Слайд 1Тема урока : А.П.Чехов
«Человек в футляре»
Предмет :«Русская литература »
Слайд 2Цели и задачи занятия:
Образовательная: познакомить студентов с рассказами А.П.Чехова; рассказом
«Человек
в футляре», определить его главное идейное содержание, раскрыть
образ Беликова, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя
Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор.
Воспитательная: Воспитать неприятие к «Футлярной жизни» , позвать учащихся к деятельной жизни.
Задачи урока :
-грамотно излагать свои мысли ;
-прослеживать причинно –следовательные связи;
-творчески подходить к выполнению домашнего задания
-работать в нестандартной обстановке
-развивать монологическую речь
Слайд 3
Тип урока: Анализ произведения
Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм, синквейн, дискуссионная
карта
Форма: Групповая
Оборудование: компьютер, диапроектор, плакаты, маркеры, книги.
Межпредметная связь: с историей : общественная жизнь России 80-90 годов
Слайд 4План урока:
І. Организационный момент и психологическая установка
ІІ. Проверка и опрос домашнего
задания
ІІІ. Новая тема. Анализ произведения
Работа над эпиграфом.
Анализ текста
А) І группа «Учитель гимназии Буркин» Просмотр учащимися эпизод
Б) ІІ группа – «Кто такой Беликов» Просмотр учащимися эпизод
Словарная работа. Что такое футляр ? Как вы понимаете это слово?
І группа –« Образ Коваленко» Просмотр учащимися эпизода «Образ Коваленко»
ІІ группа – «Варенька» Просмотр учащимися эпизода «Образ Вареньки»
Словарная работа.
Работа над словами «донос» , «тревога» , «мнительность»
IV. Закрепление новой темы
1. инсценировка
2.Вопросно – ответная беседа на закрепление методом «Мозговой штурм»
3.Синквеин
4.Дискуссионная карта
V. Выставление оценок за урок
VІ. Домашнее задание
Слайд 5Ход урока:
І. Организационный момент
- Взаимное приветствие
Отметить отсутствующих
Ребята! Перед тем как приступить
к основному моменту урока, давайте пожелаем друг другу добрых слов. Итак , начинаю я: доброго вам здоровья, студенты!
-Больше вам добрых друзей!
-Чтобы у вас было только доброе сердце!
-И еще, дорогие студенты , творите только добрые дела!
Слайд 6ІІ. Проверка и опрос домашнего задания:
--Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества
Антона Павловича Чехова. На прошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга. А сейчас коротко повторим изученное.
Слайд 7 І группа
Кто такой Антон Павловича Чехов
Слайд 8 ІІ группа
Произведения Антона Павловича Чехова
Слайд 9Кто такой Чехов?
Русский писатель
Прозаик
Драматург
Классик
Врач
(по профессии)
Академик
Драматург
Слайд 10Произведение
Рассказы
(2005г)
Крыжовник
(1898г)
Хамелеон
(1884г)
Дама с собачкой
(1899г)
Человек в футляре
(1898г)
Каштанка
(1887г)
Толстый и тонкий
(1883г)
Слайд 11 ІІІ. Новая тема:
«Жизнь –это миг, ее
нельзя прожить сначала на черновую , а потом переписать на чистовик»
Слайд 12 Вывод:
Мавру сравнивают с раком-отшельником или
улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу – ключ к рассказу. Такие люди – явление нередкое.
Работа над словом Рак- отшельник –рак, прячущий свое брюшко в раковину .
Слайд 13Первая группа пересказывает эпизод с условным названием
«Учитель гимназии Буркин »
вторая
дает описание – характеристику
«Кто такой Беликов».
Слайд 14Словарная работа
Что такое «Футляр?»
Как вы понимаете это слово?
А с помощью
каких художественных деталей создан этот футляр?
Слайд 15Детали –характеристики
*Греческий язык –мертвый язык
*Калоши и зонтик-пасмурная погода
*Чехол-зонт,часы,нож,лицо,-неживое ,-уход от
реальной жизни
* Лицо -маска, которая приписана циркуляром
Слайд 16 Первая группа
– описывает нового учителя Коваленко
Вторая группа
-
описывает Сестру Михаила, возлюбленная Беликова, ей 30 лет.Его сестра Варенька
Слайд 17Словарная работа
Донос - сообщение властям о преступлении
Тревога
– беспокойство , волнение
Мнительность – видящий во всём опасность, что-либо неблагоприятное; болезненно-подозрительный, недоверчивый
Фискал- стукач , ябеда
Слайд 19Инсценировка
Первая группа
– показвает небольшую инсценировку
«Диалог Беликова с
Коваленко»
Вторая группа
–показывает небольшую инсценировку
«Образ Беликова»
Слайд 20Вопросно – ответная беседа
на закрепление
методом
«Мозговой штурм»
Слайд 21Вас не удивило название - «Человек в футляре»? Если удивило, то
чем?
Чего лишил себя учитель греческого языка?
Лишил себя сам, а как он это сделал?
Футлярный человек живет по принципу ?
Чего боялись в городе или какое влияние на окружающих людей оказывал Беликов ?
Проблему «футлярной жизни» можно ли соотнести с нашим временем ?
Кем для вас является Беликов ? Знакомый , друг, приятель , враг ? Ответьте и аргументируйте
Кто самый страшный в рассказе ?
Беликов чуть не женился ?
Его любовь разбилась .... Обо что ?Почему ?
Почему Беликов умер?
Слайд 22Работа в группах по составлению
синквейнов-характеристик
героев рассказа
«Человек в футляре»
Слайд 23Первая группа
составляет синквейн на образ«Беликова»
Вторая группа
составляет синквейн на
образ «Коваленко»
Слайд 24Дискуссионная карта
Существует ли футлярная жизнь в нашем обществе?
Слайд 25Вывод.
Рассказ Чехова – о страхе. Страхе слабого человека перед тревожащей,
раздражающей, пугающей его своей непредсказуемостью жизни Человек в футляре хочет спрятаться от жизни
Слайд 27VІ. Домашнее задание
Подготовить дома сообщение на тему «А.П.Чехов и казахская литература
».