Презентация, доклад по литературе Жизнь и творчество И. Северянина

Детство и начало творчества На самом деле Северянин – это литературный псевдоним. В 1881 г. на свет появился Игорь Васильевич Лотарев в Петербурге в семье отставного штабс-капитана, культурной семье,

Слайд 11881-1941
Жизнь и творчество
Игоря Северянина

1881-1941Жизнь и творчество Игоря Северянина

Слайд 2Детство и начало творчества

На самом деле Северянин – это литературный псевдоним. В 1881 г. на свет появился Игорь Васильевич Лотарев в Петербурге в семье отставного штабс-капитана, культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). Мать Игоря происходила из дворянской семьи рода Шеншиных. К этому известному роду принадлежали А.Фет, Н.Карамзин. Родители расстались. И все дальнейшие годы Игорь Васильевич жил в Новгородской губернии в Череповецком уезде. Проживал будущий поэт в имении сестры своего отца.
Затем Игорь Северянин вместе с отцом путешествует по всей России. Затем он отправляется на Дальний Восток, где остается на несколько лет. А в 1904г. возвращается к матери. Именно там он встретит многих будущих известных поэтов, литераторов, деятелей культуры. Сам Северянин будет называть свои ранние издания – брошюрами. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.
Детство и начало творчества        На самом деле Северянин – это

Слайд 3Первая любовь
Лето 1905г. поэт

проводит в Гатчине под Петербургом, где его мать снимает дачу.
Знакомится с Евгенией Гутцан (Гуцан), которую называл Златой. Мать Златы умерла, а ее отец, работавший дворником, пропил состояние семьи. Когда поэт познакомился со Златой, им было по восемнадцать лет. Злата жила и работала в Петербурге швеей. Влюбленный поэт продал самое дорогое, что у него было тогда, свою библиотеку, чтобы снять квартиру и жить с ней вместе.
Мать была против брака сына со швеей и сказала об этом Злате. Гордая Злата ушла от любимого, сказав ему, что неверна, и скрыв от него, что ожидает ребенка.
Через некоторое время у Златы родилась дочь Тамара.
Злата вышла замуж за состоятельного человека. Любовь к поэту пронесла через всю жизнь.
Е. Т. Гуцан адресована поэма «Злата», а также шедевры любовной лирики «Очам твоей души», «Ты ко мне не вернешься...», Сонет («Любви возврата нет...», 1908), «Спустя пять лет» (1910) и «Аккорд заключительный» в книге «Златолира»; позже о «бессмертной» и «неизменной» любви написан автобиографический роман «Падучая стремнина».

Первая любовь       Лето 1905г. поэт проводит в Гатчине под Петербургом, где

Слайд 4К славе через литературный скандал

Самой знаменитой книгой станет "Громокипящий кубок", но слава пришла к поэту до этого издания. Многие русские символисты в то время уже знали, какие есть методы для того, чтобы добиться славы. И зачастую это был литературный скандал. То же самое случилось и с Игорем Васильевичем.
Одно из стихотворений, которое начинается так: "Вонзите штопор в упругость пробки…", было прочитано в доме Толстого в Ясной поляне в 1910г. Это был обычный дворянский быт – чтение вслух книг. Вся брошюра Северянина вызвала необычное оживление, но это произведение произвело настоящий фурор. Все смеялись над необычными ходами новой поэзии автора.
Но неожиданно Лев Николаевич рассердился и сказал: "Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке". Вскоре эти слова были растиражированы во многих газетах. Так обрел славу Игорь Васильевич Северянин. Биография и творчество его стали популярны уже буквально на следующее утро.
К славе через литературный скандал         Самой знаменитой книгой станет

Слайд 5Эгофутуризм
В 1911

году Северянин возглавил течение эгофутуризма, объединив поэтов, выпускавших газету «Петербургский глашатай» (К. Олимпов, Р. Ивнев и др.). Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п.
Но меньше, чем через год покинул объединение , поссорившись с К. Олимповым, который претендовал на главенство в движении.
Эгофутуризм         В 1911 году Северянин возглавил течение эгофутуризма, объединив поэтов,

Слайд 6Программа эгофутуристов
Душа – единственная истина.
Самоутверждение личности.
Поиски нового без отвергания старого.
Осмысленные неологизмы.
Смелые

образы, эпитеты.
Борьба со стереотипами.
Разнообразие метров.
Программа эгофутуристовДуша – единственная истина.Самоутверждение личности.Поиски нового без отвергания старого.Осмысленные неологизмы.Смелые образы, эпитеты.Борьба со стереотипами.Разнообразие метров.

Слайд 7На пике популярности

Успех пришел к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» (1913, предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). В течение 1913—1914 гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе скептически относившихся к футуризму. Для его лирики характерна смелая для тогдашего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм», условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию, диссонансные рифмы.
На пике популярности         Успех пришел к поэту после выхода

Слайд 8

Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком, В. Маяковским и Василием Каменским в Крыму олимпиаду футуризма.

Появляются поэтические сборники И. Северянина: «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Поэзоантракт» (1915), «Тост безответный» (1916), тематика которых в основном продолжает темы, заявленные поэтом в первых сборниках. Стихотворения И. Северянина имеют огромный успех, их постоянно переиздают. В стихотворении «Увертюра» (1915) поэт мечтает превратить «трагедию жизни… в грезофарс». Художественный образ «ананасы в шампанском» олицетворяет мираж современной жизни, «пульс вечеров»: 
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском!Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!(«Увертюра»)

Эгофутуристы в 1914 г.

Слайд 9Король поэтов
Весной 1918 года на

вечере в Политехническом музее И. Северянин был избран «Королем поэтов». Его экспериментаторство, игра словами и сложной рифмой, своеобразная звукопись не оставили равнодушными читателя:
Я выполнил свою задачу, Литературу покорив. Бросаю сильным на удачу Завоевателя порыв. Но, даровав толпе холопов Значенье собственного «я», От пыли отряхаю обувь, И вновь в простор — стезя моя.(«Эпилог»)
Король поэтов      Весной 1918 года на вечере в Политехническом музее И. Северянин

Слайд 10Эстония
В том же

1918 г. Северянин переехал в Эстонию, где в 1921 г. женился на Фелиссе Круут (единственный его зарегистрированный брак). Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию.
Поздняя лирика Северянина во многом отходит от его стиля 1910-х годов. Самые заметные его произведения этого периода — несколько получивших большую известность стихотворений («Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и сборник сонетов «Медальоны» (портреты писателей, художников, композиторов, как классиков, так и современников Северянина). Переводил стихотворения А. Мицкевича, П. Верлена, Ш. Бодлера, эстонских и югославских поэтов.

Похоронив матушку, которая скончалась 13 ноября 1921 года, Северянин скоропалительно, и сорока дней не минуло со дня похорон, спасаясь от ужаса одиночества на чужбине, « осупружился ». Это был брак с Фелиссой Куурт .
Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой. Ей он посвятил около двухсот стихотворений, в том числе " Поэзу голубого вечера" и " Поэзу счастья". С ней поэт прожил 16 лет, и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала.

Эстония        В том же 1918 г. Северянин переехал в Эстонию,

Слайд 11И. Северянин и Фелисса Куурт

И. Северянин и Фелисса Куурт

Слайд 12 После присоединения Эстонии к

СССР возобновил творческую активность, пытаясь публиковаться в советской печати.
Умер в оккупированном немцами Таллине от сердечного приступа. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.
На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
После присоединения Эстонии к СССР возобновил творческую активность, пытаясь публиковаться

Слайд 13Сборники
«Зарницы мысли» (1908)
«Качалка грёзэрки» (1912)
«Громокипящий кубок» (1913)
«Златолира» (1914)
«Ананасы в шампанском» (1915)
«Wictoria

regia» (1915)
«Поэзоантракт» (1915)
«Собрание поэз» (1916)
«За струнной изгородью лиры» (1918)
«Поэзо-концерт» (1918)
«Собрание поэз» (1918)
«Creme de Violettes» (1919)
«Puhajogi» (1919)
«Вервэна» (1920)
«Менестрель» (1921)

«Миррэлия» (1922)
Роман в стихах «Падучая стремнина» (1922)
Комедия «Плимутрок» (1922)
«Фея Eiole» (1922)
«Соловей» (1923)
«Трагедия титана» (1923)
Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925)
«Роса оранжевого часа» (1925)
«Адриатика» (1932)
«Медальоны» (1934)

Сборники«Зарницы мысли» (1908)«Качалка грёзэрки» (1912)«Громокипящий кубок» (1913)«Златолира» (1914)«Ананасы в шампанском» (1915)«Wictoria regia» (1915)«Поэзоантракт» (1915)«Собрание поэз» (1916)«За струнной

Слайд 14Игорь-Северянин
Он тем хорош, что он совсем не то,  Что думает о нем

толпа пустая,  Стихов принципиально не читая,  Раз нет в них ананасов и авто, Фокстрот, кинематограф и лото —  Вот, вот куда людская мчится стая!  А между тем душа его простая,  Как день весны. Но это знает кто? Благословляя мир, проклятье войнам  Он шлет в стихе, признания достойном,  Слегка скорбя, подчас слегка шутя Над вечно первенствующей планетой... Он — в каждой песне, им от сердца спетой,- Иронизирующее дитя.
Игорь-СеверянинОн тем хорош, что он совсем не то,  Что думает о нем толпа пустая,  Стихов принципиально не

Слайд 15Лирика И. Северянина
Сущностью поэзии Северянин

считал свою фантазию – «мои капризы, мои волшебные сюрпризы». Для творчества Игоря Северянина характерна маскарадность, стилизация действительности. «Трагедию жизни превратить в грезофарс» - вот в чем усматривал Северянин назначение поэта и поэзии.     Игорь Северянин обладал способностью переживать события очень глубоко и остро. Он подмечал такие черты в окружающей действительности, которые могли бы воссоздать картину в воображении читателей.

   Славе поэта во многом способствовал и его исполнительский дар. Северянин был одним из основоположников русских реситалей – авторских читок перед многотысячной публикой. Вечера поэта Игоря Северянина всегда проходили с неизменным успехом.     Северянин умел покорить воображение небывалыми соцветьями образов. Упоенные переживания, «чувства без названия» доносит поэт до своего читателя и слушателя. Лирический герой в его стихах «упоенно молится», его «сердце крылит к раздолью».     Игорь Северянин вошел в историю русского стиха как основатель эгофутуризма, как король поэтов, автор изысканных стихов. В то же время он известен как один из родоначальников массовой культуры 20 века.

Лирика И. Северянина      Сущностью поэзии Северянин считал свою фантазию – «мои капризы,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть