Слайд 1«Викторина по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Выполнила работу: Чукмарёва Елизавета
7 класс
Руководитель
проекта: Будникова Ирина Евгеньевна
Слайд 2В рамках мероприятий, посвященных Году литературы в России (2015г).Мое внимание привлекла
книга М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Чем-то таинственным и загадочным веяло от неё.
Обоснование
Слайд 3Цель проекта
Актуализация и популяризация творчества известного русского писателя М.М.Пришвина, осмысления наследия
писателя
Слайд 4Гипотеза проекта
Взаимосвязь человека и природы в произведении прослеживается.
1. Автор проводит
героев через испытания на Блудовом болоте.
2. Дети и природа взаимодействуют. 3. Сама природа – герой сказки-были
Слайд 5Предмет исследования
Предмет исследования – текст произведения. Конечный результат – викторина
Практическая
значимость – использование на уроках литературы.
Слайд 6Задачи исследования
Прочитать произведение «Кладовая солнца».
Познакомиться с литературой о творчестве
писателя.
Понять идейно-тематическое содержание художественного произведения.
Проанализировать ключевые эпизоды «Сказки-были».
«Увидеть» через художественные образы и мастерство писателя отношения природы и человека.
Путем сравнительных характеристик героев сделать выводы об авторском замысле.
Слайд 7Методы работы
Сбор и анализ информации
Обработка полученного материала (составление викторины)
Слайд 8Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому.
М.М. Пришвин – знаток, любитель
природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира.
Слайд 9«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то
жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин.
«Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье.
Слайд 10 Жанр сказка - быль
В толковом
словаре С. И. Ожегова дается такое значение слов:
быль – то , что было в действительности;
сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях
Слайд 11 Ель и сосна, растущие вместе
С тех пор уже лет, может
быть, двести
эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись,
их стволы тянулись вверх рядом к свету,
стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боролись между собой
корнями за питанье, сучьями — за воздух и свет.
Поднимаясь всё выше,
толстея стволами,
они впивались сухими сучьями в живые стволы
и местами насквозь прокололи друг друга.
Слайд 12Сказка и быль
СКАЗКА
1. Мифичный сюжет, вымышленная основа
2. Имеет устойчивую структуру: в
ней обязательны зачин, приключения героя, волшебство, преодоление препятствий и счастливый конец.
3. Герои сказок олицетворяют силы добра и зла.
4. Герои- выдуманные, фантастические существа, животные или деревья
Быль
1. Имеет реальную основу: в ней повествуется о том, что было
2.Сюжет были произволен: он строится по принципу рассказа с последовательным ходом действия, в котором отсутствуют шаблоны
3. Героем обычно становится реальный человек
4. Отсутствуют волшебные превращения
Слайд 15Викторина
по сказке-были
М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Слайд 16Викторина
по сказке-были
М.М.Пришвина «Кладовая солнца
1.Почему Митраша и Настя остались одни?
2.Как односельчане
называли девочку?
4.Возраст Митраши
5.Прозвище мальчика
6.Какой « талант» был у Митраши?
7.Когда клюква самая вкусная?
8. Что взял с собой на болото «Мужичок-в -мешочке»?
9.Зачем Настя собрала так много еды?
10.От кого мальчик слышал про палестинку в лесу?
11.Где болотная тропа расходилась « вилкой»?
12.Какими тропами пошли дети?
Слайд 17Викторина
по сказке-были
М.М.Пришвина «Кладовая солнца
14.Как звали волка?
15 .В чём смысл названия
произведения?
16.Какую песню запел Митраша, услыхав ворона?
17.Как характеризует Настю то, что она ничего и никого не видела кроме клюквы?
18.Кто погнал зайца?
19.Что увидела собака в глазах маленького человека?
20.Почему собака решила помочь мальчику?
21.Как Травка вытащила Митрашу из елани?
22.Добыча «Мужичка- в-мешочке»
23.Как Золотая Курочка распорядилась собранной клюквой?
Слайд 18Викторина
по сказке-были
М.М.Пришвина «Кладовая солнца
Ответы: 1.Мать умерла от болезни . а
отец погиб на великой Отечественной войне (2б.)
2.Золотая Курочка(1б.)
3.10 с хвостиком (1б.)
4. «Мужичок-в -мешочке»(1б.)
5.Изба, корова Зорька, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен(7 б.)
6.делать деревянную посуду (1б.)
7.когда перележит зиму под снегом (1б.)
8.Ружьё, манки для рябчиков, компас (3б.)
9.потому что она умная, …(по количеству достоинств)
10.от отца (1б.)
11.у Лежачего камня (1б.)
12.Настя- по плотной(хорошей) . Митраша- слабой( еле заметной)(2б.)
Слайд 19Викторина
по сказке-были
М.М.Пришвина «Кладовая солнца
Ответы: 13.2 года (1б.)
14.Серый
Помещик (1б.)
15.торф(1б.)
16. «Ты не вейся ,чёрный ворон,
Над моею головой!»(1б.)
17.жадность (1б.)
18.лиса, собака, волк(3б.)
19.огонёк(1Б.)
20. «УЗНАЛА» АНТИПЫЧА, УСЛЫШАЛА СВОЮ КЛИЧКУ(2Б.)
21.мальчик СХВАТИЛСЯ ЗА ЗАДНИЕ НОГИ СОБАКИ(1Б.)
22.ЗАЯЦ И ВОЛК (2Б.)
23.ОТДАЛА В ДЕТДОМ (1Б.)
Оценки : от 30 и выше- «5»
от 22 до 29 – «4»
от 15 до 21 – «3»
14 и ниже – «2»
Слайд 20Смысл названия повести «Кладовая солнца».
Произведение имело несколько названий: «друг человека», «Брат
и сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое название – «Кладовая солнца»?
Слайд 21Вывод.
Название вмещает в себя и жизнь природы, и жизнь человеческую со
всеми ее радостями и печалями, страданиями и открытиями, утратами и обретениями; оно сосредоточивает наше внимание не на сюжетных ходах, а на глубинном смысле произведения: ведь кладовая – хранилище чего – то, а солнце – мать всего живого, значит, жизни.