Презентация, доклад по русскому языку и литературе на тему Солдатенок (6 класс)

Биография и творчество Чингиза Айтматова(1928 – 2008) Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними

Слайд 1Ч. Айтматов «Солдатенок»

 6.3.3.1- Понимать общие содержание рассказа «Солдатенок» , владеть словарным

запасом, включающим фразеологические единицы;
6.4.1.1- определять основную мысль текста на основе ключевых слов
6.5.2.1- Излагать подробно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного

Ч. Айтматов «Солдатенок» 6.3.3.1- Понимать общие содержание рассказа «Солдатенок» , владеть словарным запасом, включающим фразеологические единицы;6.4.1.1- определять основную

Слайд 2Биография и творчество Чингиза Айтматова
(1928 – 2008) Вчерашние не могут знать,

что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними
Ч.Айтматов
Биография и творчество Чингиза Айтматова(1928 – 2008) Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают,

Слайд 3Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аиле Шекер (Киргизия). Под

влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе
Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аиле Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства

Слайд 4 Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая

в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.
Широкую известность молодому писателю принесла повесть

Слайд 5Объясните значение пословиц и определите тему урока
Что мир строит, то война

разрушает
Хорошей войны не бывает. Война — суровая школа. Чтобы успешно воевать, надо много знать. Воевать — Родину защищать. Война трудна, да победа красна.
Объясните значение пословиц и определите тему урока Что мир строит, то война разрушаетХорошей войны не бывает. Война

Слайд 6Чингиз Айтматов
Солдатенок
Фильм был про войну. На белом полотнище, повешенном между

двумя столбами в конце кошары, началось сражение, загрохотали выстрелы, со свистом взмывали ввысь ракеты, добела освещая истерзанную всполохами тьму и приникших к земле разведчиков. Ракеты гасли, и разведчики снова бросались вперед. А пулеметы строчили среди ночи так, что у мальчика дух занимался. Вот это была война!
…А мальчику было не очень страшно, напротив, иногда даже очень весело, когда падали фашисты. А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. Вообще-то забавно падают люди на войне. Точь-в-точь как они, когда играют в войну. Он тоже умеет так падать, с разбегу, будто дали тебе подножку. Больно, правда, расшибаешься, но ничего, встанешь - и снова в наступление, и забудешь об ушибах. А эти не встают, остаются лежать на земле темными неподвижными бугорками. Он умел падать и по-другому, как те, кому пуля попадала в живот. Они падают не сразу, сперва схватятся за живот, потом согнутся и медленно валятся на траву, роняя из рук оружие. После этого он объявлял, что не убит, и снова воевал. А эти не поднимались.
Война шла. Киноаппарат стрекотал. Теперь на экране появились артиллеристы. Под шквальным огнем, среди взрывов и дыма, они выкатывали противотанковое орудие на прямую наводку. Они толкали орудие вверх, по склону оврага. Склон был долгий и широкий, почти вполне ба. И по этому долгому и широкому склону, вскипающему черными всплесками взрывов, двигалась кучка артиллеристов. В их движении, в их облике было нечто такое, отчего сердце гудело в груди, переполнялось гордостью, болью и ожиданием страшного и великого. Их было человек семь. Одежда на них тлела. Один из артиллеристов обличьем не походил на русского. Быть может, мальчик и не обратил бы на него внимания, если бы не мать. Она шепнула:
- Смотри, это твой отец...
И с этой минуты он стал его отцом. И весь фильм потом был про него, про его отца. Отец оказался совсем молодым, как молодые совхозные парни. Роста он был небольшого, круглолицый, с быстрыми глазами. Глаза его зло сверкали на черном от грязи и дыма лице, и весь он был цепкий и стремительный, как кошка. Вот он, подпирая плечом колесо пушки, обернулся и крикнул кому-то вниз: «Снаряды! Не задерживай!» И голос его перекрыло грохотом нового взрыва.
…Он действительно чем-то очень походил на военную фотографию отца, молодого солдата в пилотке. На ту самую фотографию, которую они йотом увеличили н повесили в рамке под стеклом.
А в тот час Авалбек смотрел на отца глазами сына, н в его детской душе поднималась горячая волна неизведанной сыновней любви и нежности. Отец на экране словно бы знал, Что за ним следит сын, и словно бы хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нем и вечно гордился им - солдатом минувшей войны. И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьезней, тревожней, страшней. И он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
Киноаппарат стрекотал, война шла. Бой разгорался с новой силой. Танки подходили все ближе и ближе. Пригнувшись у лафета, отец яростно и громко что-то кричал в трубку полевого телефона, но ничего нельзя было разобрать в грохоте. Пушку отца искорежило и отбросило в сторону. Но сам он еще жив. Он медленно встает с земли и идет, обгоревший, в дымящихся клочьях одежды, навстречу танку. В руках у пего граната. Он уже' ничего не видит и не слышит. Он собирает в себе последние силы.
- Стой, не пройдешь! - Он замахивается гранатой. И замирает на секунду в этой позе, с искаженным от ненависти и боли лицом.
…Из дула танка плеснула длинная пулеметная очередь, и отец упал, как срубленное дерево.
… Когда в кошаре вспыхнул свет, все зажмурились и заморгали глазами, возвращаясь из мира кино, из войны в свою реальную жизнь. И в этот момент мальчик скатился с тюков шерсти с ликующим криком:
- Ребята, это мой отец! Вы видели? Это моего отца убили...
… Мальчик бежал с торжествующим криком к экрану, где в первых рядах сидели друзья-мальчишки, мнение которых было для него самым важным. На короткое время в кошаре воцарилась странная, неловкая тишина. До людей пока не доходил нелепый смысл радости этого маленького человека, никогда прежде не видевшего своего отца. Никто ничего не понимал, все растерянно молчали и пожимали плечами. Киномеханик выронил из рук коробку от киноленты. Она звякнула и покатилась, разделившись на две половинки. Но никто не обратил на это внимания, и сам киномеханик не бросился поднимать. А он, солдатенок, сын погибшего солдата, продолжал доказывать свое:
- Вы же видели, это мой отец!.. Его убили! - говорил он, возбуждаясь тем больше, чем дольше молчали люди, и не понимал, почему они не радовались и не гордились его отцом так же, как он.
 

Чингиз Айтматов СолдатенокФильм был про войну. На белом полотнище, повешенном между двумя столбами в конце кошары, началось

Слайд 7Учащиеся определяют основную мысль, стиль и тип текста.
Основная мысль -______________________________
Стиль

-_______________________________________
Тип текста -___________________________________
Учащиеся определяют основную мысль, стиль и тип текста.  Основная мысль -______________________________Стиль -_______________________________________Тип текста -___________________________________

Слайд 8Задание №1. Составьте в группах 2 вопроса низкого порядка и 2

вопроса высокого порядка

Вопросы высокого порядка начинаются со слов: Дайте три объяснения. Объясните, почему… Почему вы думаете/ считаете? В чем различие? Что, если…

Вопросы низкого порядка начинаются со слов: Кто? Что? Когда? Может? Мог ли? Согласны ли вы? Верно ли?
____________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1. Составьте в группах 2 вопроса низкого порядка и 2 вопроса высокого порядкаВопросы высокого порядка начинаются

Слайд 9Задание№3. Выберите один из предложенных вопросов и дайте письменный ответ.
1.Как

вы думаете, что стал понимать мальчик о  войне?
2.Почему текст называется «Солдатенок»?
3.Слушая рассказ, не возникло ли у вас желание   помочь герою фильма? Если да, то почему и как?
Ф оценивание учителем по критериям.
Задание№3. Выберите один из предложенных вопросов и дайте письменный ответ.  1.Как вы думаете, что стал понимать

Слайд 10 Домашнее задание

Для самостоятельного

изучения предлагается «УС».
Подготовьте краткий пересказ рассказа Ч. Айтматова «Солдатенок».
Составьте картинный план к рассказу Ч. Айтматова «Солдатенок», представляя содержание рассказа в виде сюжетных рисунков, иллюстрирующих события. Подготовьте их словесное описание.
Напишите письмо Авалбеку
Домашнее заданиеДля самостоятельного изучения предлагается «УС».Подготовьте краткий пересказ рассказа

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть