Слайд 1УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3 классе
В.Ю. Драгунский
“Он живой и светится…”
ГБОУ Школа
№17
учитель начальных классов Гайворонских Т.В.
Слайд 3Рассказ о писателе.
Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря
1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были белорусскими эмигрантами. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись в Белоруссию в Гомель. Здесь и прошло детство Виктора Юзефовича. В 1918 году в краткой биографии Драгунского произошла трагедия – от тифа умер его отец.
В 1925 году мальчик с матерью и
отчимом переезжает в Москву.
Слайд 4
Драгунский плохо учился в школе, зато любил читать книжки.
В
школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал. Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье.
Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.
Об учебе в высшем учебном заведении не могло быть и речи.
И вот окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод.
Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано.
И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер.
Приговор был короткий и жестокий: уволить!
Слайд 5 Кто-то из друзей посоветовал ему пойти на фабрику, где
требовались ученики- шорники.
(Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях.)
При фабрике был манеж, и можно было обучиться конному спорту,
а лошадей Виктор любил с самого детства.
В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актерскую школу.
Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актером
и был принят в Театр Сатиры.
Слайд 6 Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не
разрешили, но он не сдался и поступил в ополчение.
(Ополчение – это войска, которые создаются во время войны в помощь основной армии из добровольцев).
Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противо-танковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая.
Немцы неумолимо наступали под Москвой. Часть ополченцев была убита, Драгунский спасся чудом.
Потом вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях.
Слайд 7 После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и
уходит в цирк.
Работать рыжим клоуном!
Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.
«Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться… и я должен приносить радость детям…»
Слайд 8 Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48 лет. Называлась
она «Он живой и светится».
После этой книжки писатель выпустил еще много других, не только про Дениску.
Есть у него и две взрослые повести. Но самое любимое, самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы», героем которых стал не какой-нибудь выдуманный мальчик,
а его сын Денис. Когда Денис Драгунский вырос, он стал журналистом.
Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься. Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас.
Он любит то, что любим мы.
Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы».
Слайд 11Беседа о светлячках
Летом, по вечерам, когда уже стемнеет, в
поле, словно маленькие молнии, мелькают светлячки. Каждый в детстве собирал этих уникальных насекомых в банку и любовался тем, как они светятся.
И, конечно, задавался вопросом, а почему они светятся?
Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный . Дело в том, что он холодный. Светлячок светит, но не греет.
Слайд 12Удивительно, но светлячки – это обыкновенные жуки. На сегодняшний день известно
около 2000 видов светящихся насекомых. , чаще всего окрашены неброско – в коричневые тона. Откуда же свет? У каждого светляка на брюшке имеются специальные клетки – фотоциты. В этих клетках происходит химическая реакция между двумя соединениями, в результате которой образуется свечение. А распространяется свет на столь далекие расстояния благодаря тому, что под слоем фотоцитов находится своеобразный отражатель света – слой белых клеток.
Слайд 13Некоторые экзотические виды светляков способны синхронно излучать свет. Так, например, в
Таиланде можно наблюдать такую картину – светляки собираются на одном дереве в большом количестве. Сначала каждое насекомое испускает вспышки света в своем определенном ритме. Но спустя некоторое время пара жуков начинает мигать синхронно, а затем и остальные присоединяются к их ритму. В результате дерево выглядит как новогодняя елка, мигающая ежесекундно, словно украшенная гирляндами огней.
Слайд 14Словарная работа
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть
- мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке.
Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Слайд 15План рассказа.
Ожидание мамы.
Новая игрушка.
Живая звёздочка.
Лучше любого самосвала
на свете.
Слайд 171. Кого во дворе ждал главный герой?
а) папу;
б) маму;
в) тетю;
г) бабушку
2.
На кого были похожи темные облака?
а) на бородатых стариков;
б) на брынзу с бубликами;
в) на слонов;
г) на горы
Слайд 183. Почему главный герой не дал самосвал Мишке?
а) пожадничал;
б) это был
чужой самосвал;
в) мама бы наругала;
г) самосвал подарил ему папа перед отъездом
4. Что Мишка предложил за самосвал во второй раз?
а) самолетик;
б) воздушного змея;
в) плавательный круг;
г) монетку
Слайд 195. Почему главный герой отдал самосвал Мишке?
А) ему понравился светлячок;
Б) надоело
играть самосвалом;
В) он не отдал самосвал Мишке;
Г) у него были другие игрушки
6. Кого могла по мнению Дениски встретить мама и забыть про него?
А) тётю Розу;
Б) папу;
В) тётю Ларису;
Г) бабушку
Слайд 207. Почему главный герой забыл про всех на белом свете?
А) был
очарован светлячком;
Б) был занят игрой;
В) ловил светлячков;
Г) ему было страшно одному
8. Как мальчик повел себя когда пришла мама?
А) ему было все равно;
Б) удивился;
В) огорчился;
Г) обрадовался
Слайд 219. Каким цветом светился светлячок?
А) красным;
Б) зелёным;
В) голубым;
Г) оранжевым
10. Каким словом назвала мама
то, на что Дениска обменял свой самосвал?
А) гадостью;
Б) пустышкой;
В) волшебством;
Г) глупостью
Слайд 2211. Почему светлячок оказался лучше любого самосвала на свете?
А) это был
редкий жучок;
Б) светлячок исполнял желания;
в) потому что живой и светится;
Г) все ответы неправильные