Слайд 1Одаренные дети
« Организация индивидуального сопровождения одаренных школьников»
Слайд 2Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А. Сухомлинский.
Слайд 3В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой
рукой, они красиво зазвучат. В. А.Сухомлинский
Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Слайд 4Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где существуют условия,
благоприятные для их развития.
Слайд 5Одаренные есть везде, но работа с ними требует глубокого понимания природы
« ОДАРЕННОСТИ»
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 6Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 7Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в
его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Слайд 8ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов
чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Слайд 9Виды одарённости по критерию особенности возрастного развития:
ранняя одарённость (вундеркинды -
дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
поздняя одарённость
Слайд 10Виды одаренности по критерию « Форма проявления»
Явная одаренность проявляется в
деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу неперспективных и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
Слайд 11По критерию «Широта проявлений в различных видах деятельности » можно выделить:
общую и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Слайд 12В МБОУ «Полевобикшикская сОШ» можно выделить следующие виды одаренности :
-Академическая
(способность учиться)
- Интеллектуальная ( умение анализировать, мыслить)
-Творческая (художественная, музыкальная)
-Психомоторная (Спортивная)
Слайд 13Комплексное сопровождение - это совместная целенаправленная работа всех участников образовательного процесса
по выявлению, поддержке и развитию талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Сопровождение означает со-действие!
Слайд 14Комплексное сопровождение одаренных учащихся гимназии – это структурированный, последовательный вид деятельности,
являющийся неотъемлемой частью работы МКОУ Кг 1 по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей.
Слайд 15Участники сопровождения одаренного ребенка Администрация МКОУ КГ 1 Учитель- предметник
Классный
руководитель
Психолог, социальный педагог
Родители
Медицинский работник
Слайд 16Сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми,
но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Слайд 17Виды сопровождения : Педагогическое сопровождение Психологическое сопровождение Медицинское сопровождение Социальное сопровождение
Слайд 18Документальное сопровождение работы с одаренными
1. Общие сведения о педагоге (Ф.И.О.,
место работы, должность, период работы с учеником)
2. Общие сведения о ребенке (Ф.И.О., дата рождения, адрес, учебное заведение, класс (профильный, универсальный)
3. Наличие и реализация учебных программ (программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями)
4. Результативность сопровождения на протяжении учебного года (победитель или участник олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, )
Слайд 19ПРОГРАММА ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами,
независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. Стефани Дезибур
Слайд 20Программа « Одаренные дети» призвана реализовать основные положения Декларации прав ребенка,
Закона РФ « Об образовании», направленные на развитие ребенка. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности гимназии и служит основой сотрудничества и консолидации ее с родителями и общественностью.
Слайд 21Задачи педагогического коллектива МКОУ КГ 1 Совершенствование системы выявления и сопровождения
одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям; Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми Проведение тематических педсоветов, психолого-педагогических семинаров по проблемам работы с одаренными детьмси Организация и проведение занятий с одаренными детьми Мониторинг результативности Подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям Создание банка данных с содержательными характеристиками Учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их склонностей и интересов
Слайд 22ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ Всего в учебном году в МКОУ КГ 1 выявлено
74 одаренных учащихся. -академическая и интеллектуальная одаренность- 48 учащихся -творческая одаренность – 6 учащихся -спортивная одаренность – 20 учащихся
Слайд 23Статистика одаренности Начальная школа – 19 учащихся Среднее звено – 34
учащихся Старшее звено – 21 учащийся
Слайд 24Организация научно-исследовательской деятельности. Научное общество учащихся МКОУ КГ 1 « Маленький
эрудит» - начальная школа « Юный исследователь» – 5-11 классы Цели: -Ориентация учащихся на познание как ценность --формирование творческой разносторонне развитой личности -- воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации
Слайд 25Задачи НОУ: -содействие повышения престижа и популяризации научных знаний -развитие познавательной
активности -знакомство с методами и приемами научного поиска -работа с научной литературой -овладение искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами -- содействие профессионального самоопределения учащихся
Слайд 26СЕКЦИИ НОУ : 1. Филологическая ( русский язык и литература) 2.Естественно-
научная 3. Эстетическая 4. Историческая 5. Лингвистическая ( английский и немецкий языки) 6.Физико- математическая 7.Краеведение
Слайд 27ВНЕКЛАССНЫЙ БЛОК 10 предметных кружков 9 факультативов 8 предметов по выбору
4 спецкурса
Слайд 28ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ Одной из форм работы с одаренными и высокомотивированными детьми
являются индивидуально- групповые занятия по подготовке к олимпиадам.
Слайд 29Предмет Количество участников Победи тели Призеры 5 класс 6 класс 7
класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 1Английский язык Биология География Информатика История Литература Математика Немецкий язык Обществознание ОБЖ Право Русский язык Технология Физика Физич. культура Химия ИТОГО ВСЕГО победителей и призеров Достижения учащихся МКОУ КГ 1 Итоги гимназического этапа ВОШ
Слайд 30Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников Русский язык- 5 мест ( 2-3)
Математика-2 места (0-2) Литература-2 места ( 1-1) История- 4 места ( 1-3) Химия- 2 места ( 0- 2) Обществознание- (3 места ( 1-2) Английский язык- 5 мест (1-4) Немецкий язык- 7 мест ( 4-3) Физика- 3 места (1-2) ОБЖ- 4 места (2-2) Биология –3 места ( 0-3) Экология-4 места ( 2-2) Экономика- 2 места (1-1) История Дагестана – 2 места ( 0-2) ИТОГО: 57 мест
Слайд 31СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РД – 20 победителей и призеров РФ- 8 победителей
и призеров Чемпионы мира- 2
Слайд 32Олимпиады, конкурсы, конференции ГородРеспублика 1 Предметные олимпиады ( ноябрь- декабрь 2013
г) Олимпиада им. Чебышева ( январь 2013 г) 51 3 Республиканская математическая олимпиады( турецкий) ( январь 2013 г) -1 4 Олимпиада начальной школы (март 2013) 6- 5 Олимпиада по английскому языку ( февраль 2013) 2- 6 Олимпиада по родным языкам ( февраль-март 2013) 8- 7 Олимпиада ДГТУ (декбрь 2013) 5- 8 Научная конференция «Шаг в будущее» ( ноябрь 21013) 2- 9 Конференция «Я исследователь» ( апрель 2013) Проект на иностранном языке ( январь 2013) Экологическая конференция ( март 2013) 1- 12Права человека глазами ребенка 2 Итоги МКОУ КГ за 2013 год ( 98 мест)
Слайд 33ПОРТФОЛИО Для определения траектории движения к личностным достижениям в гимназии используется
технология «портфолио»- « показать все, на что ты способен»
Слайд 34Развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек
имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет. Эрих Фромм
Слайд 35Качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми. Быть доброжелательными и
чуткими. Быть доброжелательными и чуткими. Разбираться в особенностях психологии одаренных, способных детей, чувствовать их потребности и интересы. Разбираться в особенностях психологии одаренных, способных детей, чувствовать их потребности и интересы. Иметь высокий уровень интеллектуального развития. Иметь высокий уровень интеллектуального развития. Иметь широкий круг интересов и умений. Иметь широкий круг интересов и умений. Быть готовым к выполнению разнообразных обязанностей, связанных с обучением одаренных и способных детей. Быть готовым к выполнению разнообразных обязанностей, связанных с обучением одаренных и способных детей. Быть активным. Быть активным. Иметь чувство юмора. Иметь чувство юмора. Проявлять гибкость, быть готовым к переоценке своих взглядов. Проявлять гибкость, быть готовым к переоценке своих взглядов. Способность к самоусовершенствованию. Способность к самоусовершенствованию. Иметь творческое мировоззрение (креативность мышления). Иметь творческое мировоззрение (креативность мышления).
Слайд 36Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка. Программа должна включать разнообразный учебный материал, введение
в содержание широких вопросов, тем или проблем, которые требуют междисциплинарного подхода в их изучении, поскольку сфера интересов одаренного учащегося очень разностороння. Программа должна включать разнообразный учебный материал, введение в содержание широких вопросов, тем или проблем, которые требуют междисциплинарного подхода в их изучении, поскольку сфера интересов одаренного учащегося очень разностороння. Программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями. Программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями. Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход ее развития. Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход ее развития. Программа должна развивать настойчивость в достижении целей и поощрять внедрение в жизнь результатов работы. Программа должна развивать настойчивость в достижении целей и поощрять внедрение в жизнь результатов работы. Индивидуальная учебная программа развития и обучения о даренного ребенка.
Слайд 37Наблюдение с целью выявления и развития общей и специальной одаренности (музыкальной,
художественной, математической); Взаимосвязь с родителями. Дополнительная информация (о посещении ребенком внешкольных учреждений). Родители Педагоги Анализ продуктов деятельности; Беседа с родителями и педагогами; Психологическая диагностика. Психолог Анализ полученных результатов; Занесение учащихся в банк одаренных детей; Психолого-педагогическое сопровождение одаренных. Результат Матрица выявления одаренных и способных детей
Слайд 38РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ Практическим психологам: Обеспечивать психологическое сопровождение учащихся при переходе
на разную ступень обучения, при смене учебной и социальной ситуации. Осуществлять диагностическую работу с учащимися, согласно диагностическому минимуму с целью своевременного выявления, профилактики дезадаптации. Проводить профилактическую и коррекционную работу. Проводить просветительную и консультативную работу с родителями и учителями, направленную на ознакомление с основными психологическими особенностями учащихся. Использовать в практике инновационные формы работы (тренинги, социально-ролевые игры и др.) с целью эффективной адаптации этих учащихся. Вести работу по предупреждению психических и невротических срывов у учащихся, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения. Оказывать консультативно-методическую помощь всем участникам УВП по вопросам обучения и воспитания учащихся.
Слайд 39РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ Педработникам: Учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся в
учебно-воспитательном процессе. Вести общую работу с психологом, родителями, администрацией по оптимальной адаптации учащихся в школьном микросоциуме. Способствовать самореализации и развитию мотивации в учебном процессе. Способствовать повышению самооценки учащихся посредством включения их в совместную творческую деятельность. Осуществлять индивидуальный дифференцированный подход в учебно-воспитательном процессе с целью предотвращения дезадаптивных проявлений.
Слайд 40РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ Родителям: Оказывать помощь, поддержку, быть особо внимательными, ежедневно
обсуждать со своим ребенком школьные проблемы. Формировать у ребенка положительное отношение к школе и к учебной деятельности. Объективно оценивать результаты работы своего ребенка. Своевременно с ребенком сравнивать различные результаты деятельности, находить причины неудач и намечать пути исправления ошибок. Поддерживать тесный контакт с психологом, учителями, администрацией по оказанию своевременной помощи собственному ребенку в воспитании. Дать ребенку правильную установку на оценки, с целью формирования адекватной самооценки. Повышать уровень самообразования по вопросам психологии и педагогики