Слайд 1Происхождение русского языка
Слайд 2Индоевропейский язык
Существовал на территории современной Европы 5-6 веков назад до нашей
эры
Слайд 3Общеславянский язык
Общеславянский язык выделился из индоевропейского языка еще до нашей эры,
на нем разговаривали племена славян, живущие между Днепром и Вислой.
Слайд 4Южнославянский
язык
(старославянский)
Общеславянский язык
Восточнославянский
язык
(древнерусский)
Западнославянский
язык
Слайд 5СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
первый письменно-литературный язык славян в 9-11 вв. Относится к славянским
языкам. Сложился на основе переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский. Старославянский язык пользовался двумя системами письма — кириллицей и глаголицей. Имел общеславянское значение, оказал влияние на формирование многих славянских литературных языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский язык.
Слайд 6Восточнославянский
язык
(древнерусский)
Украинский
язык
Белорусский
язык
Русский
язык
Слайд 7
История нашего языка насчитывает около 25 веков – две с половиной
тысячи лет! А собственно русский язык сравнительно еще молод – ему приблизительно 600 лет.
Слайд 8 Формирование русского литературного языка было завершено великим нашим поэтом
А. С.
Пушкиным в первой половине 19 века, и знакомым, доступным нашим современникам русский язык не насчитывает и двухсот лет.
Слайд 10Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на
мировом погосте
Звучат лишь Письмена…
(И. Бунин)
Слайд 11 Письменность пришла на русскую землю вместе с принятием христианства великим князем
Владимиром в 988 году. Именно этот год и считается официальной датой рождения русской письменности.
Слайд 13 Предполагаемая дата принятия христианства на Руси 1 августа 988 года.
Принятие
христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси.
Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский.
Слайд 15Крещение Владимира и его дружины (внизу)
Слайд 16Славянская азбука
В ней было 38 букв, позднее учениками Кирилла было добавлено
еще пять букв (всего 43 буквы). Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть создана специально для выражения звуков славянского языка.
Среди восточных славян письменность получила массовое распространение только после крещения Руси и, как и христианство, письменность пришла из Византии.
Другой славянской азбукой была глаголица, она была создана также на основе греческого алфавита. Время ее создания приблизительно то же, что и кириллицы.
Слайд 17 Основу русского письма составила старославянская азбука кириллица, которая была создана на
125 лет раньше и названная так в честь славянских просветителей, создателей славянской письменности, братьев Кирилла и Мефодия.
Слайд 19 25 букв кириллицы перешли из греческого алфавита, а остальные 18 были
специально созданы для передачи тех звуков славянской речи, которые отсутствовали в греческом языке.
Слайд 20Кириллица
Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук.
(Слово "азбука" происходит от названия первых двух букв кириллицы: "аз" и "буки"). Кириллица была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Введенная на Руси в связи с крещением Великого князя Владимира Святославича Святого (988 год), кириллица легла в основу русского алфавита.
Слайд 21 Азбука глаголица была создана на основе греческого алфавита. От кириллицы она
отличается сложной, замысловатой формой букв.
Слайд 22 Кириллица создана в 863 году на основе греческого алфавита просветителем Кириллом.
Значит, азбука, которой мы пользуемся, существует 1145 лет, а в русском языке – 1020 лет.
Слайд 23Это интересно!
Самая древняя надпись древнерусским письмом относится к первой четверти 10
века. Слово «Горушна», написанное на глиняном горшке, скорее всего, значит горчица или пряность. Эта надпись, видимо, помогала хозяйке разобраться со своими горшками или купцу в своих товарах.
Письменность на Руси издавна использовалась не только для создания богослужебных книг, но и помогала в обыденной жизни.
Слайд 24КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ
Славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита.
День памяти
святых и равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия отмечается 24 мая.
Именно этот день и считается Днем славянской письменности и культуры.
Слайд 27ЛЕТОПИСИ
ЛЕТОПИСИ, исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли
из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.
Слайд 28"Повесть временных лет"
"Повесть временных лет" – условное название общерусского летописного свода,
составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В заглавии великого труда: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть", – Нестор объяснил свою задачу: связать историю русской земли с историей известных ему стран и народов мира. Он возвел происхождение восточных славян, на территории которых образовалось Русское государство, к временам библейского Великого потопа. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. "Повесть временных лет" легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.
Слайд 29Фрагменты «Повести временных лет»
Слайд 30 «Нестор-летописец». Скульптура М. М. Антокольского.
Слайд 31 Именно Нестор свел воедино древние летописные списки, созданные когда-то в разных
местах и в разное время, и сотворил на их основе летописный свод «Повести временных лет». Благодаря ему мы знаем теперь многие факты из древней истории нашего народа.
Слайд 32 В. М. Васнецов. «Нестор-летописец».
На картине изображен первый русский летописец (историк)
Нестор. Именно он, по преданию, стал автором первой русской летописи «Повесть временных лет».
Слайд 33"Лаврентьевская летопись"
"Лаврентьевская летопись" – русский летописный свод, названный по имени монаха
Лаврентия, списавшего его, как видно из приписки, в 1377 году по заказу Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Основой труда послужил Владимирский свод 1305 года. Летопись написана на 173 листах пергамента. Она начинается древнейшей дошедшей до нас редакцией "Повести временных лет". В XIX веке "Лаврентьевская летопись" была преподнесена царю Александру I русским археографом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным.
Слайд 35Владимир Мономах.
Цветная литография.
"Поучение" Владимира Мономаха
Адресованное "детям моим или кому другому,
кто прочтет" "Поучение" Великого князя Владимира Мономаха известно в единственном списке, вошедшем в "Лаврентьевскую летопись" под 1096 годом. Оно состоит из трех частей: собственно "Поучения", автобиографии и письма к князю Олегу Святославичу.
Основная тема "Поучения" – представление о нравственном поведении человека и властелина. Рисуя образ идеального правителя, князь Владимир Всеволодович приводил примеры из собственной жизни, наставляя: "...если я ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от падения с коня не пострадал, то и никто из вас не может пострадать или лишиться жизни, пока не будет от Бога повелено".
Слайд 36Ярослав Мудрый
В городе Ярославле стоит памятник Ярославу Мудрому как основателю этого
города. Ярослав Мудрый вошел в историю русской культуры как один из самых образованных людей своего времени.
Слайд 37Русская правда.
Список 14 века. При Ярославе Мудром на Руси появился первый
судебник — Русская правда. Нормы Русской правды действовали до конца 15 века (до введения Судебника 1497 года), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.
Слайд 38 Ярослав (с книгой) и Владимир Мономах. Фрагмент памятника «Тысячелетие России», Новгород.
В древние времена художники не владели мастерством точного портретного сходства, поэтому облик многих военачальников и героев придумывают современные художники. На этом скульптурном изображении мы видим великого князя Ярослава Мудрого, прославившегося тягой к знаниям, поэтому скульптор вложил в руки князя книгу.
Слайд 39Лицевой летописный свод –
памятник 16 века
Слайд 40Миниатюра летописного свода 16 века
Слайд 41 Евангелист Лука. Миниатюра византийского типа из Остромирова Евангелия 1056-57 г.
Слайд 42
Трактат "Учение о числх"
Написанное в 1136 году ученым монахом новгородского Антонова
монастыря Кириком Новгородцем "Учение о числах" считается древнейшим русским научным – математическим и астрономическим – трактатом. "Учение о числах" посвящено проблемам летосчисления. Кирик Новгородец систематизировал известные ему способы подсчета лет, месяцев, дней и часов, привел теоретические основы для календарного счета. Высокий уровень научных знаний на Руси позволил Кирику Новгородцу свободно оперировать понятием цикличности времени, сложными дробями, арифметическими суммами в пределах десятков миллионов: "...в одном году 12 календарных месяцев, а небесных лунных месяцев 12 и 11 дней 13-й луны. И из этих дней на четвертый год получается 13-я луна; в месяце насчитывается 4 недели, от году до году проходит 13 лунных месяцев и один день... В одном году 52 недели и 1 день, называемый индиктой, и 6 часов. Эти 6 часов через 4 года дают 1 день, называемый високосным". Цель создания "Учения о числах" исследователи определяют по-разному. Трактат рассматривали и как "учебник" для интересующихся летосчислением, и как "диссертацию" молодого ученого, а авторитетный историк церкви Евгений Евстигнеевич Голубинский полагал, что "Учение о числах" написано "единственно для бесцельного обнаружения учености".
Слайд 43
Апокриф "Хождение Богородицы по мукам"
"... Картины и смелость не ниже дантовских!"
– так устами своего героя Ивана Карамазова охарактеризовал апокриф "Хождение Богородицы по мукам" русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Слово "апокриф" происходит от греческого "aрokryрhos" – "тайный". Апокрифами назывались литературные произведения, написанные на сюжеты Ветхого и Нового заветов, но не вошедшие в канонический текст Библии и запрещенные для чтения. Апокриф "Хождение Богородицы по мукам" был частично переработанным переводом греческого "Откровения пресвятой Богородицы". Древнейший его список датируется концом XII-началом XIII века и содержит еще упоминания языческих божеств: Траяна, Хорса, Велеса, Перуна. Тема "Хождения Богородицы по мукам" – описание мук, претерпеваемых грешниками в аду. Включение апокрифа во многие русские летописные сборники свидетельствует о его широкой популярности на Руси.
Слайд 44
"Слово о полку Игореве"
В 1800 году русский археограф граф Алексей Иванович
Мусин-Пушкин в сотрудничестве с Алексеем Федоровичем Малиновским, Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским и Николаем Михайловичем Карамзиным – лучшими русскими историками того времени, издал открытый им список "Слова о полку Игореве". В основу сюжета "Слова", датируемого 1187 годом, неизвестный автор положил событие 1185 года – неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев. До наших дней летописный рассказ об этом походе сохранился в "Лаврентьевской" и "Ипатьевской" летописях. Открытый Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным список "Слова о полку Игореве" был утрачен в 1812 году, во время страшного пожара в Москве при вторжении армии императора Наполеона.
Слайд 45
"Домострой"
"Домострой" – своеобразная энциклопедия русской средневековой морали – представляет собой свод
житейских наставлений времен царствования Иоанна IV. Три основные части "Домостроя" диктовали правила поведения в отношении "духовного строения" (религиозных обрядов), "мирского строения" (семейных отношений) и "домового строения" (ведения хозяйства). "Домострой" сохранился до наших дней в трех редакциях. Авторство окончательного текста свода связывают с именем священника московского Благовещенского собора Сильвестра – сподвижника и наставника Иоанна IV. Приобретший с течением времени авторитет закона "Домострой" стоял на страже патриархального уклада жизни населения.
Слайд 48Древнерусская книга
Чаще всего писцы переписывали на древнерусский язык богослужебные книги. Их
делали из кожи животных. Только на одну книгу могло уйти целое стадо, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить их могли очень богатые люди.
Слайд 49
Рукописные книги
Русские рукописные книги представляют собой памятники письменности, созданные руками древних
писцов и переплетчиков. Рукописные книги составляли из отдельных, писанных вручную листов, которые сшивали в тетради и переплетали. Такие рукописи прикреплялись к деревянным доскам – переплетам. Доски снаружи обтягивали кожей или тканью, облекали в драгоценные оклады. Материалом для русских рукописных книг до XIV века служил пергамент, а затем – бумага. Русские писцы употребляли чернила из сажи ("копченые") и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил использовался мелкий кварцевый песок, которым посыпали законченный лист. Слова в рукописной строке не разделяли, а абзацы выделяли инициалом – буквой, написанной киноварью. Широко известные слова писали сокращенно под особым надстрочным знаком – титлом. Тип почерка русского писца с четким, почти квадратным начертанием каждой буквы назывался уставом. С появлением бумаги процесс письма упростился, и уставное письмо сменилось округлым, с наклонным начертанием букв – полууставом, а для деловых бумаг появилась скоропись.
Слайд 50 "Остромирово евангелие" – древнейший дошедший до нас датированный памятник русской письменности.
Он был составлен в 1056-1057 годах по заказу новгородского княжеского посадника Остромира. "Остромирово евангелие" – сборник недельных евангельских чтений.
Слайд 51Начальная страница
Остромирова Евангелия 1056-1057.
Слайд 52 Этот молитвенник 14 века изготовлен на пергаменте (материале из кожи животных).
Переписчик написал его на древнерусском языке особым почерком «уставом» и украсил рисунками (миниатюрами).
Слайд 54 "Велесова книга" - летопись времен язычества, охватывающая историю Руси от 1
500 лет "до Дира", т. е. приблизительно от 650 г. до н. э., и доведенную до последней четверти IX в.
Слайд 55 Шрифт Велесовой книги и санскрита - в обоих случаях буквы пишутся
под чертой
Слайд 56Берестяные грамоты
Деловые, личные и даже любовные письма писали на более дешевом
материале — бересте. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.
Слайд 57 Для личной и деловой переписки славяне часто использовали бересту, которая была
более дешевым материалом, чем пергамент. В наше время археологи во время раскопок в Новгороде Великом, Рязани и других городах обнаружили сотни грамот. По этим документам можно судить, что в 11-15 веках грамотность была широко распространена на Руси.
Слайд 58
Новгородские
берестяные грамоты
Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XV веков,
нацарапанные на березовой коре (бересте). В XX веке древние берестяные грамоты были найдены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе, Твери, но больше всего их было обнаружено при раскопках в Новгороде, так как земля здесь благоприятствует длительной сохранности древесины.
Слайд 59Новгородская берестяная
грамота конца 12 века.
Берестяная грамота
из новгородских раскопок.
Слайд 60
Печатные книги
Уже в пятидесятых годах XVI века в Москве действовала так
называемая анонимная типография, с деятельностью которой связано появление первых русских печатных книг. Первой русской датированной печатной книгой стал "Апостол", выпущенный в 1564 году Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем на Государевом печатном дворе – типографии, основанной Иваном Федоровым в Москве в 1563 году. Книга была создана путем переноса краски с наборной печатной формы на бумагу.
Русские печатные книги долгое время сохраняли орфографию и орнамент рукописных книг, которые продолжали существовать наряду с печатными.
Слайд 61Успехов вам
в изучении русского языка!