Слайд 1 Исследовательская работа
«Колоративная лексика в рассказах В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой» и «Васюткино озеро».
Слайд 2Виктор
Петрович
Астафьев
(1924 - 2001г)
Слайд 3Цель исследования
Изучение цветообозначений, использованных автором с психолингвистической точки зрения.
Изучение и описание
колоративной лексики в произведениях Виктора Петровича Астафьева.
Слайд 4Задачи исследования
Рассмотреть проблематику колоротивной лексики в современной лингвистике.
Анализ ахроматизмов в произведениях
В. П. Астафьева.
Проанализировать колоративную лексику в произведениях В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Васюткино озеро».
Слайд 5Предметом работы является исследование языковых явлений, связанных с цветообозначениями в произведениях
писателя.
Объекты исследования – рассказы «Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро».
Слайд 6Актуальность
Данная работа актуальна в научном плане и имеет практическую значимость, так
как произведения писателя изучаются на уроках литературы в школе и представляют интерес для школьников, интересующихся творчеством В. П. Астафьева.
Слайд 7Что же такое колоративная лексика?
Колоративная лексика – это группа слов, выражающая
значение цвета.
В поле зрения сопоставительного изучения цветообозначений оказывается целенаправленная детализация семантики колоративной лексики, выявление лингвокультурных традиций и определение функциональной значимости цвета у разных народов.
Слайд 8
Лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению в определении
типа объединения цветонаименований. Некоторые говорят просто о «системе цветообозначений»; другие — о «лексико-семантической группе»; третьи — о семантическом поле.
Слайд 9Система цветообозначений в современном языке: лексико-семантическое поле «цвет»
Семантическое поле ─ это
иерархическая организация слов, объединённая одним родовым значением и представляющая в языке определённую семантическую сферу.
Лексико-семантическое поле цвета - это группа слов, обозначающих цвет, обладающая высокой степенью организованности и образующих систему.
Лексико-семантическое поле включает значительное количество прилагательных. Также в поле входят существительные, глаголы, наречия, прилагательные, используемые в языке для выражения цветовых ощущений. Кроме того, как показало исследование, цветовые ощущения могут передаваться и с помощью свободных словосочетаний.
Слайд 10Лексико – семантическое поле цвета в произведениях В. П. Астафьева.
ЛСГ с
доминантой «белый»
Белый цвет характерен для мира Астафьева.
Здесь прилагательное «белый» представлено в прямом значении, но виден семантический сдвиг: «нечто божественное», поэтому «белый» характеризует чистоту (свет белый), ясность в его произведениях.
ЛСГ с доминантой «синий», «голубой»
Традиционно «синий» и его оттенки - символ гармонии и покоя, спокойствия и печали, для В. П. Астафьева (синие колокольчики).
ЛСГ с доминантой «красный»
Эпитет «красный» сочетается со множеством слов: как со словами, имеющими именно такой цвет предмета или реалии (красные листья, красные ленты), так и с абстрактными понятиями (красные глаза).
Слайд 11ЛСГ с доминантой «чёрный»
Довольно часто В. П. Астафьев использует чёрный цвет.
Эти ЦО употребляются, когда речь идет о чём-то, таинственном, тревожном: чёрный гнев, чёрный день, чёрная птица.
ЛСГ с доминантой «зелёный»
Зелёный цвет характерен для произведений В. П. Астафьева. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты (описывает лес как «зелёное море»).
ЛСГ с доминантой «жёлтый»
Эпитет «жёлтый» не характерен для творчества Астафьева, чаще используется в описании умирающей природы (жёлтая полоска лиственника).
Слайд 14Ахроматизмы: белый, чёрный и серый
Белый цвет — для В.
П. Астафьева в первую очередь цвет света. Он может восприниматься писателем как абсолютное присутствие чистоты.
Чёрный - цвет сажи, цвет ночной темноты, обычно воспринимается негативно.
Наконец, серый цвет, цвет пепла, тусклый и слабый, играет менее важную роль в цветовой картине мира писателя и оценивается им нейтрально.
Слайд 15Заключение
Цветообразования в произведениях Виктора Петровича Астафьева имеют
те же значения, что и в русской языковой традиции.
В.П.Астафьев - мастер слова, использующий яркие выразительно-изобразительные средства языка. В результате психолингвистического анализа произведений, я пришла к выводу, что в языке В.П. Астафьева употреблены различные слова – цветообозначения.