Слайд 1БАЛЬМОНТ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1867-1942)
Слайд 2Константин Бальмонт - будущий знаменитый русской поэт-символист и писатель, талантливый переводчик,
эссеист, исследователь, яркий представитель Серебряного века, выпустивший 20 прозаических и 35 поэтических сборников, - появился на свет во Владимирской губернии, деревне Гумищи в 1867 г.
Слайд 3Отец,Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь
от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, играла заметную роль в жизни города Шуи — она устраивала любительские спектакли, писала заметки в местной печати, хорошо играла на фортепиано. Вера Николаевна сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».
Слайд 4В 1876 – 1884 годах Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии. Здесь нельзя не
вспомнить о таком событии бальмонтовской жизни, как его участие шестнадцатилетним гимназистом в оппозиционном кружке, возникшем в Шуе в1883 году. Руководил кружком Иван Петрович Предтеченский, к которому мать Бальмонта относилась с явной симпатией. Члены кружка знакомились с подцензурной литературой (в частности читали газету «Народная воля»), обсуждали вопросы, связанные с эксплуатацией рабочих, мечтали о коренном революционном перевороте жизни. В 1884 году за участие в противоправительственном кружке Бальмонт был исключён из гимназии.
Слайд 5 Доучивался он во Владимире под неусыпным надзором гимназического начальства, что, впрочем,
не мешало ему не только сохранять дух вольнодумства, но и укреплять его. Известно, что, будучи студентом Московского университета, он, в ноябре 1887 года, был одним из организаторов студенческих беспорядков. За это его на три дня посадили в Бутырскую тюрьму, исключили из университета, а потом в административном порядке выслали в Шую.
Слайд 6Литературный дебют Бальмонта состоялся еще в 1885 г.: журнал «Живописное обозрение»
напечатал три его стихотворных опыта, которые остались незамеченными. На слог начинающего поэта позднее обратил внимание В. Г. Короленко, которого Бальмонт считал «крестным отцом». 1887-1889 гг. стали самым началом его амплуа поэта-переводчика; начинал он с интерпретаций поэтических произведений французских и немецких авторов. В 1890 г. вышел первый сборник стихотворений, изданный на собственные средства. Когда Бальмонт увидел, что никто не проявил к его творчеству интереса, включая близких, собственноручно предал огню весь тираж.
Слайд 7Весной 1890 г. семейные проблемы (к тому времени Константин был уже
год как женат) привели его к острому нервному расстройству и попытке суицида. Однако прыжок из окна третьего этажа уложил его в постель на год. Немощь тела сочеталась с невероятно напряженной работой духа; именно в это время к Бальмонту, по его признанию, пришло осознание себя как поэта, своего истинного предназначения.
Слайд 8В 1892 г. им было предпринято путешествие в скандинавские страны, что
еще больше стимулировало интерес к переводческой деятельности. Первое время после болезни было полно лишений, однако Бальмонт был непреклонен в выборе дальнейшего пути. Руку помощи ему вновь протянул Короленко, взял под свою опеку профессор Московского университета Н. И. Стороженко. Именно с его подачи Бальмонту доверили переводы «Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы», которые были изданы в 1895-1897 гг. 1892-1894 гг. были посвящены интенсивной работе над творчеством Э. По и П. Шелли. С этих пор Бальмонт достаточно громко заявил о себе как крупный переводчик, и последующая деятельность на этом поприще закрепила за ним репутацию крупнейшего поэта-переводчика рубежа XIX-XX веков, настоящего полиглота, ведь им были переведены произведения с 30 языков.
Слайд 9Новый этап в творчестве начался в 1894 г.: сборник «Под северным
небом» свидетельствовал о конце периода становления и появлении в русской поэзии нового имени. В 1895 г. вышел его сборник «В безбрежности», в 1898 г. – «Тишина», в 1900 г. – «Горящие здания», написанные в русле символизма. В 1902 г. Бальмонт женился во второй раз, уехал путешествовать по Европе.
Слайд 10Визиты в чужие края стали пламенной страстью, в его биографии был
и такой факт, как кругосветное путешествие (1912); был поэт в Австралии, Южной Африке, Южной Америке, во многих странах мира. В 1903 г. опубликована «книга символов» «Будем как солнце», получившая наибольшую известность, за которой последовали «Только любовь» (1903), «Литургия красоты» (1905).
Слайд 11К революциям 1905 г. и Февральской революции 1917 г. Бальмонт отнесся
сочувственно и даже воодушевленно. Но от его революционного настроя ничего не осталось после Октября; большевики олицетворяли для него начало, разрушающее и подавляющее личность. Воспользовавшись разрешением на временный выезд в июне 1920 г., Бальмонт и его семья уезжают за границу, во Францию, навсегда.
Слайд 12Но бегство от большевиков не делает поэта счастливым, он ощущает одиночество,
ностальгию, не вливается в сообщество эмигрантов, а, напротив, выбирает местом жительства небольшое местечке Капбретон вдалеке от столицы. Продолжает активно писать, переводить: за годы эмиграции из-под его пера вышло 22 тома сочинений из 50. Стихи этого периода, пронизанные мыслями о Родине, тоской по ней, внесли значительный вклад в поэзию русского зарубежья, однако не принесли автору ни славы, ни материальной обеспеченности. В середине 30-ых все больше и больше давало о себе знать тяжелое нервное расстройство, усугубленное возрастом и сложностями финансового характера, и последний этап в биографии поэта прошел под знаком этих удручающих обстоятельств.
Слайд 13Смерть настигла его 24 декабря 1942 г. в расположенном недалеко от
Парижа местечке Нуази-ле-Гран. Последним пристанищем Бальмонта стал приют «Русский дом», некогда основанный его матерью.
Слайд 14Я мечтою ловил уходящие тени...
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего
дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Слайд 15Я не знаю мудрости
Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности
я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!