Слайд 1Подготовка к сочинению
Сравнительная характеристика Катерины Измайловой и Катерины Кабановой»
Слайд 2История создания
Лесков начал писать «Леди Макбет Мценского уезда» осенью 1864 года,
определив жанр произведения как очерк.
Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.
Слайд 3Сюжет повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.) основан на реальной
истории, о которой Лесков узнал еще в детстве.
Слайд 5Сам Лесков называл свою повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным
этюдом о сильном и страстном женском характере. Повесть должна была стать началом цикла о характерах русских женщин. За «Леди Макбет» должны были последовать «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха).
Слайд 6Действие очерка происходит на фоне России XIX века. Первое обвинение купеческому
быту. «Скука непомерная в запертом купеческом терему с высокими заборами и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури». Не случайно Сергей заметил: «Вы у нас теперь как канарейка в клетке».
Слайд 7«Леди Макбет Мценского уезда» – история любовной страсти и ее страшных
последствий. Любовь молодой купеческой жены Катерины Измайловой к приказчику Сергею безумна и безудержна – буквально ничем не удержана, не ограничена.
Слайд 9«Гроза» А. Н. Островского. «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.
Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини - обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с автором «Грозы». По-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
Слайд 11«Сравнительная характеристика двух Катерин».
Общее
— Купеческие жены (материальная и социальная устроенность).
—
Спокойное и свободное детство и отрочество.
— Замужество без любви и очарованности.
— Тоска в доме мужа.
— Отсутствие детей и желание их иметь.
— Отвращение к Домострою.
— Жажда настоящей любви и борьба за нее.
— Сила характера.
— Измена мужу; тайная и несчастная любовь.
— Душевная слабость избранников обеих героинь.
— Гибель в Волге
Слайд 13Различное:
Отношение к жизни:
Кабанова. Мечтательность (Ширь и красота Волги; народная песня; красота
церковной службы, певучая речь), раскрепощенность души.
Измайлова. Скука (Обход пустых комнат, спальня с пуховыми перинами) Душевная и духовная неразбуженность.
Слайд 14Жизнь в доме мужа:
Кабанова Подневольность (Гнет свекрови, искреннее общение только с
Варварой, попытка выжить в доме мужа, не изменив своему свободолюбивому характеру) Цельность натуры и высокая нравственность
Измайлова. Одиночество (Гнет свекра и мужа и свобода в его отсутствие, неумение и нежелание одолеть соблазн любовного общения с приказчиком) Нравственная слепота, отсутствие интереса к духовной жизни
Слайд 15Любовь:
Кабанова. Чистота, робость, самоотверженность, страдание оттого, что «другого полюбила», стыд от
запретной любви, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога и его суда, Любовь-мучение, самоистязание от осознания собственного греха
Измайлова. Страстность, напористость, отсутствие душевных терзаний от измены, жадность до любовных утех, убийство, однако полное забвение своей личности во имя возлюбленного, решение отдать жизнь за любовь Любовь-страсть, обида от неверности возлюбленного
Слайд 16Гибель в Волге:
Кабанова. Красота, свет, высота любовного чувства, самоубийство как протест
против бесправия и духовного гнета «Горячее сердце», вечно чистая Самоубийство
Измайлова. Бездуховность личности, хищнический инстинкт, раба любви, месть за измену, виновница гибели новой любовницы Сергея «Никогда не вспомнишь без душевного трепета» Несчастный случай
Слайд 17 Катерина в «Грозе» А.Н. Островского – возвышенно-лёгкая, поэтичная. А какова
была в «девках» Катерина Львовна? («Я в девках страсть сильна была.. Меня даже мужчина не всякий одолевал»). Гордится Катерина Львовна своею силою, но оказалось, что главное то свойство натуры не сила вовсе, а решительность.
Слайд 19. Любовь показана в обоих произведениях как сила, приведшая каждую героиню
к трагедии. Однако если любовь освещена духовностью, чистотой и нравственностью, то она является источником душевной силы, сохраняет цельность характера. Если же любовь является животной страстью и не связана с духовностью, то она источник низменных поступков. При определенной общности две Катерины сильно отличаются друг от друга. Их мыслями и поступками руководят разные силы: духовность и цельность Катерины Кабановой, бездуховность и нравственная слепота Катерины Измайловой.
Слайд 20Домашнее задание
Сочинение «Две Катерины»