Презентация, доклад по литературе в 5 классе на тему : М.Ю. Лермонтов Бородино

Содержание

Урок литературы в 5 классе, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.ЛермонтоваУчитель: Газизуллина Е.Н.МБОУ СОШ №6 г.Новый Уренгой

Слайд 1М.Ю.Лермонтов 1814-1841

М.Ю.Лермонтов 1814-1841

Слайд 2Урок литературы в 5 классе, посвященный
200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова



Учитель:

Газизуллина Е.Н.
МБОУ СОШ №6
г.Новый Уренгой


Урок литературы в 5 классе, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.ЛермонтоваУчитель: Газизуллина Е.Н.МБОУ СОШ №6 г.Новый Уренгой

Слайд 4Чем может гордиться человек, проживший жизнь?


А что, на ваш взгляд, является

предметом гордости всего народа?


Чем может гордиться человек, проживший жизнь?А что, на ваш взгляд, является предметом гордости всего народа?

Слайд 5Многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу,

показал преданность своей родине, являются предметом гордости всего русского народа.


Многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, являются предметом

Слайд 6И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических

событий –
Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».


И сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких исторических событий –Бородинском сражении 1812 года, о

Слайд 7«Война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Тема урока

«Война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»Тема урока

Слайд 9



«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего»,- сказал польский философ

Т.Котарбиньский.

Эпиграф урока

«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего»,- сказал польский философ Т.Котарбиньский. Эпиграф урока

Слайд 11В стихотворении «Бородино» много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии,

которые в нашей речи уже не употребляются.

Словарная работа

В стихотворении «Бородино» много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии, которые в нашей речи уже не

Слайд 12Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых

целей на близком расстоянии


Картечь –  начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии

Слайд 13Кивер– высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком

Кивер–  высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком

Слайд 14Лафет – станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки

Лафет –  станок (опора), на котором укрепляется ствол пушки

Слайд 15Редут – в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое

укрепление с наружным рвом и земляной насыпью


Редут –  в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и

Слайд 16Драгун -военнослужащий кавалерийских (конных) частей. Улан – военнослужащий из частей легкой

кавалерии (вооруженной только пиками). Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск


Драгун -военнослужащий кавалерийских (конных) частей.  Улан – военнослужащий из частей легкой кавалерии (вооруженной только пиками).

Слайд 17Булат – оружие булатной стали, сабля

Булат – оружие булатной стали, сабля

Слайд 18Бивак – привал, расположение войск вне населенного пункта

Бивак –   привал, расположение войск вне населенного пункта

Слайд 19 Мусью – ироническое обращение к французу (от месье).
Хват –

бойкий, полный молодечества человек.


Мусью – ироническое обращение к французу (от месье). Хват – бойкий, полный молодечества человек.

Слайд 20

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя. Мусью – сударь, господин. Картечь

– артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле. Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Бивак – стоянка войск под открытым небом.

Словарная работа

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя. Мусью – сударь, господин. Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный

Слайд 21Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи. Булат – оружие

из булатной стали – стали особой закалки. Улан, драгун – солдаты конных полков. Басурманы- люди другой веры, иноземцы, враги.
Флеши (из исторической справки) старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления для прикрытия важных направлений и пунктов .


Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи. Булат – оружие из булатной стали – стали

Слайд 23- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
- В чём особенность

построения стихотворения?
- Кто участвует в разговоре?
- Кто рассказчик? Где он находился в момент сражения?
- Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата?
- Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?

Вопросы для анализа стихотворения:

- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?- В чём особенность построения стихотворения?- Кто участвует в разговоре?-

Слайд 25Исследовательская работа по группам

Исследовательская работа по группам

Слайд 27Соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные

части, подберите цитаты. Заполните таблицу. Сделайте вывод.

1 группа

Соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. Заполните таблицу. Сделайте

Слайд 29М.Ю Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической

личностью или это вымышленный герой. Заполнить таблицу «Характеристика рассказчика».

2 группа

М.Ю Лермонтов не даёт описание рассказчика. Выяснить, является ли рассказчик исторической личностью или это вымышленный герой. Заполнить

Слайд 31
3 группа
Озаглавьте словами текста

3 группа Озаглавьте словами текста

Слайд 33Подводим итоги
работы по группам

Подводим итоги работы по группам

Слайд 34Цитаты из исторической справки
После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве
3

сентября (22 августа) армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

Мы долго молча отступали…


И вот нашли большое поле…

1 группа

Цитаты из стихотворения

Цитаты из исторической справкиПосле оставления Смоленска русская армия отходила к Москве3 сентября (22 августа) армия расположилась у

Слайд 35
Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой

с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь.

Ну ж был денек!..

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись

Слайд 36
Французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве

под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми."

Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

Французский император признал, что из 50 сражений, им данных,

Слайд 382 группа Характеристика рассказчика


2 группа  Характеристика рассказчика

Слайд 403 группа Озаглавь словами текста

3 группа Озаглавь словами текста

Слайд 42Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в

нем описанные?
Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

Итоги урока

Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать,

Слайд 48Подготовить выразительное чтение всего стихотворения
Наизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино» (5

строф)
По желанию – рассказ о героях Бородино, рисунок


Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение всего стихотворенияНаизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино» (5 строф)По желанию – рассказ о героях

Слайд 50
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть