Презентация, доклад по литературному чтению на тему Смысловое чтение

Содержание

Смыслом называется целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.

Слайд 1Понятие термина «смысловое чтение»
Что же такое смысл? Смысл – с-мысль, т.е.

с мыслью, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.
Понятие термина «смысловое чтение»Что же такое смысл? Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью, какая мысль заложена внутри

Слайд 2Смыслом называется
целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих

его частей и элементов, но само определяющее эти значения.
Смыслом называется целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само

Слайд 3 Разница между понятиями «смысл» и «значение»
Необходимо понимать разницу между понятиями

«смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал , что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».
Разница между понятиями «смысл» и «значение»Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление

Слайд 4Цель смыслового чтения
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять

содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Цель смыслового чтенияЦель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и

Слайд 6Чтение- метапредметный навык
Чтение- метапредметный навык, составляющие его части есть в

структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Чтение- метапредметный навык Чтение- метапредметный навык, составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:

Слайд 10Технология смыслового чтения
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы

с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
Технология смыслового чтенияТехнология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:I этап. Работа с текстом

Слайд 11Технология смыслового чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.
Технология смыслового чтенияII этап. Работа с текстом во время чтения.

Слайд 12Технология смыслового чтения
III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Технология смыслового чтенияIII этап. Работа с текстом после чтения

Слайд 13Общие методы и приёмы смыслового чтения,задания
1.Типы вопросов для осмысления текста:

Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию. Объясняющие вопросы. Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Общие методы и приёмы смыслового чтения,задания 1.Типы вопросов для осмысления текста:

Слайд 14Общие методы и приёмы смыслового чтения
2. Восстановление / заполнение пропусков –

приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. 3. Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 4. Исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте. 5. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
Общие методы и приёмы смыслового чтения2. Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в

Слайд 15Общие методы и приёмы смыслового чтения
6. Перекодирование информации – приём работы,

заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот. 7. «Мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста. 8. Называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.). 9. Составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
Общие методы и приёмы смыслового чтения6. Перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной

Слайд 16Общие методы и приёмы смыслового чтения
10. Множественный выбор – выбор правильного

ответа из предложенных вариантов. 11. Конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ). Конспект – это план, переходящий в краткий пересказ. В отличие от краткого пересказа, конспект может не содержать плавных переходов. 12. Деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
Общие методы и приёмы смыслового чтения 10. Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Слайд 17Общие методы и приёмы смыслового чтения, типовые задания:
14. Предвосхищение/прогнозирование –

приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста. 15. Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию. 16. Логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д. 17.Заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации. 18.Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения
Общие методы и приёмы смыслового чтения, типовые задания:  14. Предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие

Слайд 18Общие методы и приёмы смыслового чтения, типовые задания:
19.Комментированное чтение сопровождается

пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Особенность комментированного чтения состоит в том, что озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. 20.Прием самопостановки вопросов к тексту позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста. 21.Составление тезисов – записей, которые вбирает в себя суть текста, т.е. основную суть произведения. Тезисы представляют собой развёрнутый сложный план. Это самые важные, главные положения, мысли автора, которые носят характер выводов. 22Написание отзыва – выражения собственного отношения к прочитанному;
Общие методы и приёмы смыслового чтения, типовые задания:  19.Комментированное чтение сопровождается пояснением, толкованием текста в форме

Слайд 19С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

Проблема 1. Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря, « дети не вчитываются в задание». Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращением к одному и тому же тексту. Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения. Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы, произведения русских классиков. Проблема 5. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения. В каждом классе найдутся дети, испытывающие трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно-следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту.

С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения?

Слайд 20Из опыта работы
В своей работе я использую различные приёмы :
- работа

с предложением
- словарная работа
- пальчиковый театр ,театральные постановки
- -дебаты
- работа с пословицами
Из опыта работыВ своей работе я использую различные приёмы :- работа с предложением- словарная работа - пальчиковый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть