Слайд 1Природа родного края
Выполнила Панкова Т.И. учитель русского языка и литературы.
Слайд 3А. С. Пушкин .
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают
в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья
Слайд 4В стихотворении воплощена мысль поэта о важности пограничных моментов в жизни
человека и природы. «Цветы последние» запоминаются больше, потому что они последние.
Основной композиционный прием – образный параллелизм. «Цветы последние» сопоставляются с «разлуки часом». Сопоставление вражается и грамматически – с помощью сравнительной степени прилагательных. Эмоционально окрашенную лексику можно разделить по принципу контраста: разлуки-свидания.
Слайд 5М. Ю. Лермонтов .
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в
бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Слайд 6К концу стихотворения нарастает чувство грусти, одиночества. Картины осени сменяют друг
друга. Сначала это движение: « и кружатся, и летят»; затем стремление к покою: «скрыться где-нибудь спешит»; наконец – замирание природы: « Ночью месяц тускл…». Пейзаж наполнен сначала яркими красками ( пожелтели), потом темными (зелень мрачную), а в конце – тусклыми. Лексика окрашена печальными тонами: поникши, мрачную, поневоле.
Слайд 7Ф. И. Тютчев.
Осенний вечер.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск
и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Слайд 8Картины увядания передают настроения грусти, тихого восхищения. Светло окрашенная лексика (
светлость, умильная, таинственная прелесть; томный, легкий шелест) сочетается со словами, выражающими печаль, тревогу.
Поэт в увяданье чувствует «прелесть». Эти слова в равное мере относятся как к природе, так и к человеку. Тютчев не разделяет природу и человека, они слиты воедино, природа одухотворена
Слайд 9А. А. Фет.
Первый ландыш.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей:
Какая
девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны!
Как дева в первый раз вздыхает
О чем – неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Слайд 10Весна – время пробуждения. Об этом стихотворение Фета, пронизанное чувствами восторга,
благодарности, удивления перед природой, её чистотой, обаянием, силой. Стихотворение начинается с обращения, играющего роль олицетворения. Первые две строфы – продолжение этого обращения. Чувство изумления усилено восклицательной интонацией. Поэт сопоставляет состояние природы с молодостью.
Лексика стихотворения окрашена в радостные, светлые тона.
Слайд 11А. Н. Майков.
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые
бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…
И откуда раздаются
Голоса х, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Слайд 12По настроению это стихотворение близко к фетовскому «Первому ландышу». То же
восхищение, та же светлая лексика, то же изображение состояния природы и человека. Но у Майкова лирический герой выражает чувства от первого лица, передаёт ощущение радости. Это удивленное восхищение, переданное с помощью многоточий.
Сердце героя открыто для радости, он обращает взоры к небу, пронизанному светом и пением жаворонков.
Слайд 13Вывод:
Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души
человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хоржизни и любви.
Слайд 14Домашнее задание:
Выучить наизусть одно из стихотворений.
Выразительно читать все стихотворения.