Презентация, доклад по литературе Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения

Содержание

Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!..— то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими

Слайд 1«…Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения…» .
О, этот Лермонтов опальный,

сын нашей собственной земли, чьи строки, как удар кинжальный, под сердце самое вошли! Он, этот Лермонтов могучий, сосредоточась, добр и зол, как бы светящаяся туча по небу русскому прошёл.
Я. Смеляков
«…Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения…» .О, этот Лермонтов опальный,  сын нашей собственной земли,

Слайд 2Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные

молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!..— то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, как находил его Пушкин.

Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения... После декабристов все попытки основывать общества не удавались действительно; бедность сил, неясность целей указывали на необходимость другой работы — предварительной, внутренней». (А. Герцен)

Эту «предварительную, внутреннюю работу» выполнял Лермонтов. В его стихах поколение осознавало и начинало понимать свою трагедию…
Н. Долинина

«Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря.

Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь

Слайд 3Предисловие
Зачем Лермонтову понадобилось обвинять читателя, только что открывающего книгу, в

дурном воспитании?
Как понимать слова: «…Портрет, …составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»?
В каком значении употребляет Лермонтов слово «герой»:
А)— это «исключительный но смелости или по своим доблестям человек»;
Б)— это «главное действующее лицо литературного произведения»
В) -- «человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи»?

В четвертом, последнем абзаце предисловия он объясняет, зачем он написал роман. Какова цель автора?

Как вы понимаете последние слова предисловия: «Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества!»

Предисловие Зачем Лермонтову понадобилось обвинять читателя, только что открывающего книгу, в дурном воспитании? Как понимать слова: «…Портрет,

Слайд 4Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их

отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.
—  Герой нашего времени (Михаил Юрьевич Лермонтов),

«Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще более раздражено, и повесть о Бэле все еще остается для вас загадочною»
В. Г Белинский

«Типы, созданные сильным талантом, долговечны; и ныне живут люди, представляющие как будто сколок с Онегина, Печорина, Рудина и пр.,

и не в том виде, как они могли бы, развиться при других обстоятельствах а именно в том, в каком они представлены Пушкиным, Лермонтовым, Тургеневым… .
Л. Гинсбург

Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда

Слайд 5«Бэла»
Прочитайте портрет Максима Максимыча. Что можно о нем сказать по портрету?

Как относится к коренным народам Кавказа Максим Максимыч? (ответ докажите примерами).
Почему он стремится принизить быт и обычаи горцев?
Разделяет ли его мнение Автор?
Как характеризует портрет, данный Печорину, самого Максима Максимыча?

Какие странности заметил Максим Максимыч у Печорина?
Как вы понимаете фразу: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»?

«Бэла»Прочитайте портрет Максима Максимыча. Что можно о нем сказать по портрету? Как относится к коренным народам Кавказа

Слайд 6 Зачем и как Печорин дразнил Азамата?
Что заставило княжескую дочь подойти

к незнакомому мужчине, и выразить свою симпатию?
Какова, по-вашему, реакция Печорина на то, что Бэла «по обряду, пропела ему что-то «вроде комплимента»?
Каким представляется Казбич из рассказа Максима Максимыча?
«В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь, и я заметил, что у него под бешметом надета кольчуга «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я, — уж он, верно, что-нибудь замышляет». .Что же мог замышлять на свадьбе Казбич?
Почему Казбич, прежде чем отказать Азамату, «Долго, долго молчал»?

Дайте характеристику Казбичу.

Чем от него отличается Азамат?
Как можно оценить поступок Максима Максимыча, который знал правду, но все-таки не разоблачил Азамата?

Зачем и как Печорин дразнил Азамата?Что заставило княжескую дочь подойти к незнакомому мужчине, и выразить свою

Слайд 7 Почему Азамат Казбичу сам предлагал продать сестру, а Печорину пришлось

его уговаривать «недели три»?
Мог ли Максим Максимыч предвидеть реакцию Казбича на кражу коня? Кого винит Казбич?
Почему у доброго Максима Максимыча нет чувства вины перед Азаматом?
Вы согласны с мнением Максима Максиыча, что «есть люди, с которыми непременно надо соглашаться»?
Почему ни Печорин, ни Максим Максимыч не посочувствовали Казбичу?

Как Печорин добивался любви Бэлы?
Как Бэла заставила Максим Максимыча уважать себя?

А сам Печорин любит Бэлу?
Как бы он поступил, если бы Бэла не ответила на его любовь?

Почему Азамат Казбичу сам предлагал продать сестру, а Печорину пришлось его уговаривать «недели три»? Мог ли

Слайд 8 Почему Печорин стал часто уезжать от Бэлы?
Проследите за душевными страданиями

девушки.
Зачем Максим Максимыч приказал часовому убить Казбича?
Насколько он был заинтересован в выполнении собственного приказа гренадером?
Почему Казбич вступил в переговоры, когда к нему обратился солдат?
Что Казбич крикнул? Почему Максим Максимыч не перевел его слова Автору?
Ак Максим Максимыч объяснил Печорину происшедшее на крепостном валу?


О чем же задумался Печорин, узнав, что Бэла нравится Казбичу?
Была бы Бэла счастлива с Казбичем, смогла бы она забыть Печорина?
Проанализируйте обстоятельства, которые предшествовали похищению Казбичем Бэлы.


Почему Печорин стал часто уезжать от Бэлы?Проследите за душевными страданиями девушки. Зачем Максим Максимыч приказал часовому

Слайд 9Прокомментируйте реплики Печорина: «сердце ненасытное; мне все мало...» и «Глупец я

или злодей, не знаю...»

Проанализируйте сцену убийства Бэлы.
Кто, по –вашему, виноват в ее смерти?
Почему Бэла перед смертью отказалась креститься?
Почему Бэла перед смертью ни разу не вспомнила о штабс-капитане?

Крепость охранялась. Как Казбичу удалось похитить Бэлу?
Почему Казбич убил любимую?

Прокомментируйте реплики Печорина: «сердце ненасытное; мне все мало...» и «Глупец я или злодей, не знаю...»Проанализируйте сцену убийства

Слайд 10Повесть «Бэла» заканчивается словами:
«В Коби мы расстались с Максимом Максимычем...»

— сообщает Автор.— «Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились, и, если хотите, я расскажу: это целая история... Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч - человек- достойный уважения?..»
Как вы понимаете последнюю фразу?

Задания

Составить проблемный план на тему «Кто виновен в гибели Бэлы?»
Проанализируйте исследование Г. Валового «Тайна романа «Герой нашего времени». Согласны ли вы с его взглядом на образ Максима Максимыча? Ответ обоснуйте.

Постарайтесь объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы.

Повесть «Бэла» заканчивается словами: «В Коби мы расстались с Максимом Максимычем...» — сообщает Автор.— «Мы не надеялись

Слайд 11Максим Максимыч
Как встретился автор с Максимом Максимычем снова? Попробуйте определить

настроение автора.
Кто описывает портрет Печорина?
Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу?
Какие особенности внешности Печорина помогают понять его характер, психологию?
. Определите идейно-художественную функцию портрета Печорина.
.

Кратко перескажите сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем.
Как отнесся Печорин к этой встрече?
«…Он вчера не поторопился и сегодня чуть не уехал… Что же это значит?»(Н. Долинина) А вы как думаете?
«Забыть! - проворчал он: я-то не забыл ничего…». Что же подразумевает Максим Максимыч?

Максим Максимыч Как встретился автор с Максимом Максимычем снова? Попробуйте определить настроение автора. Кто описывает портрет Печорина?

Слайд 12ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Я ехал на перекладных из Тифлиса», -Кто этот

«Я» ?
Проследите за поведением Автора в повести. Что его интересует? Что мы можем сказать об его характере?
«Литературоведы по-разному судят о нем. Есть и такая точка зрения, что молодой офицер, встретивший на Военно-Грузинской дороге штабс-капитана,— просто сам Лермонтов. На это указывают путевые записки о Грузин в его чемодане, и пейзажи, явно увиденные глазами Лермонтова, и мысли об изгнании... Но в то же время нельзя не заметить, что рассказчик «Бэлы» наивнее, неопытнее Лермонтова. Его суждения бывают примитивны, поступки — несерьезны. Автор «Бэлы», как мне кажется, молодой офицер, во многом похожий на Лермонтова и все-таки но совсем такой, как он.

Таким образом, «Бэлу» рассказывают трое: Автор, Максим Максимыч и сам Лермонтов. «Максима Максимыча» — двое: Автор и Лермонтов. В дневнике Печорина тоже два рассказчика: Печорин и все время стоящий за ним Лермонтов.»
Наталья Долинина

По временам Лермонтов наделяет его своим зрением, слухом, своими мыслями…

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА  ПРЕДИСЛОВИЕ«Я ехал на перекладных из Тифлиса», -Кто этот «Я» ?Проследите за поведением Автора в

Слайд 13«Добро бы я был еще его другом: коварная нескромность истинного друга

понятна каждому...»

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»

Объясните,
как вы понимаете высказывания Автора:

«Но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге, следовательно, не могу питать к нему той неизъяснимой ненависти, которая, таясь под личиною дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений».

«Добро бы я был еще его другом: коварная нескромность истинного друга понятна каждому...»«История души человеческой, хотя бы

Слайд 14
Хронология событий в романе
«Тамань»,



«Княжна Мери»,



«Фаталист»,




«Бэла»,




«Максим Максимыч»



Печорин, высланный из Петербурга

(за что — Лермонтов не сообщает), едет на Кавказ в действующий отряд и по дороге задерживается па несколько дней в Тамани
После этого, прибыв к месту службы, он принимает участие в военных действиях и после одной из экспедиций получает разрешение поехать на кавказские воды.
Произошли события, описанные в «Княжне Мери».
. За дуэль с Грушницким его отправляют в отдаленную крепость — оттуда он едет на две недели в казачью станицу («Фаталист» )
Возвращается, знакомится с Бэлой, и происходит история с Бэлой
Затем пять лет перерыва — и встреча с Максимом Максимычем
Последнее сообщение о Печорине — в предисловии к его Журналу: «...возвращаясь из Персии, умер».

«Предисловие к «Журналу Печорина»

Хронология событий в романе«Тамань»,«Княжна Мери»,«Фаталист»,«Бэла»,«Максим Максимыч» Печорин, высланный из Петербурга (за что — Лермонтов не сообщает),

Слайд 15«Тамань»
Кратко перескажите повесть.
Кто выступает в качестве рассказчика в повести?

почему?
Зачем Печорин стал следить за ундиной и мальчишкой?
Почему девушка решила утопить Печорина?
Печорин понимает, что своим любопытством он вероломно вторгся в жизнь других людей?
Какую оценку дает Печорин своим поступкам?
Какое оправдание он им находит?

«Тамань» Кратко перескажите повесть. Кто выступает в качестве рассказчика в повести? почему? Зачем Печорин стал следить за

Слайд 16 На какую особенность характера Печорина указывают его слова:

«Что сталось

с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...»?

Можно ли утверждать, опираясь на содержание повестей «Бэла» и «Максим Максимыч», что в этих словах сформулирован принцип, которым руководствуется Печорин в отношениях с людьми?

Прокомментируйте слова Печорина:

«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Покажите, как переплетаются в повести приемы романтизма и реализма в изображении

а) пейзажа,
б) портретов контрабан-дистов,
в) намерениях Печорина.
Как слепой мальчик, символизирует нравственную слепоту Печорина?

Перечислите реалистические элемент повести.

На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым

Слайд 17«Княжна Мери»
«Княжна Мери» — дневник, включающий в себя шестнадцать записей, иногда

длинных, иногда коротких, точно датированных. Все, что происходит в повести, укладывается в небольшой срок — чуть больше месяца: с 11 мая по l(i июня. Последняя, семнадцатая запись сделана через полтора месяца, в крепости у Максима Максимыча. Но до этой записи перед нами регулярный, почти ежедневный дневник.
Н. Долинина
Печорин в шумной толпе, среди людей равного ему социального круга. Как выглядит «водяное общество»?
Почему Печорин неприязненно относится к Грушницкому?
Дейсвительно ли Грушницкий так мелок и пошл, как представляется Печорину?

Почему Печорина рассердили слова Грушницкого:
«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»


Как характеризует всех троих героев: Грушницкого, Мери и Печорина – сцена у колодца?
Почему Грушиицкому Печорин не прощает сходства с собой?

«Княжна Мери»«Княжна Мери» — дневник, включающий в себя шестнадцать записей, иногда длинных, иногда коротких, точно датированных. Все,

Слайд 18 ДОКТОР ВЕРНЕР- «человек замечательный по многим причинам».
Что же такое

для Печорина — «человек замечательный»?
Чем Вернер похож на Печорина, чем от него отличается?
Согласны ли вы с утверждением Печорина, что «...из двух друзей всегда один раб другого»?
Все события записи Печорина от 16 мая:
1 Вернер становится союзником Печорина в интриге, которую он намерен завести с Мери и Грушницким.
2 Вернер не разубедил Мери, считающую Грушницкого разжалованным за дуэль. Печорин рад: «Завязка есть!., об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится об том, чтоб мне не было скучно».


3 Княжна Мери «с любопытством» слушала рассказ своей маменьки о петербургских похождениях Печорина. В ее воображении Печорин сделался «героем романа».
4 Вернер рассказал Печорину, что у Литовских в доме была «дама из новоприезжих...», и Печорин узнал в «одну женщину, которую любил в старину».
5 Печорин идет на бульвар, встречает там все общество и на свой лад начинает атаку на княжну Мери, стараясь ее рассердить как можно сильнее.
 

ДОКТОР ВЕРНЕР- «человек замечательный по многим причинам». Что же такое для Печорина — «человек замечательный»?Чем Вернер

Слайд 19 В чем смысл интриги, которую Печорин затеял с Мери ?


Как и зачем он играет на самолюбии Грушницкого ?
Почему княжну Мери Печорин описывает подробно, а Веру практически не описывает? Очень кратко о ее внешности говорит Вернер.
Как ведет себя Печорин во время встречи с Верой?
Что значит необходимость в сильных ощущениях для Печорина(после встречи с Верой)?
Для Грушницкого (после прогулки с Мери)?

Что стоит за репликой Печорина: «Желаю тебе проиграться...»?

В чем смысл интриги, которую Печорин затеял с Мери ?  Как и зачем он играет

Слайд 20 Проанализируйте эпизод во время Бала по подписке. Проследите за поведением

Мери. Дайте оценку поведению Печорина.
Зачем Печорин предал Грушницкого, сказав, что он не разжалованный, а только юнкер?

Почему Печорин беспощадно искренен в своем дневнике?
«Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?..», - размышляет Печорин. На какую черту его характера указывает найденный им ответ: «...Первое мое удовольствие — подчинять своей воле все, что меня окружает:

возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха...»
Согласны ли вы с утверждением Печорина: «А что такое счастие? Насыщенная гордость» ;

Проанализируйте эпизод во время Бала по подписке. Проследите за поведением Мери. Дайте оценку поведению Печорина. Зачем

Слайд 21 Можно ли согласиться с утверждением Печорина, что «зло порождает

зло...»

Как Печорин объясняет княжне Мери свой характер? Искренен ли он?
Смог бы Печорин сказать все это Грушницкому? Вернеру?
Почему Печорин решил объяснить княжне свое поведение?
Сделайте вывод: в чем причина трагедии Печорина?

Перечислите события о которых сделана запись от 4 июня.
Какие детали нового облика Грушницкого вызывают насмешку Печорина? Действительно ли Грушницкий смешон? (запись от 5 июня)

Можно ли согласиться с утверждением Печорина, что «зло порождает зло...»Как Печорин объясняет княжне Мери свой

Слайд 22 Почему Мери предпочла Грушницкому Печорина?
Как вел себя Грушницкий, когда

понял, что Мери любит не его?
«…я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь». Победу над врагами Печорин считает жизнью. Согласитесь или опровергните это утверждение? Объясните свое мнение.
«Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» - Почему Печорин не может позволить себе испытывать естественные чувства?
Почему Печорин не может полюбить княжну Мери?
Виновен ли сам Печорин в своей трагедии?

Как можно оценить заговор Грушницкого и драгунского капитана?
Печорин размышляет: «За что они все меня ненавидят?» Как думаете - за что?

Почему Мери предпочла Грушницкому Печорина? Как вел себя Грушницкий, когда понял, что Мери любит не его?«…я

Слайд 23«Я вам скажу всю истину,— отвечал я княжне,— не буду оправдываться,

ни объяснять своих поступков; я вас не люблю».
Что заставило Печорина произнести эти жестокие слова?
Почему и Вера, и Бэла, и княжна Мери так слепо его любят?

Зачем Грушницкий подкарауливает Печорина?

Почему дуэль, которую драгунский капитан задумал для смеха теперь неизбежна?
О чем думал и что чувствовал Печорин перед дуэлью?
Объясните, как вы понимаете следующее высказывание Печорина: «... Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...»?
Прокомментируйте диалог:
«-Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
-Нет.
-А если будете убиты?..
- Наследники отыщутся сами.
- Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели по­слать свое последнее прости?..
Я покачал головой».

«Я вам скажу всю истину,— отвечал я княжне,— не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас

Слайд 24 Какова роль драгунского капитана в дуэли? Как он представляет ее

исход?
Как он повел себя, когда понял, что ошибается?
Зачем Печорин ужесточил и без того жесткие условия дуэли?



Постарайтесь создать портрет Веры по ее письму. За что Печорин любит эту женщину? Почему Печорин уверен: «Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся»?
Зачем перед отъездом Печорин «зашел к княгине проститься»?

Проанализируйте монолог Печорина ( «- Да, такова была моя участь с самого детства…») по плану анализа эпизода.
Составьте проблемный план на тему : «Виновен ли сам Печорин в своей трагедии?»

Как ведет себя во время дуэли Вернер? Проанализируйте его поведение. Дайте психологическую характеристику поведению Грушницкого во время дуэли.

Прокомментируйте слова Вернера:(«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно... если можете... Прощайте»)?

Задания

Какова роль драгунского капитана в дуэли? Как он представляет ее исход? Как он повел себя, когда

Слайд 25 Ответьте на вопросы:
Можно ли согласиться с Печориным, что

в нем таились силы необъятные?
Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
Какой жизненный принцип Печорина порождает его взгляд на дружбу: «Из двух друзей один всегда раб другого»?
Как Печорин своей жизнью опровергает собственный тезис «...счастье? Насыщенная гордость»?
Докажите, что индивидуализм, эгоизм, равнодушие — это не врожденные качества Печорина, а сознательно выработанная им система убеждений, своеобразный «моральный кодекс».

Ответьте на вопросы: Можно ли согласиться с Печориным, что в нем таились силы необъятные? Чем

Слайд 26Таков главный «треугольник» повести. Вулич — Печорин — судьба. Такова ее

основная проблема... Проблема судьбы уже не раз возникала на страницах романа Лермонтова. В «Бэле» Максим Максимыч говорил о Печорине: «Ведь есть, право, такие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». В «Тамани» Печорин спрашивал себя, «зачем было судьбе» кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов».

В «Княжне Мери» он радовался, что судьба послала ему для развлечения Грушницкого; услышав о женщине с родинкой, Печорин записал в дневнике: «Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала?..» Позднее, когда события уже приближались к трагической развязке, Печорин писал: «...судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм... Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?..» Перед самой дуэлью он размышлял: «...что, если его счастье перетянет? если моя звезда, наконец, мне изменит?..» И через несколько строк снова: «...сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»

очень четко продумана. Вулич — Печорин — пьяный казак.

«Фаталист»

«Повесть написана как будто по рецепту,

Таков главный «треугольник» повести. Вулич — Печорин — судьба. Такова ее основная проблема... Проблема судьбы уже не

Слайд 27Кратко перескажите повесть по следующем плану:

О чем рассуждали офицеры после

карточной игры?
Какой аргумент привел один из спорящих против предопределения?
Что хотел проверить Вулич, предлагая пари?
Объясните поведение Печорина во время пари.
Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?
Какой неожиданный случай разрушил в нем эту веру?
Как Печорин, подобно Вуличу, испытал свою судьбу?
Сделался ли Печорин фаталистом (ответить словами текста) ?


Перечитайте размышления Печорина о «людях премудрых» (абзац, начинающийся словами «Я возвращался домой пустыми переулками станицы...»). О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
Кто же здесь фаталист — человек, верящий в судьбу?

Кратко перескажите повесть по следующем плану: О чем рассуждали офицеры после карточной игры?  Какой аргумент привел

Слайд 28 В чем Лермонтов увидел болезнь своего поколения?
Н. Долинина считает:
«За

жар души, растраченный в пустыне»,— эта строчка из стихотворения «Благодарность» прямо перекликается с исповедью Печорина и, может быть, помогает найти ключ к этой исповеди. «В пустыне» — вот ключ.
Лермонтов любил это слово и часто употреблял его; оно по- разному звучит и разное имеет значение в его стихах; но главное, пожалуй, можно определить так: пустыня — это не только место, где нет людей; это место, где нет ж и з н и
Все было пустыней: свет, в котором поколение Лермонтова провело молодость;

гостиные, департаменты, полки, в которых служили люди этого поколения, — нигде не было жизни; ее ростки безжалостно вырывались; жизнь — это свобода мысли и деятельности, а ее-то и было лишено поколение, созревшее после 14 декабря 1825 года.
Что осталось людям этого поколения? Усталость, бездействие и «насмешка горькая» над самим собой».

В чем Лермонтов увидел болезнь своего поколения?Н. Долинина считает: «За жар души, растраченный в пустыне»,— эта

Слайд 29Сочинение-рассуждение типа доказательство на тему «Печорин и Грушницкий»
(Подберите доказательства из

текста)
I Композиционная роль второстепенных действующих лиц в романе «Герой нашего времени».
II Грушницкий — пародия на Печорина.
1Подлинное разочарование в жизни у Печорина — игра в разочарованность у Грушницкого.
2 Эгоистический индивидуализм как протест против общества у Печорина — та же черта у Грушницкого как следствие его ограниченности, мелкости характера.
3 Смутное предчувствие великих целей, недовольство собой у Печорина, не разгадавшего этих целей, — самодовольство, позерство, мелочное самолюбие у Грушницкого.
4 Способность к великодушным поступкам, к проявлению благородства, редкостное самообладание у Печорина — подлость и трусость у Грушницкого.


5 Подлинный лиризм и поэтичность натуры Печорина — пошлость Грушницкого.
Согласованность действий Печорина с его убеждениями —отсутствие каких-либо убеждений у Грушницкого.
6 Высокоразвитый интеллект, проявившийся в способности самоанализа, в железной логике размышлений у Печорина — неумение разобраться в элементарных житейских ситуациях у Грушницкого.
III Горячее сочувствие и сострадание к Печорину как истинно трагическому герою; чувство жалости к Грушницкому.

Сочинение-рассуждение типа доказательство на тему «Печорин и Грушницкий» (Подберите доказательства из текста)I  Композиционная роль второстепенных действующих

Слайд 30Сочинение-рассуждение типа опровержения на темы

«Печорин о дружбе».
Объем темы: дневниковая запись Печорина от 13-го мая, факты из жизни и литературы, противоречащие высказыванию Печорина.
Содержание темы:
Основной вопрос темы: Верно ли утверждение Печорина, что «из двух друзей всегда один раб другого»?
Ответ на вопрос: неверно.
Основной тезис: Печорин не прав, утверждая, что «из двух друзей всегда один раб другого».
Выберем способ опровержения мнения Печорина о дружбе: выдвинем
антитезис, т. е. мысль, противоположную той, которую высказал Печорин (Другие способы опровержения в данном случае невозможны, потому что у Печорина нет аргументов доказательства.):если дружба основана на взаимном уважении и общих интересах, то друзья равноправны. Подберем аргументы для обоснования выдвинутого нами антитезиса.




«Счастье – насыщенная гордость»
Эту мысль Печорина можно опровергнуть по-иному: раскрыть ложность следствия, которое вытекает из этого утверждения.

Если счастье — это насыщенная гордость, то самым счастливым должен быть тот, кто живет только для того, чтобы насытить свою гордость. Но этот вывод оказывается неверным.
Доказательства: факты из жизни самого Печорина, который все свои силы необъятные потратил на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел, о чем свидетельствует последняя дневниковая запись его.

Сочинение-рассуждение типа опровержения на темы       «Печорин о дружбе». Объем темы: дневниковая

Слайд 31В. Г. Белинский: "...Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому

что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова..."
В. Г. Белинский:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть