Форму литературной сказки использовали А.С.Пушкин: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» и др.
Сказки Салтыкова-Щедрина современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры».
Сказки обильно пересыпаны пословицами и поговорками.
Автор умело пользуется гротеском, гиперболой, антитезой.
Темы, герои, художественные приёмы, которые он накапливал на протяжении 40-летнего творческого пути, сконцентрировались на 3 – 5 страницах текста.
Смешение стилей создаёт комический эффект.
Так автор обогатил сказку новыми сатирическими приёмами и превратил её в орудие социально-политической сатиры.
Значение
В небольших по объёму произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических.
В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества.
Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донёс до людей резкую критику существующего порядка.
Работа 1 группы
Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат.
Сказочные словосочетания: сказано-сделано, по щучьему велению.
В сказке нелепа фигура помещика: жизнь за счёт народа превратила его в паразита. Весь смысл его существования - «понежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое».
Живёт за счёт своих Сенек, презирает их, ненавидит, не выносит «холопьего духу». Считает себя опорой Российского государства.
Подобно сказочной Бабе-Яге, князь не переносит русского духа, холопьего запаха и радуется, когда мужика не стало в его владениях.
С исчезновением мужика наступают не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание.
Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу и ест со всеми внутренностями.
Без народа не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры.
Русский мужик – поилец и кормилец.
Горечью проникнуты слова, посвящённые народу. Терпит он притеснения помещика и только к Богу обращается за помощью.
В конце сказки летит отроившийся рой мужиков. Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью.
Работа 2 группы
«Премудрый пискарь»
Историческая справка
После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм открыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».
«Премудрый пискарь» (1883)
В этой сказке писатель показывает нам жизнь обывателя, который боится всего на свете. Премудрый пескарь сидит взаперти, страшась с кем-нибудь заговорить или познакомиться.
Только перед смертью задумывается пескарь о своей прожитой жизни: «Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал, и умирал - дрожал». Лишь перед смертью осознаёт этот жалкий обыватель, что никто его не знает, никто его не вспомнит и что никому он не нужен.
Подберите синонимы к слову «премудрый».
Подберите антонимы к слову «премудрый».
Глупый, неумный, несообразительный, бестолковый.
Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об «обычных» сказочных рыбах, о рыбьем царстве. Здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают, и водяные блохи, и пескаря целыми стадами водятся. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человеческий манер, и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок – говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»
Этот эпизод даёт прямой намёк на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного невмешательства в течение жизни.
Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову-Щедрину житейским пословичным изречениям, маскирующим рыбью обывательскую мораль: «с сильным не борись», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «моя изба (хата) с краю», «уши выше лба не вырастут».
Бытовая деталь – пескарь даже жениться не рискнул, и «детей не имел, хотя у отца его была большая семья…»
Тут же следует сугубо сказочное продолжение: «Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас мелюзгу, не зарились… Так уж не до семьи, а как бы только самому прожить!»
Сразу вслед за этим сугубо иронический переход: «Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьёт, табаку не курит…»
Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.
Писатель наводит читателей на мысль, что пора уже мужику обдумать своё положение и перестать безропотно подчиняться.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть