Презентация, доклад по литературе Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри

Содержание

Поэма «Мцыри» Я мало жил и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревогЯ променял бы, если б мог. Лермонтов «Мцыри»

Слайд 1М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841



Выполнила Ходырева О.Б.
М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841

Слайд 2Поэма «Мцыри»
Я мало жил и жил в плену.
Таких две

жизни за одну,
Но только полную тревог
Я променял бы, если б мог.
Лермонтов «Мцыри»

Поэма «Мцыри» Я мало жил и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревогЯ променял

Слайд 3 «Что за огненная душа, что за могучий дух, что

за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»
(В.Г. Белинский)
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

Слайд 4
В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет

двойное значение: в первом — «послушник», «неслужащий монах», а во втором — «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.
В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом — «послушник»,

Слайд 5Поэма «Мцыри» (1839 год) История создания
В 1830 –

1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…»
Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.
Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

Поэма «Мцыри» (1839 год) История создания     В 1830 – 1831 годах у Лермонтова

Слайд 6Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и

Куры, Был монастырь.
Там, где, сливаяся, шумят,  Обнявшись, будто две сестры,  Струи Арагвы и Куры,  Был монастырь.

Слайд 7Тема и идея поэмы «Мцыри»
Тема поэмы – изображение

сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу.
Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.


Тема и идея поэмы «Мцыри»   Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося

Слайд 8Композиция поэмы «Мцыри»
Вступление
Краткий рассказ автора о жизни Мцыри
Исповедь героя

Композиция поэмы «Мцыри»ВступлениеКраткий рассказ автора о жизни МцыриИсповедь героя

Слайд 9Жизнь Мцыри в монастыре
Лермонтов не дает

подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
Жизнь Мцыри в монастыре     Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако,

Слайд 10Почему Мцыри убежал из монастыря?
Не мог примириться с жизнью среди чужих

людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул.
Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Почему Мцыри убежал из монастыря?Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего

Слайд 113. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль

тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».
3. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Слайд 12 Что особенно поразило Мцыри

на воле?
Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет его.
Что особенно поразило Мцыри на воле?Красота природы. Перед юношей впервые

Слайд 13Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял…

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курился, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних
стран!
.

Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом,

Слайд 14 Почему Мцыри не выходит навстречу

грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод?

(Он преследует одну цель – вернуться на родину.
… Я цель одну –
Пройти в родимую страну,
Имел в душе – и превозмог
Страданья голода, как мог.)

Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в

Слайд 15Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.
Я ждал.

И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг... и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор…
Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом.   Я ждал. И вот в тени ночной

Слайд 16 качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом

Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику
качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом   Мужество, волю к победе, презрение

Слайд 17 Три дня на воле – это дни настоящей жизни

Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой.

Слайд 18 Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели –

найти родину, свой народ?
(Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи)
Раскаялся ли Мцыри в побеге?
(Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)
Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ?(Слаб физически, «на

Слайд 19Что утверждает Мцыри
«Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как

орлы».
«Отчизну, дом, друзей, родных…»
Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни.

Что отрицает Мцыри
1.Кельи душные и молитвы
2. Землю чужую и рабство в ней
3.Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм.

Что утверждает Мцыри«Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы».«Отчизну, дом, друзей, родных…»Краткая, но живая

Слайд 20 Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника,

томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.

Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей

Слайд 21 Выразительные средства поэмы «Мцыри»
Эпитеты («пышные поля», «свежею толпой», «объятья каменные»,

«тайный ночлег», «бурное сердце», «упрямая груда камней»);
метафоры («венцом дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»);
олицетворения ( «думы скал»);
сравнения («деревья, как братья в пляске круговой»; «в снегах, горящих, как алмаз»; «горные хребты, причудливые, как мечты»; «курилися, как алтари, их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»);
аллитерация («груды, горные хребты, курилися, как алтари» («р»).



Выразительные средства поэмы «Мцыри»Эпитеты («пышные поля», «свежею толпой», «объятья каменные», «тайный ночлег», «бурное сердце», «упрямая груда

Слайд 22Источники
1. ru. wikipedia. org.
images. yandex. ru
С.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955


Учебник – хрестоматия для 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2008

Источники1. ru. wikipedia. org.images. yandex. ruС.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955 Учебник – хрестоматия для 8-го класса.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть