Цель:
расширить знакомство с творчеством советского писателя
М. М. Пришвина и раскрыть смысл его произведений;
развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, определять главную мысль произведения;
обобщить знания о жизни и творчестве замечательного писателя.
Слайд 3Задачи:
Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения
и взаимовлияние.
В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
Слайд 4 Михаил Пришвин
русский советский писатель
(4 февраля 1873 — 16
января 1954)
Слайд 5
Михаил Михайлович Пришвин, певец русской природы, родился 4 февраля 1873
года в имении Хрущёво Орловской губернии. Его отец был купцом, который промотал своё состояние и оставил семью без средств к существованию. Благодаря матери, детям удалось
получить образование.
Мать М.М. Пришвина
Мария Ивановна
Слайд 6«Золотой луг», «Кладовая солнца», «В краю дедушки Мазая», «Синие перышки», «Выскочка»
и многие другие произведения. Михаил Михайлович Пришвин специально для детей писал не много. Его нельзя назвать детским писателем. Но он очень высоко ценил литературу для детей: «Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чем, однако, не изменяя своему мастерству».
Слайд 7Первый рассказ «Сашок» был опубликован в 1906 году в журнале «Родник».
После путешествия писателя по Северу появляются очерки «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком». Во время Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, а после ее окончания – сельским учителем
Слайд 8Дом, построенный в конце XIX века, необычен для того времени. Известно,
что его первой хозяйкой была уроженка Финляндии Мария Освальд, и мотивы северного архитектурного органично вписались в облик подмосковной усадьбы: открытая семигранная веранда с конусовидной крышей, богатая резьба наличников, высокий фундамент
Музей-усадьба М.М. Пришвина
п/о «Санаторий Поречье»
Московская область
Слайд 9Усадьба до сих пор сохраняет живую и теплую атмосферу, словно хозяин
дома только что вышел, на минуту разминувшись с гостями. И пока его нет, можно рассмотреть "святая святых" - кабинет, в котором создавались те самые произведения, которые теперь стоят у нас на книжных полках под защитой твердых переплетов. Здесь же, в кабинете находится личная библиотека Пришвина, а также его охотничье ружье и принадлежности для фотографии. Они не только хранят память о руках писателя, но и воссоздают быт ушедшей эпохи.
Слайд 10Памятник М. М. Пришвину
в Ельце
Памятник М.М. Пришвину
(с.Становое)
Музей
М.М. Пришвина
Бюст М.М.Пришвина в Ельце
Почтовая открытка с изображением
М.М. Пришвина
Слайд 11Он очень много писал, и главной темой его творчества была природа,
которая выписана с особым изяществом и любовью: фенологические записки «Календарь природы», цикл миниатюр «Лесная капель», сказка-быль «Кладовая солнца», повесть-сказка «Корабельная чаща». В умении передать мир, увиденный глазами «взрослого ребенка», главная привлекательность для детей рассказов Михаила Михайловича Пришвина.
Слайд 12В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж» мы
узнаем о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается. Нам очень интересно узнать, что не только нас мама любит и ухаживает за нами, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят. Особенно близкой нам является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже.
Слайд 13Рассказы Михаила Пришвина
«Изобретатель»
«Вася Веселкин»
«Гаечки»
«Говорящий грач»
«Дедушкин валенок»
«Ёж»
«Журка»
«Золотой луг»
«Курица на столбах»
«Лесной доктор»
«Лесной хозяин»
«Лисичкин
хлеб»
«Медведь»
«Ребята и утята»
«Старый гриб»
«Хромка»
«Ястреб и жаворонок»
и многие другие
Слайд 14Вывод:
Произведения М.М. Пришвина пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые
живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью. Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.