Презентация, доклад по литературному чтению Лев Николаевич Толстой (1 класс)

Содержание

Писать он начал лет семи. До нас дошла тетрадь, озаглавленная: «Детские забавы. Первое отделение…». Здесь описаны разные породы птиц. Первоначальное образование Толстой получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях.Детские воспоминания всегда оставались для Толстого

Слайд 1Толстой Лев Николаевич 1828-1910
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПИСАТЕЛЯ
Работу выполнила Бурлуцкая Анастасия

Толстой Лев Николаевич 1828-1910ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПИСАТЕЛЯРаботу выполнила Бурлуцкая Анастасия

Слайд 2Писать он начал лет семи. До нас дошла тетрадь, озаглавленная: «Детские

забавы. Первое отделение…». Здесь описаны разные породы птиц. Первоначальное образование Толстой получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях.
Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений.


Штрих 1.Писать он начал лет семи

Комментарий. Этот штрих может быть полезен для понимания детьми того, что послужило материалом для произведений Льва Николаевича. Дети узнают о том, что уже с раннего возраста Л.Н.Толстой ведет тетрадь наблюдений за птицами, описывая разные породы, таким образом он становится ближе к природе.

Писать он начал лет семи. До нас дошла тетрадь, озаглавленная: «Детские забавы. Первое отделение…». Здесь описаны разные

Слайд 3Он не раз вспоминал игру, которую очень любил в детстве.  Ее придумал

старший из братьев Толстых — Николенька. «Так вот он-то, когда нам с братьями было — мне пять, Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (Вероятно, это были «моравские братья»; о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья.) И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке». 
Тайна человеческого счастья была, по словам Николеньки, «написана им на зеленой палочке, а палочка эта зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа». Чтобы узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий… Идеал «муравейных» братьев — братство людей всего мира — Толстой пронес через всю жизнь. «Мы называли это игрой,— писал он в конце жизни,— а между тем все на свете игра, кроме этого…» 

Штрих 2. «Муравьиные братья»

Комментарий. Дети увидят, что Лев Толстой был таким же ребенком, но его игры несли нравственный смысл, который он пронес через всю жизнь. Этот штрих натолкнет детей на размышление о высоких морально-нравственных понятиях, таких как жизнь, счастье, любовь, семья.

Он не раз вспоминал игру, которую очень любил в детстве.  Ее придумал старший из братьев Толстых —

Слайд 4Штрих 3. Школа для детей.
Яснополянская школа – начальная школа, открытая для

крестьянских детей Л. Н. Толстым. Лев Николаевич пытается сделать процесс обучения интересным и приятным для детей. Уроки должны были прежде всего приносить удовольствие. Ученик, уходя после уроков домой, должен был с радостью ждать завтрашнего дня и новой встречи с науками – таков был основной принцип педагогической системы Льва Толстого.

Комментарий. Этот факт раскроет человеческие качества писателя, такие как «забота о ближних, помощь людям», занимаясь благотворительность, отдавая себя и свои средства на обучение детей, Лев Николаевич не терял, а только приобретал благодарность, в лице детей, для которых учение было в удовольствие.

Штрих 3. Школа для детей.Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым. Лев

Слайд 5«Делай, что должен, и будь что будет.»
(жизненный девиз Л.Н.Толстова)

Штрих 4.
Комментарий.

Этот штрих к портрету Л.Н.Толстого может быть полезен при организации обсуждения с детьми поговорок, пословиц и басен, а также вопроса о том, для чего мы читаем данный жанр фольклора. Это пригодится им для дальнейшего анализа произведений других жанров: сказки, рассказа.

Красна птица пером, человек умом.
Не рой другому яму, сам упадёшь
Ученье свет, не ученье тьма.

 Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.






Толстой утверждал, что посредством пословиц народ выразил «метким, кратким и сильным языком» свое мировоззрение. Он хотел, чтобы пословицы могли дать людям ответы  на коренные вопросы жизни.

«Делай, что должен, и будь что будет.»(жизненный девиз Л.Н.Толстова) Штрих 4.Комментарий. Этот штрих к портрету Л.Н.Толстого может

Слайд 6К пословицам и поговоркам Толстой обращался на протяжении буквально всей жизни.

По словам его старшего сына, Толстой никогда «не переставал изучать русский язык и собирать слова, поговорки и пословицы. В разговоре он нередко приводил русские пословицы как общеизвестные, так и мало известные, записанные им от крестьян.

Штрих 5.В художественных произведениях пословица нашла наибольшее применение.

Комментарий. Этот факт побудит детей к постоянному пополнению своих знаний, для использования в повседневной жизни, в любой сфере деятельности, для коммуникативных и личностных учебных действий.

К пословицам и поговоркам Толстой обращался на протяжении буквально всей жизни. По словам его старшего сына, Толстой

Слайд 7Глубокий интерес к народному искусству и высокая оценка его привели писателя

к мысли использовать для обучения в народной школе «прекрасную, неподражаемую» литературу, которая «выпевается из среды самого народа. На опыте Толстой убедился, что дети с большим интересом читают книги, «писанные не для народа, а из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок.

Штрих 6.Книги, «писанные не для народа, а из народа»

Комментарий. Отсюда дети узнают, что для обучения крестьянских детей Толстой использует быт самого народа, писатель становится интересен детям, через отображение образа жизни простых крестьян. Для современного ученика эти знания дадут понимание о том, что новые знания можно получать из бытовых ситуаций, из природы ,из жизни, а не только с помощью инновационных технологий.

Глубокий интерес к народному искусству и высокая оценка его привели писателя к мысли использовать для обучения в

Слайд 8Штрих 7.Азбука
Комментарий. Назначение пословицы в «Азбуке» Толстого — не только познакомить

ученика с буквой, которой она начиналась, но и служить материалом для первоначального самостоятельного чтения отдельных фраз.

«Азбука» состоят почти исключительно из загадок и особенно пословиц. Они сыграли большую роль при обучении чтению в яснополянской школе. Толстому предстояло подобрать пословицы на все буквы алфавита, и для этой цели оказался наиболее удобным сборник Снегирева с алфавитным расположением пословиц. Ничто не должно затруднять самый процесс чтения, мысль должна быть легко понятной ученику и выраженной правильным языком.
Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы и произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас — своих детях — проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами».

Штрих 7.АзбукаКомментарий. Назначение пословицы в «Азбуке» Толстого — не только познакомить ученика с буквой, которой она начиналась,

Слайд 10Штрих 8.Рассказы
Комментарий. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах

природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту .Так же современные читатели узнают о любви Толстого к животным.
Рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения.  

В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. * «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».  * «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».  * «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».  * «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила». 


Штрих 8.РассказыКомментарий. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти

Слайд 11Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они

лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.


Комментарий. Дети узнают, как важно быть честным, порядочным , говорить правду своим родителям.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не

Слайд 12Комментарий. Этот факт поможет детям самостоятельно искать ответы на вопросы в

произведении, рассуждать, обогащать свои знания научными и географическими понятиями. Этот факт поможет детям выдвигать предположения о главной мысли произведения, основываясь на характере сказок.

Штрих 8.Сказки

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»). 






Нравственно-моральный характер, сказка « Два брата», «Дележ наследства», « Маша и три медведя».
Сказки на сообразительность « Еж и заяц».
 

Комментарий. Этот факт поможет детям самостоятельно искать ответы на вопросы в произведении, рассуждать, обогащать свои знания научными

Слайд 13Комментарий. Сказка позволит порассуждать о счастье в выборе жизненного пути.

Комментарий. Сказка позволит порассуждать о счастье в выборе жизненного пути.

Слайд 14Штрих 9. «с такой душой, любви которой хватало на весь мир»,
Комментарий. Этот

факт поможет детям при прочтении рассказа « Лев и собачка», в котором автор передает все гамму чувств льва к собачке, всю горечь утраты. Через боль животных , дети становятся человечнее и добрее к братьям нашим меньшим. Утрата Толстым сына , является для него безысходностью, так и для льва потеря собачки, которая была ему родной. Научатся размышлять о жизни и смерти, о семье и родителях.

Большой след в семье оставил последний из детей – сын Иван, которого все звали Ванечкой. Талантливый, чуткий, сердечный, «с такой душой, любви которой хватало на весь мир», мальчик притягивал всех своей лаской и нежностью. Его мать писала: «Ванечка из всех детей был больше всех лицом похож на отца. Те же глубокие, вдумчивые и светлые глаза, та же серьёзность духовного внутреннего содержания».
     Чувствовавший духовную близость с сыном, Толстой надеялся, что именно он продолжит дело его жизни. Но надежды не сбылись: Ваня умер от скарлатины, не дожив месяца до семи лет. Лев Николаевич, по словам жены, «согнулся совсем, постарел». И вскоре признался: «В первый раз в жизни я чувствую безвыходность».

Штрих 9. «с такой душой, любви которой хватало на весь мир»,Комментарий. Этот факт поможет детям при прочтении

Слайд 15Источники
http://russkay-literatura.net/poslovitsy-i-pogovorki/612-poslovitsy-ot-lva-nikolaevicha-tolstogo.html
http://edu1439.ru/sch/Literat10/3%20deti.htm
http://mysoch.ru/sochineniya/tolstoi/_self/skazki_l_n_tolstoi_hudozhestvennii_analiz_detskie_narodnie_skazki/
https://ru.wikipedia.org/
http://feb-web.ru/



Источникиhttp://russkay-literatura.net/poslovitsy-i-pogovorki/612-poslovitsy-ot-lva-nikolaevicha-tolstogo.htmlhttp://edu1439.ru/sch/Literat10/3%20deti.htmhttp://mysoch.ru/sochineniya/tolstoi/_self/skazki_l_n_tolstoi_hudozhestvennii_analiz_detskie_narodnie_skazki/https://ru.wikipedia.org/http://feb-web.ru/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть