Презентация, доклад по направлению Надежда и отчаяние итогового сочинения по литературе

Содержание

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и

Слайд 1Направление:
«Надежда и отчаяние»

Направление:«Надежда и отчаяние»

Слайд 2В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены

с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности.
Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной

Слайд 3Примерные темы для сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»
Что помогает человеку

справиться с отчаянием?
Что такое пустые надежды?
Что помогает человеку пережить сложные моменты?
Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
Роль надежды в жизни человека
Роль надежды в годы ВОВ
Причины отчаяния
Гнев как следствие отчаяния
Последствия отчаянных поступков
Потеря смысла жизни как следствие отчаяния
На кого можно надеяться?
В чем проявляется отчаяние?
Каковы последствия отчаяния?
Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.

Примерные темы для сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»Что помогает человеку справиться с отчаянием?Что такое пустые надежды?Что

Слайд 4Примерные темы для сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»
Можно ли назвать

отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто рушится весь мир.
Можно ли вселить надежду в человека?
Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
Бывают ли надежды напрасными?
Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
Почему некоторые теряют надежду?
Почему надеяться нужно только на себя?
Почему нельзя впадать в отчаяние?
Почему решения нужно принимать с холодной головой?
К чему может привести отчаяние?
Потерять надежду – значит сдаться?
Как вселить надежду в человека?
Как вы понимаете слова А. Дюма: «Надежда - лучший врач из всех, какие известны».

Примерные темы для сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто

Слайд 5Примерные темы для сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»
Как вы понимаете

смысл фразы «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние».
Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

Примерные темы для сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»Как вы понимаете смысл фразы «Там, где есть надежда,

Слайд 6Список литературы по теме:
К. Симонов «Жди меня»
Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и

наказание»
А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
М. Горький «На дне»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Н.В. Гоголь «Шинель»
А.Н. Островский «Гроза»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор»
Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
И. А. Бунин рассказ «Надежда»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Е.И. Замятин «Мы»
А.П. Платонов «Котлован»
Д. Рубина «Любка»

Список литературы по теме:К. Симонов «Жди меня»Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание»А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»М.

Слайд 7Список литературы по теме:
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Эрик-Эмманюэль Шмитт «Оскар и Розовая

Дама»
О. Генри «Последний лист», «Дары волхвов»
Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Дж. Боуэн «Как уличный кот изменил мою жизнь»
Й. Макьюэн «Искупление»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
С. Кинг «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Ш. Бронте «Джейн Эйр»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
К. Дикамилло «Как слониха упала с неба»
Дж. Оруэлл «1984»
Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская песнь»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Гавальда «35 кило надежды»
Дж. Лондон «Мартин Иден»

Список литературы по теме:Д. Дефо «Робинзон Крузо»Эрик-Эмманюэль Шмитт «Оскар и Розовая Дама»О. Генри «Последний лист», «Дары волхвов»Б.

Слайд 8Аргументы по направлению «Надежда и отчаяние» для итогового сочинения 2019-2020
Лермонтов М.Ю. «Мцыри»

Надежда — это вера в лучшее, которая дает нам стимул жить и идти вперед. Мы можем подтвердить это высказывание примером из произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Герой надеялся, что сможет найти свою родину за пределами монастыря, поэтому он сбежал и искал в окрестных лесах дорогу домой. Однако в пути он убедился, как далеко занесла его судьба. Вокруг были чужие земли и чужие люди, и ему не хватит сил добраться до отчизны. Убедившись в этом, Мцыри опустил руки и сдался смерти. Его молодой организм мог бы выстоять, но у героя не было надежды, а значит, и стимула к жизни. 

Аргументы по направлению «Надежда и отчаяние» для итогового сочинения  2019-2020 Лермонтов М.Ю. «Мцыри»  Надежда — это

Слайд 9Аргумент:
Горький М. «На дне» 
Ложные надежды могут погубить человека. Например, в пьесе М.

Горького «На дне» ложь во благо обернулась трагедией: Актер, разочаровавшийся в мечте об избавлении от пьянства, повесился. Дело в том, что странник Лука соврал ему о больнице, где бесплатно лечат алкоголиков. Актер вновь поверил в чудо и стал собираться в путь, но странник ушел из ночлежки, а все остальные сказали герою правду: таких мест нет. Персонаж не смог вынести крушения напрасных надежд и наложил на себя руки. Так, пустые обещания создают лишь вредоносные иллюзии, после которых у человека остается лишь разочарование.

Аргумент: Горький М. «На дне» Ложные надежды могут погубить человека. Например, в пьесе М. Горького «На дне» ложь во благо обернулась

Слайд 10Грин А. «Алые паруса»
В повести автор развивает свою давнюю мысль о том,

что людям необходима вера в сказку. Она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Писатель был убежден, что если отнять у человека надежду, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».  Неукротимая вера в мечту, надежда на светлое будущее не оставляет героев даже в самые трудные минуты: Ассоль преодолела насмешки, издевки, жестокость окружающих и дождалась свои алые паруса. А Грей сумел подарить чудо возлюбленной, воплотив её мечту в реальность. Надо только очень желать, чтобы мечта осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь. 
Грин А. «Алые паруса»В повести автор развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку.

Слайд 11Гоголь Н.В. «Шинель»

Нельзя отчаиваться на пути к цели, иначе она никогда не

будет достигнута. Так, герой  повести Н.В. Гоголя «Шинель», став жертвой кражи, не стал добиваться справедливости. Когда он получил вместо помощи грубый крик должностного лица, он потерял веру в решение проблемы и ушел ни с чем. От горя и потрясений, а также от холода северной столицы, он скончался, так и не добившись справедливости, хотя чиновник после своей выходки осознал неправоту и готов был бы помочь просителю. Если бы Акакий Акакиевич боролся за свою вещь и за свои гражданские права, а не убегал при первой же неудаче, он мог бы стать не маленьким, а значительным человеком. Именно отчаяние свело его в могилу еще при жизни, когда он не мог за себя постоять и бездействовал в любой непонятной ситуации.
Гоголь Н.В. «Шинель»Нельзя отчаиваться на пути к цели, иначе она никогда не будет достигнута. Так, герой  повести Н.В. Гоголя

Слайд 12Куприн А.И.«Гранатовый браслет»
Отчаявшееся люди не могут обрести счастья и гармонии с собой.

Так, герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» много лет безответно любил одну женщину, но после его подарка в день именин ему запретили досаждать ей письмами. Брат и муж Веры пришли к нему и попросили не компрометировать княгиню. Желтков согласился на это из любви к избраннице и попросил лишь возможности попрощаться. После прощания и последнего письма Георгий покончил с собой. Он отчаялся, потеряв последнюю нить, связывающую его с дамой сердца. В таком эмоциональном состоянии он просто не мог продолжать жить.
Куприн А.И.«Гранатовый браслет»Отчаявшееся люди не могут обрести счастья и гармонии с собой. Так, герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» много

Слайд 13Тургенев И.С. «Отцы и дети»
Отчаяние — это смерть души. Отличным подтверждением тому

служит роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров влюбился в Анну Одинцову, но не взаимно. Женщина определенно дала ему понять, что не собирается связывать с ним свою жизнь. После отказа Евгений уехал и попытался вновь вернуться к привычным занятиям, но любовь не отпускала его ни на миг. В итоге он отчаялся и перестал дорожить своей одинокой жизнью. В один момент он допустил чудовищную оплошность и заразил себя тифом через рану. Евгения уже ничего не могло спасти, и он умер, попрощавшись с Анной и признав свое поражение в жизненной борьбе. На смертном одре Базаров даже признал, что не нужен России и смешон в своем желание все переделать. Именно это беспредельное отчаяние убило его еще раньше тифа. 
Тургенев И.С. «Отцы и дети»Отчаяние — это смерть души. Отличным подтверждением тому служит роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Слайд 14Пушкин А.С. «Станционный смотритель»
Отчаяние — не выход из ситуации, а вход в

тупик. Это доказывает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Самсон Вырин, потеряв дочь, поехал искать ее, но наткнулся на грубость Минского и непонимание Дуни. Ротмистр, совративший его дочь, просто дал ему денег и отправил прочь. Герой выбросил деньги за позор дочери, нашел ее квартиру и наведался туда, но оттуда его выгнали на улицу. Не вняв совету жаловаться на Минского, Самсон вернулся домой. Постепенно он опустился и спился, ведь дочь не писала и не приезжала к нему. Старика погубило его отчаяние, и вскоре он умер. А ведь если бы он сам проявил инициативу, то смог бы добиться ответа от Минского и уважения дочери.
Пушкин А.С. «Станционный смотритель»Отчаяние — не выход из ситуации, а вход в тупик. Это доказывает А.С. Пушкин в

Слайд 15Структура сочинения:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
 
II. Основная

часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
 
Тeзис 1 (20-30 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 3
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
 
III. Заключение (60-70 слов)
 

Структура сочинения: I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250

Слайд 16I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
 
Вступление состоит из 3

элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.
 
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
 
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов:объяснение ключевых слов темы или цитаты;общие

Слайд 17I. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему

доказательств выдвинутых положений.
 
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
 
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
 
Помни!
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
 
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
 
I. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис

Слайд 18Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого абзаца написать

микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент нужно:привести из литературных источников.выделить в отдельный абзац.в конце каждого абзаца написать микровывод.к одному тезису привести один литературный

Слайд 19Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению - называем автора и

произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
Аргумент состоит из 3 элементов:Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если

Слайд 20III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
 
4 способа закончить сочинение:
Вывод. Принято

завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 4 способа закончить сочинение:Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть