Презентация, доклад по литературе. Поэт Вениамин Блаженный

Содержание

Он был маленьким человеком — с обывательской точки зрения. И грандиозным творческим феноменом — по мнению знатоков литературы Вениамин Михайлович долгие годы работал в Минске в артели инвалидов, на комбинате надомного труда — переплетчиком, корректором, фотолаборантом,

Слайд 1Поэт Вениамин Блаженный

Поэт Вениамин Блаженный

Слайд 2Он был маленьким человеком — с обывательской точки зрения. И грандиозным

творческим феноменом — по мнению знатоков литературы Вениамин Михайлович долгие годы работал в Минске в артели инвалидов, на комбинате надомного труда — переплетчиком, корректором, фотолаборантом, художником, рисующим вывески. И мало кто знал, что он был поэтом.
Он был маленьким человеком — с обывательской точки зрения. И грандиозным творческим феноменом — по мнению знатоков

Слайд 4Тайное признание Мало кто знал? Но зато какие люди! Начиная еще с

40-х годов прошлого века Вениа­мин нет-нет да и вырывался в Москву — возил стихи на прочтение поэтическим мэтрам. Приезжал и в Переделкино — к Борису Пастернаку. Знаменитый поэт понимал, что парень отменно беден, и как-то предложил гостю 200 рублей. Тот взял. Положил деньги в книгу. В ней они и хранились несколько десятилетий. Как память о знакомом небожителе. Во время их первой встречи Пастернак сказал Вениамину: «Некоторые ваши стихи мне понравились». И молодой автор вежливо ответил: «Мне тоже нравятся некоторые ваши стихи».
Тайное признание Мало кто знал? Но зато какие люди! Начиная еще с 40-х годов прошлого века Вениа­мин

Слайд 5Другой небожитель, тончайший мастер стихосложения, о котором говорят как о наследнике

Серебряного века русской поэзии, Арсений Тарковский в своем письме Вениамину признавался: «Ваш диктат поэта мощен, подчиняешься ему беспрекословно». «Много лет я не слышал, не читал стихов такой силы и красоты», — сообщал Блаженному признанный мэтр Александр Межиров.
Другой небожитель, тончайший мастер стихосложения, о котором говорят как о наследнике Серебряного века русской поэзии, Арсений Тарковский

Слайд 7Вениамин Михайлович писал о вечном. Его стихи — как вещие сны. Его образы — как

видения в пламени костра, и не зря говорят, что на огонь можно смотреть бесконечно. Это долгий, раз за разом возобновляющийся разговор с давно ушедшими отцом и матерью. Это разговор с Богом — настолько искренний, что иногда за него, Бога, становится страшно. Это размышления о нас под Богом, а мы — это и человек, и воробей, и волк, и кошка (а раз так, то кто тут более праведник?). Вот, собственно, и все темы. Правда, они у Блаженного как ветви дерева, от которых отходят побеги второго, третьего порядка.
Вениамин Михайлович писал о вечном. Его стихи — как вещие сны. Его образы — как видения в пламени костра, и не

Слайд 9Первая книга Блаженного вышла в свет Москве в 1990-м, когда поэту

было почти 70. В том же году и в Минске издали сборник. Времена были перестроечные, но еще не настолько, чтобы сборники сложились так, как хотел автор. Однако в середине 1990-х ему повезло на встречу, которая позволила составить новое издание по своему разумению. Когда в Минск приехал с гастролями Юрий Шевчук, его познакомили с поэтом. Певец и рок-поэт был так впечатлен встречей, что принудил своих продюсеров издать большим тиражом книгу Блаженного. Потом, когда Вениамин Михайлович читал кому-нибудь свои стихи, он обязательно держал этот томик — «Сораспятье» — под рукой. Хотя всё помнил наизусть
Первая книга Блаженного вышла в свет Москве в 1990-м, когда поэту было почти 70. В том же

Слайд 11 


Стихи Блаженного стали открытием для читающей публики. Исследование его творчества опубликовал

журнал «Вопросы литературы». Поэтесса и весьма уважаемый литературный критик Татьяна Бек в своем послесловии к одному из сборников поэта говорила о нем как о «грандиозном творческом феномене». Вот ведь кем был, как оказалось, этот маленький человек.

 Стихи Блаженного стали открытием для читающей публики. Исследование его творчества опубликовал журнал «Вопросы литературы». Поэтесса и весьма

Слайд 13А сам автор, как и положено персоне блаженной и не взыскующей

мирских похвал, спокойно отвечал на комплименты: «Поэтом меня можно назвать лишь условно», «Я не в полном смысле слова поэт»…

А сам автор, как и положено персоне блаженной и не взыскующей мирских похвал, спокойно отвечал на комплименты:

Слайд 15Знал я одну маленькую девочку. Она была смышленой и в 4

года научилась читать. Положив книжку на пол, вставала над ней и читала про себя, только шевеля губами. Если в сказке были страшные места, закрывала ладошками глаза, а потом через щелочку подглядывала и читала дальше. Вот так и я одолевал сочинения Вениамина Блаженного. Обжигает, но тянет дочитать.

Знал я одну маленькую девочку. Она была смышленой и в 4 года научилась читать. Положив книжку на

Слайд 16
Только Богу известны звериные тайны,  Как известны они вездесущему детству,  И известны ему

те далекие страны,  Где и волки, и овцы живут по соседству.  Где живут по соседству собаки и кошки  И где даже шакала терпимо соседство,  И у каждого зверя в небесном лукошке  Есть свое заповедное тихое место.  Только Богу известны пути и распутья,  По которым ступают в неузнанном виде:  И звериный пророк, и звериный Распутин,  И звериный Гомер, и звериный Овидий.  Только Богу известно, с каким нетерпеньем  Собираются звери на лунной поляне,  Чтобы мир удивить своим жертвенным пеньем,  Чтобы петь и молиться, сверкая глазами...  Вениамин Блаженный, 16 сентября 1995.
Только Богу известны звериные тайны,  Как известны они вездесущему детству,  И известны ему те

Слайд 18А это Пушкин кровью истекает,  А это Лермонтова грудь прострелена, –  Так вот,

земля, любовь твоя какая,  А ведь тебе любить их было велено.  Так вот, земля, каков ответ твой Богу,  Каков итог твоей разбойной смелости,  А Бог ведь спал, забыв свою тревогу,  А Бог ведь думал, что поэты в целости.

А это Пушкин кровью истекает,  А это Лермонтова грудь прострелена, –  Так вот, земля, любовь твоя какая, 

Слайд 20 1968
Тоскую, тоскую - я жил в шалаше камышовом,  Закаты и зори горели

огнем кумачовым.  В лесу ночевал я, лежалой орешине веря,  Бок о бок с косматою шкурою хмурого зверя.  Бок о бок с душою - с медведицей дико-большою -  В лесу ночевал я; а вот я бреду отрешенно  По пыльной дороге - и кличу Христа на дороге,  И вяжут мне зори кровавыми путами ноги.  Христос о те поры бродил по дороге с сумою,  Да только побрезгал - чужим, неприкаянным - мною,  А дьявол легонько-легонько толкнул меня в плечи,  И вот я трещу в жерловине праматери-печи.  Исчез бы я вовсе, когда бы не тишь полевая,  Когда бы не пыль пылевая, не даль далевая!..  Из печи - вприпрыжку, что твой из пруда лягушонок...  "Ужо тебе, Боже! Опять побреду за душою..

Избушка и мать-побирушка и кот на окошке.  Тоскую, тоскую, тоскую - тоскую о кошке.  О, вынь меня, зверь, из своей заколдованной шерсти,  Звериной тропой побредем-ка по полночи вместе.   
1968Тоскую, тоскую - я жил в шалаше камышовом,  Закаты и зори горели огнем кумачовым.  В лесу

Слайд 23... А степная травинка останется мною,  Ей на свете уютно, да и

надо немного:  Подставлять травянистую спинушку зною  И дышать благодатью июльского Бога.  И останется мной побирушка-букашка,  Что ютилась в траве и на поле и в роще;  На букашке, как прежде, худая сермяжка,  Я и сам одевался побирушника плоше.  Я и сам одевался в убогую ветошь -  Так меня мать-земля осторожно учила, -  Чтобы мне горемыкой скитаться по свету,  Чтобы смерть неприметного не различила.  И не надо на смерть обижаться, а надо  Пробираться тишком среди бедствий несметных,  Чтобы не потревожить недоброго взгляда -  И последний рубеж перейти незаметно...  Вениамин Блаженный.
... А степная травинка останется мною,  Ей на свете уютно, да и надо немного:  Подставлять травянистую спинушку

Слайд 30Почему я должен был писать стихи? Я, дитя витебских улиц? Я

и окончил-то всего восемь классов, и не успевал почти по всем предметам...  Почему мне это дано? Дано было Блоку, Белому, Пастернаку - сыновьям профессоров, академиков. Почему мне дано?  Я сумел что-то сказать. Своими словами. На своем тарабарском языке, на котором больше никто не говорит.  Важно быть услышанным... 
Почему я должен был писать стихи? Я, дитя витебских улиц? Я и окончил-то всего восемь классов, и

Слайд 33
"Если поэт, крупный талант, начинает служить сильным мира сего, происходит удивительное

дело: тот же талант, те же слова - и какой провал. Значит, нельзя солгать в искусстве. Поэзия - это величайшая ответственность: моральная, духовная. Это - волевое явление, определяющее характер. Это становление духа".
(Из аудиозаписей бесед Вениамина Блаженного с главным редактором журнала "Монолог" Алексеем Андреевым, 1996 г. )


Слайд 35Я не вовсе ушел, я оставил себя в каждом облике — Вот и

недруг, и друг, и прохожий ночной человек — Все во мне, всюду я — на погосте, на свалке, на облаке, Я ушел в небеса — и с живыми остался навек… Вениамин Блаженный
Я не вовсе ушел, я оставил себя в каждом облике — Вот и недруг, и друг, и прохожий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть