Слайд 2Поэма «Мцыри»
Я мало жил и жил в плену.
Таких две
жизни за одну,
Но только полную тревог
Я променял бы, если б мог.
Лермонтов «Мцыри»
Слайд 3 «Что за огненная душа, что за могучий дух, что
за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»
(В.Г. Белинский)
Слайд 4
В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет
двойное значение: в первом — «послушник», «неслужащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.
Слайд 5Поэма «Мцыри» (1839 год)
История создания
В 1830 –
1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…»
Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.
Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.
Слайд 6Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и
Куры,
Был монастырь.
Слайд 7Тема и идея поэмы «Мцыри»
Тема поэмы – изображение
сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.
Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.
Слайд 8Композиция поэмы «Мцыри»
Вступление
Краткий рассказ автора о жизни Мцыри
Исповедь героя
Слайд 9Жизнь Мцыри в монастыре
Лермонтов не дает
подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
Слайд 10Почему Мцыри убежал из монастыря?
Не мог примириться с жизнью среди чужих
людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул.
Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Слайд 113. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль
тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».
Слайд 12 Что особенно поразило Мцыри
на воле?
Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет его.
Слайд 13Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял…
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курился, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...
Слайд 14Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава)
Почему
Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод?
(Он преследует одну цель – вернуться на родину.
… Я цель одну –
Пройти в родимую страну,
Имел в душе – и превозмог
Страданья голода, как мог.
Слайд 15Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.
Я ждал.
И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Слайд 16 качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом?
Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику
Слайд 17 Три дня на воле – это дни настоящей жизни
Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Слайд 18 Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели –
найти родину, свой народ?
(Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи)
Раскаялся ли Мцыри в побеге?
(Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)
Слайд 19Что утверждает Мцыри
«Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как
орлы».
«Отчизну, дом, друзей, родных…»
Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни.
Что отрицает Мцыри
1.Кельи душные и молитвы
2. Землю чужую и рабство в ней
3.Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм.
Слайд 20 Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника,
томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.