Слайд 1Проект по литературе
«И словом, и кистью» (5 класс)
учитель- Назаренко
М.Н.
Цели проекта:
А) Образовательные: повысить уровень знания произведений русской литературы, способов анализа лирических произведений.
Б) Воспитательные: воспитывать эстетический и художественный вкус, любовь к русской литературе;
В) Развивающие: развивать умение анализировать лирические произведения, соотносить художественные и поэтические образы, развивать речь учащихся, умение выразительно читать стихотворения, составлять компьютерные презентации.
Слайд 2Краткое описание проекта
Проект осуществляется в несколько этапов:
Выбор учащимися стихотворения;
Создание иллюстрации к
стихотворению;
Краткий анализ художественных особенностей стихотворения;
Создание слайдов компьютерной презентации;
Выразительное чтение стихотворения наизусть и анализ его особенностей, сопровождаемый компьютерной презентацией.
Слайд 4Твердохлебова София
С. Есенин «Берёза»
В образе берёзы Есенин описывает нашу Родину.
На иллюстрации я изобразила высокую белую берёзу. Поэт использует олицетворения и сравнения, очень нежные эпитеты, настроение стихотворения спокойное, даже сказочное, поэтому тона на иллюстрации я использовала белые, перламутровые. Берёза – тонкое, очень хрупкое дерево. Наиболее к этой иллюстрации подходят строки:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Слайд 6Кожевникова Елизавета
Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Стихотворение передаёт радостное настроение наступающей весны
и уходящей зимы. Мне особенно понравилось олицетворение поэтом образов «ещё хлопочущей» и «ворчащей» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. И на моей иллюстрации прекрасная Весна торжествует, а Зима уходит. Я использовала тёплые тона, олицетворяющие радостную весну, и холодные для изображения студёной зимы. К моей иллюстрации наиболее подходят строки:
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Слайд 7Карабанова Наталия
Сирень
Этот запах сирени и годы-
Перепуталось все; и душа
Приоткрылась ,чего-то
вдруг вспомнив,
И пошла от меня не спеша.
Но, дойдя до душистой сирени,
Обняла её вместе со мной.
Струны сердца играли и пели
От чего-то, забытого мной.
Слайд 8Смирнова Александра
«Сирень»
Стихотворение очень нежное, даже какое-то загадочное. Особенно мне понравились строки:
«И пошла (душа) от меня не спеша. Но, дойдя до душистой сирени, обняла её вместе со мной». Эти строчки видятся мне в розовых и голубых тонах, и на иллюстрации я изобразила сирень в розовых, сиренево-голубых, бордовых тонах. Сирень расцветает весной, поэтому цветовая гамма на моей иллюстрации играет символическую роль: сиреневые и голубые тона олицетворяют весеннее небо, зелёные листья сирени – свежесть весны.
Слайд 9С. Я . Маршак
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в
поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Слайд 10Лайтер Ирма
С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»
Мне понравилось это
стихотворение тем, что оно красивое и хорошо характеризует раннюю весну. Настроение стихотворения и грустное, и радостное: поэт передаёт радость наступления весны, а то, что снег тёмный, дует ветер, на озёрах расколотый лёд – придаёт стихотворению нотки грусти, которые я выразила на иллюстрации: я изобразила серое небо, тёмно-серый снег, голубое озеро. Цветовая гамма иллюстрации подчёркивает настроение стихотворения: это в основном холодные тона с небольшими оттенками тёплых.
Слайд 11Марина Хлебникова
Я падала больно, ревела, вставала,
Колени и локти я в кровь
разбивала,
А мама, лаская дрожащий комочек,
Шептала: "Ходить ты научишься, дочка!"
Колени в порядке - шагаю, не трушу,
Но вот спотыкаюсь и - вдребезги душу!..
Осколки в газетку смету осторожно,
Свое пентамино сложить мне несложно:
Вот место любви и надежды, вот - веры,
Вот это - привычки, а это - манеры,
Тут место забот и печалей, тут - жалость,
Ну вот, посмотри, еще много осталось!
Достоинство, гордость, к мещанству презренье,
А эти осколки - мои озаренья...
Вот тут потускнело, а там - потерялось,
Я слезы не лью - еще много осталось!
Жестокость и трусость - крупинки металла
(С асфальта ведь я все подряд наметала!) -
И зависть, и подлость, и жадности крохи
Ползут по душе, ищут места, как блохи.
Я им не позволю забраться поглубже,
Я лучше опять раскрошу свою душу -
Столкну с подоконника жестко и грубо,
А после возьму семикратную лупу,
Промою осколки, чтоб каждую малость
Сложить и сказать: "Еще много осталось!"
Слайд 12Перевознюк Агния
М. Хлебникова «Я падала больно, ревела, вставала…»
Я думаю, что
в этом стихотворении автор пытался сказать о том, что мы выбираем сами, какими быть. А ещё мне кажется, что в подтексте говорится о том, что с возрастом в душе человека накапливается всё больше переживаний, даже порой травм, но в то же время зарождаются новые эмоции. Мне очень понравилось то, как автор показывает «настроение» души девушки. Сначала душа разбита, но потом она вновь обретает надежду на лучшее и, чтобы не потерять то духовное богатство, которое она приобрела во время страданий, а собрать его крупицы и сохранить, она готова опять раскрошить свою душу.
На своей иллюстрации я изобразила эмоции в виде котов. Настроение я выразила в выражении их лиц. Все они разные, но уживаются в одной душе. Сначала я хотела придать котам цвет их эмоций: печали – синий, злости – чёрный, любви – красный. Но потом я поняла, что люди не всегда показывают свои эмоции. Они могут улыбаться, а под улыбкой скрывать ненависть… И я решила придать им нейтральные цвета.
Слайд 13«Есть в осени первоначальной…» Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная
пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Слайд 14Богомолова Глафира
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Прочитав это стихотворение, я
изменила своё отношение к осени. Раньше я считала, что осень – это мёртвое и тоскливое время года. Но после прочтения стихотворения я стала считать осень красивой, интересной и живой. Настроение этого стихотворения очень неоднозначное: с одной стороны, оно не такое уж и печальное, но очень весёлым его тоже не назовёшь. На моей иллюстрации я попыталась передать его при помощи белого и серебристого, «хрустального» цвета.
Слайд 15Н. Гумилёв «Приглашение в путешествие» (отрывок)
Уедем, бросим край докучный
И каменные города,
Где
Вам и холодно, и скучно,
И даже страшно иногда.
Нежней цветы и звезды ярче
В стране, где светит Южный Крест,
В стране богатой, словно ларчик
Для очарованных невест.
Мы дом построим выше ели,
Мы камнем выложим углы
И красным деревом панели,
А палисандровым полы.
В горах, где весело, где ветры
Кричат, рубить я стану лес,
Смолою пахнущие кедры,
Платан, встающий до небес.
Когда же Смерть, грустя немного,
Скользя по роковой меже,
Войдет и станет у порога, —
Мы скажем смерти: «Как, уже?»
И, не тоскуя, не мечтая,
Пойдем в высокий Божий рай,
С улыбкой ясной узнавая
Повсюду нам знакомый край.
Слайд 16Басова Анастасия
Н. Гумилёв «Приглашение в путешествие»
Это стихотворение понравилось мне тем,
что, прочитав его, мне тоже захотелось уехать из города куда-то далеко, в дальнюю страну, как сказано в стихотворении: «Уедем, бросим край докучный…». Гумилёв описывает эту страну самым сказочным образом. Моя иллюстрация особенно подходит к строкам:
В горах, где весело, где ветры
Кричат, рубить я стану лес,
Смолою пахнущие кедры,
Платан, встающий до небес.
Моя иллюстрация нарисована в холодной цветовой гамме, при помощи которой я пыталась показать «край докучный», который автор хочет покинуть. Единственное «тёплое место» на рисунке – это солнце, раздающее свет и тепло. Оно символизирует красоту далёкого неизведанного края, куда зовёт автор. Солнце как бы освещает пейзаж, и он становится не таким холодным.