Слайд 1
ЕГЭ по литературе
Подготовка к написанию сочинения 17.2
«В чём Н.А.Некрасов видит сущность
духовного рабства?»
( По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Слайд 2
Вступление.
Рабство и свобода…Эти два
понятия постоянно находятся рядом. На земле были и есть люди, которые по каким-либо причинам становились рабами. Немало среди них и тех, кто стремился и стремится обрести свободу. Этот вопрос всегда волновал лучшие умы человечества. На него даёт ответ в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и русский писатель Н.А.Некрасов, рассматривая проблему духовного рабства. Так в чём же он видит её сущность?
Слайд 3 2 часть
С первых страниц вместе со
странниками мы открываем перед собой безрадостную картину обнищавшего, обездоленного, задыхающегося от рабства крестьянина. Проводя “семерых временнообязанных” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью.
Слайд 4 1 тип –это покорные крестьяне. О них говорит Яким
Нагой. Он рассказывает о причине пьянства крестьян.
У каждого крестьянина
Душа что туча черная —
Гневна, грозна, — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Также примером покорных крестьян является деревня вахлаков, которые, получив волю, с радостью продаются снова в рабство за заливные луга и снова начинают жить, как жили. И по-прежнему они готовы убить своего товарища по одному велению своего господина.
Слайд 6 Другая группа – крестьяне-«холопы». Эти люди «холопы» в душе, и они
счастливы этим. Им нравится облизывать барские тарелки и стаканы, и самое большое счастье для них, если барин не убьет их в своих забавах. Они сами считают себя принадлежащими барину и не видят для себя другой судьбы. Примером такого рабского поклонения является раб князя Переметьева, который хвастается тем, что он облизывает барские тарелки.Стоя за стулом барина, он получил «дворянскую» болезнь — подагру.
Слайд 7Яков у Некрасова, не жестокий и беспощадный, а лицо страдательное. Это
жалкий человек, не только приниженный, но лишенный сознания этой приниженности, рабски, по-собачьи преданный своему господину:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Поэт не отказывает Якову в способности самоотверженно и бескорыстно привязаться, прилепиться сердцем к другому. Этот одинокий, не знавший семьи человек всего себя отдает заботам о барине да племяннике — Грише:
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать,
Да племяша-малолетка качать.
Слайд 8 Некрасов как истинный художник-психолог обогащает повествование картиной
внутренней борьбы, колебаний и смятения кроткого Якова, решившегося на месть, нарастания его гнева, ненависти и презрения к барину.
Под пером мастера краткое сообщение о том, что на глазах у беспомощного и в ужасе кричащего барина кучер влез на дерево и повесился, развертывается в жуткую эмоционально-психологическую картину: «В саван окутался Чортов овраг», «зги не видать», совы ширяются оземь крылами, горят во тьме «чьи-то два круглые, яркие ока», слетел ися на добычу вороны... И в этой ночной тишине висит Яков над барином, мерно качается...
Итог — мучения пробудившейся одичавшей совести («Мечется барин, рыдает, кричит», «Грешен я, грешен! Казните меня!») и вывод рассказчика о правомерности возмездия:
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного,
Помнить до судного дня!
Слайд 9 Другим, еще более «холопским», является образ Ипата — холопа
князей Утятиных.
Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от барина, так как «холопство» проникло в его душу уже слишком глубоко.
В поэме говорится, что он остался с барином, потому что помнил его милости, но, когда мы узнаем эти милости, нам становится странно, как только Ипат не убежал от барина. Так, например, барин запрягал его в телегу или купал в проруби, а потом поил водкой.
Ипат — гротескный образ верного холопа, барского лакея, оставшегося верным хозяину и после отмены крепостного права.
Слайд 10 Но наиболее интересной группой крестьян являются крестьяне, которые
пытаются бунтовать, но все равно способны только на слова.
Вот таким же бунтарем является и Aгan из главы «Последыш». Он накричал на барина и высказал о нем все, что он думает. Но когда барин приказал его выпороть, крестьяне уговорили Агапа, чтобы он помог им сыграть спектакль. Крестьяне напоили Агапа и вынесли его как будто выпоротого. Таким образом он тоже успокоился и все закончилось «бунтом на коленях».
Петров Агап — «грубый, непокладистый», по словам Власа, мужик. П. не хотел мириться с добровольным рабством, успокоили его лишь с помощью вина. Пойманный Последышем на месте преступления (нес бревно из господского леса), он сорвался и объяснил барину свое реальное положение в выражениях самых нелицеприятных. Клим Лавин инсценировал жестокую расправу над П., напоив его вместо порки. Но от перенесенного унижения и чрезмерного опьянения к утру следующего дня герой умирает. Такую страшную цену платят крестьяне за добровольный, пусть и временный, отказ от свободы.
Слайд 11 Таким образом, Некрасов поднял главную проблему крестьянства —
моральное рабство, невежество, неспособность народа жить без барина — духовный сон народа.
Заметим: в рабстве духовном находятся и те, кто властвует над народом, паразитируя на нём.
Слайд 12Самое страшное, крестьяне привязаны к хозяевам духовно. Как бы плохо им
ни было, они все равно все терпят или в лучшем случае безыдейно бунтуют, только для того, чтобы спустить куда-нибудь свое горе, но у них нет никаких идей о том, как изменить свою жизнь, и, когда они получают свободу, они не знают, что с ней делать.
Слайд 13 Не забыть :
Заключение должно быть связано со вступлением