Слайд 1Житие как жанр
древнерусской литературы
Слайд 2Житие - жанр
древнерусской литературы,
в котором описывается
жизнь и деяния
святых,
то есть канонизированных
(признанных таковыми) церковью
Канонизация в Русской Православной
Церкви совершалась при наличии трех условий:
1. святая жизнь
2. чудеса при жизни и после смерти
3. обретение мощей
Слайд 3Для чего создавались?
Житие выполняло огромную
воспитательную функцию,
потому что
житие святого воспринимали
как образец праведной жизни,
которой надо подражать.
Житие лишало человека
страха перед смертью.
Жанр жития был заимствован из Византии.
Это самый распространенный и любимый жанр
древнерусской литературы.
Почему?
Слайд 4В чем отличие от биографии?
Для жития характерны строгие
содержательные и
структурные
ограничения (канон)
Слайд 5Каноны жития
1.Благочестивое происхождение героя жития,
родители которого обязательно должны были быть
праведниками.
2.Святой рождался святым, а не становился им.
3.Святой отличался аскетическим
образом жизни, проводил
время в уединении и молитве.
4.Обязательным атрибутом жития
было описание чудес, которые
происходили при жизни святого
и после его смерти.
5.Святой не боялся смерти.
6. Композиция:
-вступление, в котором автор объясняет свое желание
говорить об этом человеке
- основная часть с описанием жизни святого и чудес
-заканчивалось житие прославлением святого.
Слайд 6Житие Сергия Радонежского
Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый любимый русский
святой.
Не случайно известный историк прошлого В.О.Ключевский сказал,
что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия.
Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века,
инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия,
написал самое первое Житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти —
в 1417-1418 годах.
Слайд 7Одному из удивительнейших людей нашего столетия — писателю, философу, ученому, священнику
Павлу Флоренскому — принадлежат такие слова: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».
Слайд 8Родился преподобный Сергий в окрестностях Ростова Великого около 1314 года. При
крещении мальчик был назван Варфоломеем.
Слайд 9Учение поначалу не давалось Варфоломею, и он подвергался постоянным наказаниям от
учителей, упрекам родителей и насмешкам товарищей.
Семи лет его отдали в школу, где уже учились его старшие братья Стефан и Петр.
Слайд 10Много раз мальчик в слезах тайно просил Бога послать ему способности
к учению. И его молитва была услышана.
Слайд 11Однажды отец послал его в поле пригнать лошадей. У стоящего в
поле дуба Варфоломей увидел незнакомого старца-монаха, погруженного в молитву. Отрок подошел и молча дождался конца молитвы.
Слайд 12«Что тебе надобно, чадо?» — спросил Варфоломея окончивший молитву старец. «Учусь
грамоте, но не успеваю; помолись за меня Богу, отче, чтобы я мог выучиться грамоте».Старец помолился, дал Варфоломею кусочек просфоры в знак благодатной помощи Божией, пообещал, что в знании он превзойдет своих братьев и сверстников, и предсказал получение особых духовных даров в будущем. Чудесным образом получив успех в учении, Варфоломей стал усердно читать священные книги.
Слайд 13Когда ему было 15 лет, его родители — Кирилл и Мария
— переселились в село Радонеж, которое находилось недалеко от Москвы.
Слайд 14Там они вскоре умерли, и Варфоломей решился по примеру святых подвижников
уйти в пустынное место и посвятить свою жизнь молитве и служению Богу.
Вместе с братом Стефаном они углубились в глухой лес и построили там маленькую деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы.
Лес был настоящей пустыней, то есть пустым и безлюдным местом. Стефан не выдержал суровой жизни и, покинув брата, вскоре ушел в московский монастырь.
Слайд 15
Варфоломей же был пострижен в монахи с именем Сергий и
остался жить в лесу в полном одиночестве. Более двух лет он жил совсем один, борясь со страхами и искушениями, с голодом и морозом, с усталостью и тоской.
Слайд 16Но вот один за другим стали приходить к преподобному Сергию люди
сначала ради душевной беседы и совета, а потом нашлись желающие и жить близ него.
Когда собралось 12 человек, тогда построили они келии и обитель обнесли оградой. Так начался Сергиев монастырь, которому суждено было стать знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.
Слайд 17Следуя евангельскому учению, преподобный Сергий был среди братии первый в том,
что всем был слугой. Он строил кельи, рубил дрова, носил воду издалека.
Слайд 18Чудеса при жизни
Интересное чудо случилось с архимандритом Алипием (Вороновым), который в
Лавре нес послушание реставратора. Работал над фресками в Сергиевском (Трапезном) храме. Были уже установлены леса, разложен реставрационный материал. Ночью ему явился Преподобный Сергий:
– Отец Алипий, что ты спишь? Беги в храм!
Он тут же встал и побежал. В храме начинался пожар. Только-только загоралась ветошь. Все было потушено без какого-либо большого ущерба, благодаря чудесному вмешательству Преподобного Сергия.
Слайд 19Чудеса при жизни
Отправляясь на Куликовскую битву с Мамаем, князь Дмитрий Донской
поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.
Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти
Слайд 20Чудеса после смерти
Через 30 лет после смерти своей он явился во
сне некоему благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии Троицкой обители: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» Такое известие побудило монахов раскопать гроб. По свидетельствам участников этих событий, оказалось, что тело и одежды погребенного остались нетленными, хотя домовину действительно залили грунтовые воды.