Слайд 2Он был маленьким человеком — с обывательской точки зрения. И грандиозным
творческим феноменом — по мнению знатоков литературы
Вениамин Михайлович долгие годы работал в Минске в артели инвалидов, на комбинате надомного труда — переплетчиком, корректором, фотолаборантом, художником, рисующим вывески. И мало кто знал, что он был поэтом.
Слайд 4Тайное признание
Мало кто знал? Но зато какие люди! Начиная еще с
40-х годов прошлого века Вениамин нет-нет да и вырывался в Москву — возил стихи на прочтение поэтическим мэтрам. Приезжал и в Переделкино — к Борису Пастернаку. Знаменитый поэт понимал, что парень отменно беден, и как-то предложил гостю 200 рублей. Тот взял. Положил деньги в книгу. В ней они и хранились несколько десятилетий. Как память о знакомом небожителе.
Во время их первой встречи Пастернак сказал Вениамину: «Некоторые ваши стихи мне понравились». И молодой автор вежливо ответил: «Мне тоже нравятся некоторые ваши стихи».
Слайд 5Другой небожитель, тончайший мастер стихосложения, о котором говорят как о наследнике
Серебряного века русской поэзии, Арсений Тарковский в своем письме Вениамину признавался: «Ваш диктат поэта мощен, подчиняешься ему беспрекословно».
«Много лет я не слышал, не читал стихов такой силы и красоты», — сообщал Блаженному признанный мэтр Александр Межиров.
Слайд 7Вениамин Михайлович писал о вечном. Его стихи — как вещие сны. Его образы — как
видения в пламени костра, и не зря говорят, что на огонь можно смотреть бесконечно. Это долгий, раз за разом возобновляющийся разговор с давно ушедшими отцом и матерью. Это разговор с Богом — настолько искренний, что иногда за него, Бога, становится страшно. Это размышления о нас под Богом, а мы — это и человек, и воробей, и волк, и кошка (а раз так, то кто тут более праведник?). Вот, собственно, и все темы. Правда, они у Блаженного как ветви дерева, от которых отходят побеги второго, третьего порядка.
Слайд 9Первая книга Блаженного вышла в свет Москве в 1990-м, когда поэту
было почти 70. В том же году и в Минске издали сборник. Времена были перестроечные, но еще не настолько, чтобы сборники сложились так, как хотел автор. Однако в середине 1990-х ему повезло на встречу, которая позволила составить новое издание по своему разумению. Когда в Минск приехал с гастролями Юрий Шевчук, его познакомили с поэтом. Певец и рок-поэт был так впечатлен встречей, что принудил своих продюсеров издать большим тиражом книгу Блаженного. Потом, когда Вениамин Михайлович читал кому-нибудь свои стихи, он обязательно держал этот томик — «Сораспятье» — под рукой. Хотя всё помнил наизусть
Слайд 11
Стихи Блаженного стали открытием для читающей публики. Исследование его творчества опубликовал
журнал «Вопросы литературы». Поэтесса и весьма уважаемый литературный критик Татьяна Бек в своем послесловии к одному из сборников поэта говорила о нем как о «грандиозном творческом феномене». Вот ведь кем был, как оказалось, этот маленький человек.
Слайд 13А сам автор, как и положено персоне блаженной и не взыскующей
мирских похвал, спокойно отвечал на комплименты: «Поэтом меня можно назвать лишь условно», «Я не в полном смысле слова поэт»…
Слайд 15Знал я одну маленькую девочку. Она была смышленой и в 4
года научилась читать. Положив книжку на пол, вставала над ней и читала про себя, только шевеля губами. Если в сказке были страшные места, закрывала ладошками глаза, а потом через щелочку подглядывала и читала дальше. Вот так и я одолевал сочинения Вениамина Блаженного. Обжигает, но тянет дочитать.
Слайд 16
Только Богу известны звериные тайны,
Как известны они вездесущему детству,
И известны ему
те далекие страны,
Где и волки, и овцы живут по соседству.
Где живут по соседству собаки и кошки
И где даже шакала терпимо соседство,
И у каждого зверя в небесном лукошке
Есть свое заповедное тихое место.
Только Богу известны пути и распутья,
По которым ступают в неузнанном виде:
И звериный пророк, и звериный Распутин,
И звериный Гомер, и звериный Овидий.
Только Богу известно, с каким нетерпеньем
Собираются звери на лунной поляне,
Чтобы мир удивить своим жертвенным пеньем,
Чтобы петь и молиться, сверкая глазами...
Вениамин Блаженный, 16 сентября 1995.
Слайд 18А это Пушкин кровью истекает,
А это Лермонтова грудь прострелена, –
Так вот,
земля, любовь твоя какая,
А ведь тебе любить их было велено.
Так вот, земля, каков ответ твой Богу,
Каков итог твоей разбойной смелости,
А Бог ведь спал, забыв свою тревогу,
А Бог ведь думал, что поэты в целости.
Слайд 20
1968
Тоскую, тоскую - я жил в шалаше камышовом,
Закаты и зори горели
огнем кумачовым.
В лесу ночевал я, лежалой орешине веря,
Бок о бок с косматою шкурою хмурого зверя.
Бок о бок с душою - с медведицей дико-большою -
В лесу ночевал я; а вот я бреду отрешенно
По пыльной дороге - и кличу Христа на дороге,
И вяжут мне зори кровавыми путами ноги.
Христос о те поры бродил по дороге с сумою,
Да только побрезгал - чужим, неприкаянным - мною,
А дьявол легонько-легонько толкнул меня в плечи,
И вот я трещу в жерловине праматери-печи.
Исчез бы я вовсе, когда бы не тишь полевая,
Когда бы не пыль пылевая, не даль далевая!..
Из печи - вприпрыжку, что твой из пруда лягушонок...
"Ужо тебе, Боже! Опять побреду за душою..
Избушка и мать-побирушка и кот на окошке.
Тоскую, тоскую, тоскую - тоскую о кошке.
О, вынь меня, зверь, из своей заколдованной шерсти,
Звериной тропой побредем-ка по полночи вместе.
Слайд 23... А степная травинка останется мною,
Ей на свете уютно, да и
надо немного:
Подставлять травянистую спинушку зною
И дышать благодатью июльского Бога.
И останется мной побирушка-букашка,
Что ютилась в траве и на поле и в роще;
На букашке, как прежде, худая сермяжка,
Я и сам одевался побирушника плоше.
Я и сам одевался в убогую ветошь -
Так меня мать-земля осторожно учила, -
Чтобы мне горемыкой скитаться по свету,
Чтобы смерть неприметного не различила.
И не надо на смерть обижаться, а надо
Пробираться тишком среди бедствий несметных,
Чтобы не потревожить недоброго взгляда -
И последний рубеж перейти незаметно...
Вениамин Блаженный.
Слайд 30Почему я должен был писать стихи? Я, дитя витебских улиц? Я
и окончил-то всего восемь классов, и не успевал почти по всем предметам...
Почему мне это дано? Дано было Блоку, Белому, Пастернаку - сыновьям профессоров, академиков. Почему мне дано?
Я сумел что-то сказать. Своими словами. На своем тарабарском языке, на котором больше никто не говорит.
Важно быть услышанным...
Слайд 33
"Если поэт, крупный талант, начинает служить сильным мира сего, происходит удивительное
дело: тот же талант, те же слова - и какой провал. Значит, нельзя солгать в искусстве. Поэзия - это величайшая ответственность: моральная, духовная. Это - волевое явление, определяющее характер. Это становление духа".
(Из аудиозаписей бесед Вениамина Блаженного с главным редактором журнала "Монолог" Алексеем Андреевым, 1996 г. )
Слайд 35Я не вовсе ушел, я оставил себя в каждом облике —
Вот и
недруг, и друг, и прохожий ночной человек —
Все во мне, всюду я — на погосте, на свалке, на облаке,
Я ушел в небеса — и с живыми остался навек…
Вениамин Блаженный