что представляет собой этот ряд?
Почему лирический герой так нуждается в Родине?
Почему он не может объяснить причину любви к Родине?

Трепетная любовь к крестьянской Руси, к бесхитростным радостям простых людей, к вечному круговороту крестьянских забот и праздников…

«Родина», 1840Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни

Слайд 14«Дума», 1838 г.
В чем смысл названия стихотворения?
О чем это стихотворение?
Почему современники

Лермонтова считали «Думу» клеветой на действительность?
Какие негативные черты своей эпохи Лермонтов воплощает в своём стихотворении?
Какие черты человека своей эпохи отразил поэт?
Как в стихотворении проявляется антитетичность художественного мышления поэта

Мысль, которая преследует тебя неотступно…
Лирический портрет своего поколения…

Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния…
(В.Г. Белинский )



Выявите её на разных уровнях: лексическом, стилистическом, образном.

«Дума», 1838 г.В чем смысл названия стихотворения?О чем это стихотворение?Почему современники Лермонтова считали «Думу» клеветой на действительность?Какие

Слайд 15 Джордж Гордон Байрон /1788-1824/
Английский поэт-романтик, положивший

начало целому направлению, популярному в Европе в XIX веке…

Мой дом везде, где есть небесный свод,       Где только слышны звуки песен…
«Мой дом» 1830

Какие силы были у этого человека… Каждое его слово было словом человека власть имеющего… Вот в ком было это вечное, сильное искание истины. Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.
Л. Н. Толстой

Джордж Гордон Байрон /1788-1824/   Английский поэт-романтик,

Слайд 16Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» /о чём

грезит душа поэта?/
Попытка сопоставления /письменно!/: сравните стихотворение «Мой дом» со стихотворением А.С. Пушкина «Домовому». В каком из них образ дома более осязаем, более конкретен? В чьём «доме» можно отдохнуть и успокоиться?
Домашнее заданиеВыучить наизусть стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» /о чём грезит душа поэта?/Попытка сопоставления /письменно!/: сравните

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть