Слайд 1Николай Васильевич Гоголь
«Многосложен его характер, и до сих пор
загадочны многие черты его. Но то очевидно с первого взгляда, что отличительным качеством его натуры была энергия, сила, страсть. Это был один из тех энтузиастов природы, которым нет середины: или дремать, или кипеть жизнью; увлечение радостным чувством жизни или страданием, а если нет ни того, ни другого – тяжёлая тоска».
Н.Г.Чернышевский
Детские годы Гоголя прошли в имении родителей Васильевка Миргородского уезда, неподалеку от села Диканьки. Это были места, вошедшие в летописи.
Слайд 3Мария Ивановна
Гоголь-Яновская
Мать, Мария Ивановна, была женщиной религиозной,
нервной и впечатлительной.
С детства запомнились Гоголю рассказы матери о последних временах, о гибели мира и Страшном суде, об адских муках грешников.
От матери унаследовал Гоголь тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность.
Слайд 4Василий Афанасьевич
Гоголь-Яновский
Василий Афанасьевич
слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.
Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант.
Слайд 5Полтава. Нежин.
В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных
учителей, для подготовки к обучению в местной гимназии.
Затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс.
Он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.
Слайд 6 Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где
нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы. Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах.
В то время он писал элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».
Слайд 7Начало литературной деятельности.
После переезда в Петербург, под
псевдонимом «В.Алов» была издана романтическая подражательная поэма в стихах «Ганц Кюхельгартен», которую критика встретила в штыки. Гоголь скупал экземпляры своей поэмы и уничтожал их.
Слайд 8«Вечера на хуторе близ Диканьки»
«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки.
Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувственность!»
А.С.Пушкин
Слайд 9Сборник «Миргород»
В.Г.Белинский в статье «О русской повести и повестях
Гоголя» определил Гоголя как «поэта жизни действительной», подчеркнул, что автор «рад выставить наружу всё, что в ней (жизни) есть прекрасного, человеческого, в то же время не скрывает… и её безобразия».
Слайд 10«Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не
смеявшиеся со времен Фонвизина».
«Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога… Автор оправдал такое снисхождение. Он с тех пор непрестанно развивался и совершенствовался».
А.С.Пушкин
Слайд 11«… явился «Миргород», где с жадностию всё прочли и «Старосветских помещиков»,
эту шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слёзы грусти и умиления, и «Тараса Бульбу», коего начало достойно Вальтера Скотта».
Слайд 12«Ревизор»
7 октября 1835г. Гоголь просит Пушкина дать ему «сюжет,
хоть какой-нибудь смешной, или не смешной, но русский чисто анекдот» и обещает: «Будет комедия из 5 актов, и клянусь, будет смешнее чёрта».
Слайд 13«В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в
России … и одним разом посмеяться над всем».
Городничий – «сквозной, продувной мужик», чиновник, главный мошенник над мошенниками, привыкший на всём наживаться.
«Герой комедии – городничий, как представитель этого мира призраков».
В.Г.Белинский
Слайд 14«Хлестаков чрезвычайно оригинален, но как мало людей, в которых нет хлестаковщины!»
Н.Г.Чернышевский
«Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит». Н.В.Гоголь
Слайд 15«Мертвые души»
«Мертвые души» потрясли всю Россию.
Предъявить современной России подобное обвинение было необходимо. Это история болезни, написанная рукою мастера. Поэзия г.Гоголя – это крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он вдруг увидит в зеркале своё оскотинившееся лицо».
А.И.Герцен
Слайд 16Идея принадлежит А.С.Пушкину.
«Он уже давно склонял меня приняться за
большое сочинение, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы…» («Авторская исповедь»)
Слайд 17Чичиков
«Ведёт сюжет «Мёртвых душ» Чичиков. Он связывает воедино разнообразные
события и человеческие судьбы.
Павел Иванович Чичиков по своей социальной природе отличается от круга помещиков. Это человек новой, буржуазной формации – «приобретатель», хищник». С.О.Машинский
Слайд 18Манилов
«Ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе
Селифан».
«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту самую приятность, казалось, чересчур было передано сахару». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую … ничего не скажешь, а в третью скажешь: чёрт знает, что такое! И отойдёшь подальше».
Слайд 19Коробочка – «дубинноголовость»
«Иной и почтенный, и государственный даже человек,
а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь».
Слайд 20Ноздрев
Фамилия Ноздрев – метонимия носа («совать нос не в своё дело».
«Чуткий нос его слышал за несколько вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…»
Главная страсть – «нагадить ближнему, при этом он продолжал считать себя приятелем того, кому нагадил».
Слайд 21Собакевич
Походит «на средней величины медведя». «Для совершенного сходства
фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».
«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».
Слайд 22Плюшкин
Предел падения человека. «И до какой ничтожности, мелочности,
гадости мог снизойти человек!» Образ Плюшкина становится предупреждением молодёжи: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымете потом!»
Слайд 23Мотив дороги
«Бричка Чичикова, на которой в начале поэмы герой
въезжает в город NN, объезжает помещиков и покидает город, символизирует путь, ту дорогу, по которой устремилась вся Русь. В конце поэмы автор вводит образ птицы-тройки, символизирующий всю Россию».