Слайд 1Чтение –лучшее учение
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал:
«Чтение — это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».
Слайд 2Сравнивая программы общеобразовательной и коррекционной школ, можно выделить общие составляющие, что
должны знать и уметь обучающиеся – выпускники начальной школы:
овладение техникой чтения
понимание прочитанного (осознанность) текста
деление текста на части, составление плана
оценка героев, характеристики, событий
полный и выборочный пересказ текста
читать наизусть-декламировать произведение
выступать перед аудиторией
знать названия произведений, их авторов по внеклассному чтению, уметь пересказывать прочитанное произведение.
Слайд 3Ребенок с проблемами в развитии в процессе овладения чтением проходит те
же ступени, что учащийся массовой школы. Сравнение норм чтения по программам ОУ и адаптированным программам для детей с ОВЗ . Дети с нарушением интеллекта овладевают чтением в 3 раза дольше, чем дети в норме, как показывает таблица сравнительных результатов техники чтения.
Слайд 4Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Определяет беглость
чтения как «темп, который характерен для разговорной речи»; также под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста.
Беглость чтения, по мнению некоторых авторов, не является самоцелью, но поскольку от нее зависят и другие качества чтения, надо добиваться оптимального темпа чтения.
Беглость чтения во многом зависит от уровня зрительной памяти. Существуют упражнения, направленные на внимание к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Для развития у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения. Материалом для этих упражнений служат изучаемые слова, предложения, подбираемые из текста.
Слайд 5 «Фотографирование» картины.
Учащиеся должны запомнить картинку за 1 – 10 секунд.
В
начале даются предметные, затем сюжетные.
«Фотографирование» карточек с буквами, слогами, словами.
Какая буква лишняя? Слог?
а) а, у, р, о, ы ;
б) ма, ра, ла, ны ;
Запомни ряд букв.
Дается буквенный ряд, написанный на карточке. Попросить повторить в той же последовательности эти буквы. Затем увеличить ряд на одну букву.
Найди слова.
Среди строчек с буквами спрятались целые слова. Нужно их найти и подчеркнуть.
Рюклбюсрадостьуфркнп
Бсолнцетргщоцэкинозгу
чклернопттелевизорччяг
Слайд 6Большое значение для беглого чтения имеет объем поля чтения.
Упражнения в
чтении различных слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшению памяти и внимания.
У учащихся с отклонениями в развитии поле чтения остается равным 1-3 буквам, что препятствует переходу к слитному синтетическому чтению.
Для увеличения поля чтения используются следующие таблицы и упражнения:
Слайд 7Словесные столбики.
Быстро открываем и закрываем слова, состоящие из четырех букв,
а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение.
Затем ученику даются карточки со словами из большого количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научился читать слова, состоящие из десяти букв.
Например,
ОТЕЦ, ПОЛЕ (4 буквы);
ГОРОД, АДРЕС (5);
ВОРОНА, СИРЕНЬ (6);
БОТИНКИ, КОРЗИНА (7);
КАРАНДАШ, ВОЛЕЙБОЛ (8);
СМОРОДИНА, КРОХОТНЫЙ (9);
СКВОРЕЧНИК, КОЛИЧЕСТВО (10).
Слайд 8Чтение «Буксир»
Оно служит для развития скорости и гибкости:
Для развития скорости и
гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Слайд 9Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким
по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.
Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и указкой следит по книге. А его партнер читает вслух, но по указке своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.
Слайд 10Жужжащее чтение
Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно
вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения: - многократное чтение; - чтение в темпе скороговорки; - выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом : после того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз.
Слайд 11Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
Учащиеся пробуют
определить тему и сюжет произведения, исходя из его названия.
В. Астафьев "Осенние грусти"
Г. Скребицкий "Добро пожаловать"
К.Ушинский "Как рубашка в поле выросла"
Башкирская сказка "Золотые руки«
Ученикам предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки, задача детей состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное.
В одном доме жила у хозяев пушистая корова Мурка. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, на заборе стоял красный пастух и гордо кукарекал. Вдруг из кошачьей конторы вылезла большая собака. Мурка испугалась и убежала в дым.
Слайд 12Упражнение "Пропавшие слова": учащиеся читают приготовленный учителем текст и вставляют пропущенные
по смыслу слова.
Стоит жаркая погода. Небо____________, солнце светит__________. Коля и Оля идут гулять в поле. Они слушают пение_________ и собирают _______. Вдруг небо стало темным, оно покрылось большими ________. Дети испугались_________. Они постучались в один __________, чтобы укрыться от сильного____________, так как у них нет с собой___________и их одежда совсем ___________.
Слайд 13Осознанность чтения проявляется в умении ребенка ясно, глубоко понять содержание текста.
Это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.
Общая интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению сознательности чтения. Дети с нарушением интеллекта с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность. Учащиеся оказываются не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения.
Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности умственно отсталых школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим его качеством.
Слайд 14Основными задачами обучения чтению по адаптированной программе является:
- научить детей читать
доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- осмысленно воспринимать прочитанное.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т. к. этот вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».
Слайд 15Упражнение "Собери стихотворение":
учащимся необходимо установить не только логические связи стихотворных
строк, но и темпо-ритмические.
А) Я ему на блюдце
Серого щенка
Налил молока
Я нашел в канаве
Б)Залепил мне снег
А ребятам смех
Всё лицо и руки
Мне в сугробе горе
Слайд 16Упражнение "Подбери пословицу" .
Детям необходимо выбрать из предложенных учителем пословиц
ту, которая объясняет смысл прочитанного текста.
а) Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.
Пословицы:
Собака - друг человека.
За чужим погонишься, свое потеряешь
б) Лягушка и мышь затеяли ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и захватил обоих.
Пословицы:
Ссора до добра не доводит.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Слайд 17Упражнение "Найди, кто прячется в строчках»
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить
одной.
(овца)
Внутри снопа укрыт от глаз,
Спокойно спал я целый час.
(паук)
Развитие переносного смысла выражений на примере фразеологизмов. Учитель предлагает детям соединить фразеологизм со своим значением.
Ежовые рукавицы
трудиться весь день
любит воровать
держать в строгости
ничего не получается
Валится из рук
На руку нечист
Не покладая рук
Слайд 18Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
Упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок.
Задание:
Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстрее, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки.
Коля колья колет
Поля поле полет
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных. ао оа аи иа ои
ао ои уа ау ыа
уы ыу оу уо оы
аэ оэ аи уэ эу аоу оиа аыи уаи
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
Чтение шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
Слайд 19Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой
правильного чтения
Выработка внимания к окончанию слова. (Чтение слов с общим корнем) вода, водный, водичка
белый, белье, белить, белизна
родина, родной
Выработка внимания к корню слова. (Чтение слов с общим окончанием). чистота, частота
девушка, дедушка
булка, белка
машина, малина
шишки, шашки
Сочетание существительного с прилагательным.
у чистого берега
у дальнего леса
с глубокого дна
Слайд 20Виды работы над текстом.
- Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа.
-
Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х сложных слов.
Нахождение в тексте и чтение сочетаний:
а) сущ. + прил. б) сущ. + глагол в) местоимение + глагол (и наоборот)
- Пометка и чтение непонятных слов.
Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.
Например: про-ис-шест-ви-е , вос-хи-ти-тель-но
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).
печальный - грустный
радостный - весёлый
развеселился - обрадовался
несчастье – беда
Слайд 21- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов
и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
- Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе (стихотворении).
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. (И наоборот).
- Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правдиво, и что вымышлено (для сказки).
- Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками, крылатыми выражениями (для басен).
- Чтение с сокращением текста (подготовка к сжатому пересказу).
- Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой и т.д.
- Нахождение и чтение слов (предложений), которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Слайд 22Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить
проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.
Слайд 23Исходя из опыта работы в общеобразовательной школе на уроках чтения
стараюсь
вводить следующие знания:
Различие видов текстов (художественный, учебный, справочный)
Различие художественных произведений разных жанров (рассказ, басня,
сказка, загадка, пословица)
Находить средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, иносказание, сравнение)
Серия иллюстраций с короткими текстами
Слайд 24Дети овладели:
Чтением текста
Умением отвечать на вопросы, данные после текста
Чтением по ролям
Выборочным
чтением
Нахождением эпизодов к иллюстрации
Умением выступать перед аудиторией
Полным пересказом произведения
Составлением плана к произведению
Подбором пословиц к сюжету произведения
Способностью анализировать поступки героев произведений
Слайд 25Необходимо продолжить работу над:
Беглостью чтения
Правильным произношением окончаний слов
Делением текста на смысловые
части и составлением плана
Умением характеризовать героев произведения
Выразительным чтением стихотворений
Кратким пересказом
Приобщением к внеклассному чтению и посещению библиотек