Он влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения... После декабристов все попытки основывать общества не удавались действительно; бедность сил, неясность целей указывали на необходимость другой работы — предварительной, внутренней». (А. Герцен)
Эту «предварительную, внутреннюю работу» выполнял Лермонтов. В его стихах поколение осознавало и начинало понимать свою трагедию…
Н. Долинина
«Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря.
В четвертом, последнем абзаце предисловия он объясняет, зачем он написал роман. Какова цель автора?
Как вы понимаете последние слова предисловия: «Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества!»
«Но ваше любопытство не удовлетворено, а только еще более раздражено, и повесть о Бэле все еще остается для вас загадочною»
В. Г Белинский
«Типы, созданные сильным талантом, долговечны; и ныне живут люди, представляющие как будто сколок с Онегина, Печорина, Рудина и пр.,
и не в том виде, как они могли бы, развиться при других обстоятельствах а именно в том, в каком они представлены Пушкиным, Лермонтовым, Тургеневым… .
Л. Гинсбург
Какие странности заметил Максим Максимыч у Печорина?
Как вы понимаете фразу: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»?
Дайте характеристику Казбичу.
Чем от него отличается Азамат?
Как можно оценить поступок Максима Максимыча, который знал правду, но все-таки не разоблачил Азамата?
Как Печорин добивался любви Бэлы?
Как Бэла заставила Максим Максимыча уважать себя?
А сам Печорин любит Бэлу?
Как бы он поступил, если бы Бэла не ответила на его любовь?
О чем же задумался Печорин, узнав, что Бэла нравится Казбичу?
Была бы Бэла счастлива с Казбичем, смогла бы она забыть Печорина?
Проанализируйте обстоятельства, которые предшествовали похищению Казбичем Бэлы.
Проанализируйте сцену убийства Бэлы.
Кто, по –вашему, виноват в ее смерти?
Почему Бэла перед смертью отказалась креститься?
Почему Бэла перед смертью ни разу не вспомнила о штабс-капитане?
Крепость охранялась. Как Казбичу удалось похитить Бэлу?
Почему Казбич убил любимую?
Задания
Составить проблемный план на тему «Кто виновен в гибели Бэлы?»
Проанализируйте исследование Г. Валового «Тайна романа «Герой нашего времени». Согласны ли вы с его взглядом на образ Максима Максимыча? Ответ обоснуйте.
Постарайтесь объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы.
Кратко перескажите сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем.
Как отнесся Печорин к этой встрече?
«…Он вчера не поторопился и сегодня чуть не уехал… Что же это значит?»(Н. Долинина) А вы как думаете?
«Забыть! - проворчал он: я-то не забыл ничего…». Что же подразумевает Максим Максимыч?
Таким образом, «Бэлу» рассказывают трое: Автор, Максим Максимыч и сам Лермонтов. «Максима Максимыча» — двое: Автор и Лермонтов. В дневнике Печорина тоже два рассказчика: Печорин и все время стоящий за ним Лермонтов.»
Наталья Долинина
По временам Лермонтов наделяет его своим зрением, слухом, своими мыслями…
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»
Объясните,
как вы понимаете высказывания Автора:
«Но я видел его только раз в моей жизни на большой дороге, следовательно, не могу питать к нему той неизъяснимой ненависти, которая, таясь под личиною дружбы, ожидает только смерти или несчастия любимого предмета, чтоб разразиться над его головою градом упреков, советов, насмешек и сожалений».
«Предисловие к «Журналу Печорина»
Прокомментируйте слова Печорина:
«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».
Покажите, как переплетаются в повести приемы романтизма и реализма в изображении
а) пейзажа,
б) портретов контрабан-дистов,
в) намерениях Печорина.
Как слепой мальчик, символизирует нравственную слепоту Печорина?
Перечислите реалистические элемент повести.
Почему Печорина рассердили слова Грушницкого:
«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»
Как характеризует всех троих героев: Грушницкого, Мери и Печорина – сцена у колодца?
Почему Грушиицкому Печорин не прощает сходства с собой?
3 Княжна Мери «с любопытством» слушала рассказ своей маменьки о петербургских похождениях Печорина. В ее воображении Печорин сделался «героем романа».
4 Вернер рассказал Печорину, что у Литовских в доме была «дама из новоприезжих...», и Печорин узнал в «одну женщину, которую любил в старину».
5 Печорин идет на бульвар, встречает там все общество и на свой лад начинает атаку на княжну Мери, стараясь ее рассердить как можно сильнее.
Что стоит за репликой Печорина: «Желаю тебе проиграться...»?
Почему Печорин беспощадно искренен в своем дневнике?
«Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?..», - размышляет Печорин. На какую черту его характера указывает найденный им ответ: «...Первое мое удовольствие — подчинять своей воле все, что меня окружает:
возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха...»
Согласны ли вы с утверждением Печорина: «А что такое счастие? Насыщенная гордость» ;
Перечислите события о которых сделана запись от 4 июня.
Какие детали нового облика Грушницкого вызывают насмешку Печорина? Действительно ли Грушницкий смешон? (запись от 5 июня)
Как можно оценить заговор Грушницкого и драгунского капитана?
Печорин размышляет: «За что они все меня ненавидят?» Как думаете - за что?
Зачем Грушницкий подкарауливает Печорина?
Почему дуэль, которую драгунский капитан задумал для смеха теперь неизбежна?
О чем думал и что чувствовал Печорин перед дуэлью?
Объясните, как вы понимаете следующее высказывание Печорина: «... Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...»?
Прокомментируйте диалог:
«-Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
-Нет.
-А если будете убиты?..
- Наследники отыщутся сами.
- Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой».
Постарайтесь создать портрет Веры по ее письму. За что Печорин любит эту женщину? Почему Печорин уверен: «Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся»?
Зачем перед отъездом Печорин «зашел к княгине проститься»?
Проанализируйте монолог Печорина ( «- Да, такова была моя участь с самого детства…») по плану анализа эпизода.
Составьте проблемный план на тему : «Виновен ли сам Печорин в своей трагедии?»
Как ведет себя во время дуэли Вернер? Проанализируйте его поведение. Дайте психологическую характеристику поведению Грушницкого во время дуэли.
Прокомментируйте слова Вернера:(«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно... если можете... Прощайте»)?
Задания
В «Княжне Мери» он радовался, что судьба послала ему для развлечения Грушницкого; услышав о женщине с родинкой, Печорин записал в дневнике: «Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала?..» Позднее, когда события уже приближались к трагической развязке, Печорин писал: «...судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм... Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?..» Перед самой дуэлью он размышлял: «...что, если его счастье перетянет? если моя звезда, наконец, мне изменит?..» И через несколько строк снова: «...сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»
очень четко продумана. Вулич — Печорин — пьяный казак.
«Фаталист»
«Повесть написана как будто по рецепту,
Перечитайте размышления Печорина о «людях премудрых» (абзац, начинающийся словами «Я возвращался домой пустыми переулками станицы...»). О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
Кто же здесь фаталист — человек, верящий в судьбу?
гостиные, департаменты, полки, в которых служили люди этого поколения, — нигде не было жизни; ее ростки безжалостно вырывались; жизнь — это свобода мысли и деятельности, а ее-то и было лишено поколение, созревшее после 14 декабря 1825 года.
Что осталось людям этого поколения? Усталость, бездействие и «насмешка горькая» над самим собой».
5 Подлинный лиризм и поэтичность натуры Печорина — пошлость Грушницкого.
Согласованность действий Печорина с его убеждениями —отсутствие каких-либо убеждений у Грушницкого.
6 Высокоразвитый интеллект, проявившийся в способности самоанализа, в железной логике размышлений у Печорина — неумение разобраться в элементарных житейских ситуациях у Грушницкого.
III Горячее сочувствие и сострадание к Печорину как истинно трагическому герою; чувство жалости к Грушницкому.
«Счастье – насыщенная гордость»
Эту мысль Печорина можно опровергнуть по-иному: раскрыть ложность следствия, которое вытекает из этого утверждения.
Если счастье — это насыщенная гордость, то самым счастливым должен быть тот, кто живет только для того, чтобы насытить свою гордость. Но этот вывод оказывается неверным.
Доказательства: факты из жизни самого Печорина, который все свои силы необъятные потратил на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел, о чем свидетельствует последняя дневниковая запись его.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть