Слайд 1Примерные ответы по литературе
Терминологический зачёт
5кл
Слайд 2Билет 1
Фольклор – это устное народное творчество (УНТ), которое передавалось из
поколения в поколение из уст в уста.
Жанры УНТ:
-колыбельные песни
-пестушки
-потешки
-заклички
-приговорки
-считалки
-загадки
-пословицы и поговорки (более подробно на стр.7, 1 часть)
Чем отличается фольклор от лит.произведений? Тем, что литературные произведения авторские(напр., сказки Пушкина, Жуковского), а фольклор – это коллективное творчество народа и это устное творчество, напр. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Слайд 3Билет 2
Эпитет –это образное, яркое определение предмета, выраженное чаще прилагательным. Например,
*Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она…
Постоянные эпитеты – это красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании, как правило, это сказочные эпитеты:
*добрый молодец, красна девица, ясно солнышко, синие реки и др.
Слайд 4Билет 3
Летопись – это один из основных жанров древнерусской литературы.
Само слово
«летопись» произошло от двух слов: лето(год) и писать, т.е описание лет. Летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу, напр.: «В лето 6476…(так начинается летопись «Подвиг отрока-киевлянина…»)»
Составители летописей считали себя не авторами, а лишь регистраторами происходящих событий. Поэтому они редко упоминали о себе, чаще всего летописцами были учёные монахи.
Пересказ летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (стр.48, 1 часть учебника)
Слайд 5Билет 4
Роды литературы:
-эпические произведения (эпос)
-лирические произведения (лирика)
-драматические произведения (драма)
Эпические произведения повествуют
о событиях, происходящих с героями произведения. Жанры эпоса: рассказы, повести, романы. Например, рассказ Астафьева «Васюткино озеро».
Лирические произведения передают чувства, мысли и переживания человека. Жанры лирики: стихотворение, баллада, поэма. Например, стихотворение «Весна! Весна!» Баратынского.
Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене (!). Жанры драмы: пьеса, сценка. Например, пьеса Чехова «Вишнёвый сад».
Слайд 6Билет 5
Сказка – это произведение устного народного творчества, занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов:
-сказка о животных («Лиса и журавль»)
- сказка волшебная («Царевна - лягушка»)
- бытовая сказка («Каша из топора»)
Следует отличать русскую народную сказку от литературной сказки!
Народная сказка – это та, которую создал народ, а литературная – та, которую создал автор. Например, сказка Жуковского «Спящая царевна», сказка Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» + свои примеры
Слайд 7Билет 6
Жанры литературы – это виды художественных произведений.
Примеры:
-сказка «Спящая царевна» Жуковского
-рассказ
«Муму» Тургенева
-повесть «В дурном обществе» Короленко
-роман (в 6кл) «Дубровский» Пушкина
-очерк (не изучали ещё)
-стихотворение (любое!)
-поэма «Мороз, Красный нос» Некрасова
-баллада Жуковского «Кубок»
-комедия, трагедия, драма (не изучали, т.к не материал 5кл)
Слайд 8Билет 7
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера,
имеющий иносказательный , аллегорический смысл.
Басня – один из древнейших жанров литературы. В Древней Греции в 6в до Н.э широкую известность получил баснописец Эзоп, в более поздние времена во Франции прославился своими баснями Лафонтен. В русской же литературе самым известным баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.
*Крылов. «Стрекоза и муравей», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне» и др.
(+знать определения «мораль», «аллегория», «олицетворение», стр. 57, 1часть учебника )
Слайд 9Билет 8
Стихосложение – это способ организации звукового состава стихотворной речи. В
отличие от прозы, в стихотворной речи есть ритм и рифма.
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (напр., чередование ударных и безударных слогов в строке).
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.
Рифма бывает трёх видов:
- опоясывающая (или кольцевая), рифмуются первая и четвёртая строки – ¼
- парная (рифмуются две строки подряд) - ½, ¾
- перекрёстная (рифмуются через одну) – 1/3, 2/4
Слайд 10Билет 9
Сравнение и метафора – это художественно –выразительные средства.
Сравнение –
это изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например:
* И листочки бегут по дорожке
Словно жёлтые мышки от кошки (при помощи союзов : словно, точно, будто, как будто, как или существительного в Т.п)
Метафора (скрытое сравнение) – это переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Например:
* В багрец и золото одетые леса…
* горит костёр рябины красной… (союзы отсутствуют!)
Слайд 11Билет 10
Гипербола – (преувеличение) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Например:
* Я
бы съел слона (т.е такой голодный)
* В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
* Рос не по дням, а по часам
Олицетворение – это художественный приём, при котором неодушевлённому предмету или явлению придаются человеческие свойства. Например:
* Уж небо осенью дышало
* Зима ещё хлопочет и на весну ворчит
* Плачут вербы, шепчут тополя (Есенин)
Слайд 12Билет 11
Юмор – художественный приём, основанный на изображении чего-либо в комическом,
смешном виде. Изображение героев в смешном виде. (Чехов «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник»)
Особенности юмористических произведений:
* простой заголовок
* короткая завязка
* в основе сюжета - бытовая ситуация, случай из жизни
* большое внимание автор уделяет диалогу, диалог – средство характеристики героев
* отсутствуют подробные пейзажные и портретные описания
* «говорящие» детали (у Чехова ещё и говорящие фамилии)
* яркая, смешная, неожиданная развязка
Слайд 13Билет 12
Художественный образ – это картина человеческой жизни (в худ. произведении),
созданная при помощи вымысла.
Образ литературного героя складывается из его портрета, поступков, речи, внутренних переживаний. Также из обстановки, окружающей его (каморка Герасима), и отношения к нему других героев.
Образ рассказчика – условный образ человека, от лица которого ведётся повествование в лит. произведении.
Слайд 14Билет 13
Сюжет – это цепь событий, последовательно происходящих в произведении.
В
сюжете важен конфликт (борьба, столкновение). Традиционно сюжет состоит из 3-х частей:
- завязка
-кульминация
-развязка
Например, можно рассказать сюжет рассказа «Васюткино озеро» Астафьева или «Кавказский пленник» Толстого.
Или любой другой пример произведения, которое мы проходили в 5кл. Полистайте учебник, вспомните сюжет того или иного произведения и перескажите.
Слайд 15Билет 14
Композиция – это построение литературного произведения.
Для примера можно взять любое
произведение, лучше рассказ
Экспозиция- условия, которые создали конфликт
Завязка – событие, с которого начинается действие
Развитие действия – ход событий
Кульминация – высшая точка конфликта
Развязка – разрешение конфликта
Слайд 16Билет 14, примеры
Кавказский пленник. Толстой
Муму. Тургенев
Слайд 17Билет 15
Портрет и пейзаж в худ.произведении
Портрет – изображение внешности героя (включая
одежду, походку, жестикуляцию и др). Роль портрета: в портрете отражается характер героя, его душевные качества и условия жизни. Пример (найдите самостоятельно)
Пейзаж – картина природы в худ.произведении. Роль пейзажа: передаёт душевное состояние героя, может быть описанием места действия, но чаще выполняет эмоциональную функцию – создаёт определённое, нужное автору настроение. Например, природа в стихотворении Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…», см. следующий слайд.