Слайд 1Литературное сочинение-2017
Вандышева Ольга Александровна
для работы с учащимися
11 класса
Слайд 2Сочинение – допуск к ЕГЭ
Первая среда декабря (6 декабря 2017)
Две даты
пересдачи (февраль, май 2018)
3ч.55 м.
300-350 слов
Проверка по пяти критериям
Зачёт/незачёт
Слайд 35 открытых направлений (ФИПИ):
1. Верность и измена
2. Равнодушие и отзывчивость
3. Цели
и средства
4. Смелость и трусость
5. Человек и общество
Слайд 4Верность и измена
В рамках направления можно рассуждать о верности
и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Слайд 5Равнодушие и отзывчивость
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление
разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Слайд 6Цели и средства
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься
о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов.
Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Слайд 7Смелость и трусость
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных
проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Слайд 8Человек и общество
Для тем данного направления актуален взгляд на
человека как представителя социума.
Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.
Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Слайд 9
Комментарий разработчиков
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть
нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Слайд 10Время написания – 3 часа 55 минут
Объём сочинения – не менее
350 слов (2 – 2,5 страницы размера А4). Менее 250 слов – работа считается невыполненной.
Выбор текстов – не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Слайд 11Оценка сочинения
Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом
необходимо получить зачет по 1 и 2 критерию:
Объем сочинения
проверка на плагиат
Слайд 12Оценка сочинения
Оценка: зачёт/ незачёт. Для получения зачёта за сочинение в целом
необходимо получить зачёт по критериям 1 и 2, а также дополнительно зачёт хотя бы по одному из критериев 3, 4, 5.
Критерии оценивания:
Соответствие теме;
Аргументация. Привлечение литературного материала;
Композиция;
Качество речи;
Грамотность.
Слайд 13Критерии проверки (зачет/незачет)
К1: Соответствие темы. Незачет:
- несоответствие темы
- отсутствует коммуникативный замысел (неясно, о чем; обо всем сразу)
К2: Привлечение литературного материала. Незачет:
- без привлечения литературного материала
- формальное упоминание о произведении
- существенно искажено содержание произведения
Слайд 14Критерии проверки (зачет/незачет)
К3: Композиция. Незачет:
- грубое логическое нарушение
– затрудняет понимание
- нет тезисно-доказательной части
К4: Качество речи. Незачет:
- низкое качество речи существенно затрудняет понимание
К5: Грамотность. Незачет:
- 100 слов Х 5 ошибок (300 слов = 15 ошибок)
грамматические, орфографические, пунктуационные
Слайд 151. «Верность и измена»
Верность и измена как противоположные проявления человеческой личности,
Верность, надежность
характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора
Измена, предательство
или
Слайд 16Произведения:
1. А.Н. Островский. Гроза.
2. Л.Н. Толстой. Война и мир.
3. Ф.М. Достоевский.
Преступление и наказание.
4. А.И. Куприн. Гранатовый браслет.
5. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
6. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.
7. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Капитанская дочка.
8. И.А. Бунин. Тёмные аллеи.
9. И.А. Гончаров. Обломов.
10. В.Г. Распутин «Уроки французского.
Слайд 172. «Равнодушие и отзывчивость»
разные типы отношения человека к людям и к
миру
искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь
безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь
Герои с горячим сердцем
Эгоистический тип личности
Слайд 18Произведения:
Л.Н. Толстой. Война и мир.
Ф.И. Достоевский. Преступление и наказание.
И.А. Бунин. Господин
из Сан-Франциско.
М.А. Булгаков. Записки юного врача.
Л.Андреев. Иуда Искариот.
В.П. Астафьев. Людочка.
А.И. Солженицын. Матрёнин двор.
А.П. Чехов. Крыжовник.
В.М. Шукшин. Чудик.
К.Г. Паустовский. Телеграмма.
Т.М. Кенэлли. Список Шиндлера.
Слайд 193. «Цели и средства»
персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для
реализации своих планов
размышление о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания,
умение правильно соотносить цель и средства ее достижения
.
Герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали
Этическая оценка действий человека
Слайд 20Произведения:
1. Л. Н. Толстой. Война и мир.
2. М.А. Шолохов. Донские рассказы. Судьба
человека. Тихий Дон.
3. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
4. А.С. Грибоедов. Горе от ума.
5. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.
6. В.М. Шукшин. Сапожки.
7. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
8. В.А. Каверин. Два капитана.
9. Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
Слайд 214. «Смелость и трусость»
сопоставление противоположных проявлений человеческого «Я»:
готовность к решительным
поступкам
герои, способные к смелым действиям
стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций е
персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли
Слайд 22Произведения:
1. В.В. Быков. Сотников.
2. Л.Н. Толстой. Война и мир.
3. А.С.
Пушкин. Капитанская дочка.
4. Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие...
5. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
6. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.
7. В.М. Гаршин. Трус.
8. А.Т. Твардовский. Василий Тёркин.
9. Дж. Роулинг. Гарри Поттер.
Слайд 235. «Человек и общество»
пути достижения взаимопонимания между людьми
Общество во многом формирует
личность, но и личность способна оказывать влияние на социум
Гармоничное взаимодействие, сложное противостояние или непримиримый конфликт
Человек как представителя социума
Слайд 24Произведения:
1. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
2. И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.
3.
А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.
4. М.Е. Салтыков-Щедрин. Дикий помещик.
5. Л.Н. Толстой. Война и мир.
6. А.А. Чехов. Крыжовник. Человек в футляре. Ионыч.
7. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита .
8. И.С. Тургенев. Отцы и дети.
9. М.А. Шолохов. Тихий Дон.
10. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
Слайд 25 Выбор и анализ темы сочинения
О чём писать?
Какие слова (понятия) в
теме определяют её своеобразие?
Каковы границы темы?
Слайд 26 Определение основной мысли сочинения (главного тезиса)
Какой будет основная мысль моего
сочинения
(главный тезис, который я буду доказывать, разворачивать, иллюстрировать)?
Слайд 273Отбор литературного материала
Какие произведения я выберу для раскрытия темы?
Что в этих
произведениях непосредственно связано
с темой сочинения?
Слайд 28Создание структуры сочинения как его смысловой основы
Какие микротемы (аргументы) будут
в основной части?
В какой последовательности их расположить?
Слайд 29Создание текста сочинения
Как развить каждую микротему
на основе рассуждения
над текстом
литературного произведения?
Самопроверка
Насколько сочинение соответствует особенностям жанра сочинения-рассуждения и критериям оценивания?
Слайд 30Объективные трудности
Трудно увидеть тему, особенно если она в виде цитаты, как
например: «Ум с сердцем не в ладу»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы.
Нехватка базового литературного опыта.
Короткая оперативная память – трудно вспомнить произведения, которые читали в основной школе.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Слайд 31Типичные ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему
Подмена понятий
(верность – долг; чувство – нравственность)
Опора на домашние заготовки, на что-то прописанное ранее; и как следствие – несоответствие сочинения теме.
Несоответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Слайд 32Примеры речевых ошибок (+логика, + стиль)
Этот роман показывает оба случая…
Герои часто
сталкиваются с верностью и изменами
Перед каждым счастьем мы страдаем…
В качестве счастья она потом получила прекрасную жизнь
В тот момент, когда разворачиваются события, Джек находится в том возрасте, когда перед человеком начинает вставать выбор…
Рассмотрим произведение Бунина…
Получает сильное ранение…
В качестве второго аргумента… [это не русский!]
Эта женщина была злой в лице маленькой девочки…
Размышления на тему верности и измены подтолкнули меня на повесть «Тарас Бульба».
Слайд 33Примеры речевых ошибок (+логика, + стиль)
Два этих понятия останутся в наших
головах…
Но лично я никогда не смогу ответить на вопрос…
Но есть и плохая сторона всего этого…
Всю жизнь человек будет в таких ситуациях…
Подобную ситуацию, но с другой концовкой…
Произошло очередное происшествие
Люди с низкими моральными принципами и с опущенными приоритетами, «гнилые» внутри…
Хочется привести в пример…
Но цена этой победы была из поражений…
Поражение может принести победу и через долгое время после себя…
Слайд 34Алгоритм написания сочинения
на литературную тему
Слайд 351. Понять разницу
Сочинение ЕГЭ
Объем ≥ 150 слов
Идеал – 180-220
= 24 балла
Наличие
исходного текста
Использование 2-х аргументов: художественный текст и/или пример из жизненного опыта
Литературное сочинение
Объем ≥ 250 слов
Идеал – 350-400
= Зачет
Наличие формулировки темы сочинения
Использование не менее одного литературного произведения для раскрытия темы сочинения
Слайд 36Структура сочинения
Сочинение ЕГЭ
Литературное сочинение
Слайд 37Структура литературного сочинения
Вступление (раскрыть основной вопрос темы, ответить, дать какое-либо утверждение
по теме)
Основная часть (подтвердить свое утверждение литературным текстом, проанализировав фрагменты, иллюстрирующие вашу мысль)
Заключение (сделать вывод по выдвинутому утверждению)
Слайд 38Пример сочинения. Вступление
Каждый человек
в своей жизни может попасть в экстремальную ситуацию, справиться с которой он способен только в том случае, если будет принимать предварительно обдуманные решения. Но почему сложные решения рекомендуют принимать «с холодной головой»?
Очевидно, что принятие важного решения под влиянием чувства может быть опасным для человека, так как сгоряча он рискует сделать поспешные выводы и предпринять такие действия, которые могут обернуться для него разочарованием и даже трагедией.
Слайд 39Основная часть
Ярким примером печального исхода
вследствие необдуманного поступка служит повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня данной повести – крестьянка Лиза безумно полюбила дворянина Эраста. Молодые люди клялись друг другу в вечной любви и хотели быть вместе всю жизнь, однако после близости с Лизой чувства Эраста стали постепенно угасать. Герой вскоре объявил о том, что должен идти воевать. Девушка чувствовала горечь тоски, но она с нетерпением ждала возлюбленного и мечтала о скорой встрече. И вдруг, приехав в Москву по делам, Лиза встречает Эраста, который внезапно признается ей, что помолвлен с другой. Оказывается, юноша проигрался в карты, и, чтобы поправить свои дела, решил жениться на влюбленной в него богатой вдове.
Слайд 40 Каковы же были действия Лизы? Плененная
чувством отчаяния, она бросилась в пруд, около которого девушка часто виделась со своим возлюбленным, и утонула. Думала ли она о том, какую боль причинит своей матери и как без помощи дочери будет обеспечивать себя больная пожилая крестьянка? Задумалась ли она о том, что испытает Эраст, всё ещё питавший некие чувства к молодой красавице? Эх, если бы только подумала Лиза о последствиях своего спонтанного поступка. Но нет…. Чувства вскружили голову несчастной девушке и свели её с ума. В результате пострадала не только Лиза: мать девушки, узнав о смерти дочери, не выдержала потери и скончалась, а Эраст, услышав о гибели Лизы, стал горевать и винить во всем себя. Вот как необдуманное решение может погубить сразу несколько жизней…
Основная часть
Слайд 41Заключение
Порой люди, движимые сильными чувствами, совершают поступки,
о которых потом сильно жалеют. Чтобы избежать серьёзных ошибок, мы должны уметь контролировать себя в сложных ситуациях и принимать решения «с холодной головой», ведь только в этом случае можно избежать неприятностей.
(˃300 слов)
Слайд 42«Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости
характера» (Ф. де Ларошфуко).
Как связаны между собой понятия верность и дружба?
Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».
Верность — это стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Можно ли простить предательство?
Тренинг 1.Направление «Верность и измена»
Слайд 43Тренинг 2. Направление «Цели и средства»
1. К чему приводит отсутствие цели
в жизни?
2. Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
3. Как Вы понимаете высказывание Оноре де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
4. На войне все средства хороши?
5. Как Вы понимаете утверждение Леонардо да Винчи: «Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам»?
Слайд 44Тренинг 3. Литературное сочинение
(с обращением к пьесе М.Горького «На дне»)
1.
Человек часто сам себе злейший враг (Цицерон).
2. Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»
3. Как вы понимаете пословицу: «В пути нужен путник, в жизни- сочувствие»? Согласны ли вы с ней?
4. Согласны ли Вы с утверждением А. Рэнд: «Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления»?
5. Несет ли общество ответственность за каждого человека?
Слайд 45Как вы объясните слова Дж. Свифта «Измена зарождается в сердце прежде,
чем проявляет себя в действии»?
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу»?
Чем мечта отличается от цели?
Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
Согласны ли вы с утверждением Х.Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»?
Тренинг 4.
Подготовка к литературному сочинению
Слайд 461. «Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу» (Тацит Публий
Корнелий).
2. Можно ли ожидать сочувствия, если ты сам его не проявляешь?
3. Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
4. Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
5. Ответственен ли человек за свои поступки перед обществом?
Тренинг 5.
Подготовка к литературному сочинению
Слайд 47
Критерии оценивания
итогового сочинения в вузе
Слайд 48
Критерии оценивания итогового сочинения выпускных классов в вузе
Критерий 1: Соответствие
теме (0 – 3)
(Данный критерий предполагает проверку умения формулировать тезисы в рамках раскрываемой темы)
1.Тема осмыслена как проблема, раскрыто понимание ее формулировки - 1 балл.
2. Раскрыты разные аспекты заданной темы:
раскрыт 1 аспект – 1 балл;
раскрыто 2 и более аспекта в их взаимосвязи - 2 балла.
Слайд 49Критерий 2: Аргументация.
Знание историко-литературного (историко-культурного)
контекста (0 – 4)
(Данный критерий
нацеливает на проверку умения рассуждать, опираясь на историко-литературный и историко-культурный материал, в соответствии с заявленной автором позицией по теме сочинения)
1.Обязательная опора на художественный или художественно-публицистический текст:
уместное упоминание, отсылка к тексту - 1 балл;
анализ элементов художественного текста в контексте разбираемой темы – 1 балл;
2. Опора более чем на 1 произведение литературы, в том числе и нон-фикшн (мемуаристику, публицистику и пр.) - 1 балл;
Слайд 50Может учитываться
3. Опора на произведения других видов искусства (театр, кино,
живопись и др.), исторические документы, факты (исторические, научные, биографические и т.д.), высказывания известных людей (процитированные или пересказанные близко к тексту), а также научные и научно-популярные источники иных отраслей знания («метапредметность») – 1 балл.
Слайд 51Критерий 3: Структура (0 – 3)
(Данный критерий нацеливает на проверку умения
последовательно выстраивать рассуждение на предложенную тему и создавать содержательно и стилистически целостный текст)
1. Соблюдены разумные, содержательно оправданные пропорции между вводной, основной и заключительной частями - 1 балл.
2. Присутствует логика в изложении материала, связь тезисов, аргументации и вывода:
работа лишь в общем логична и связна, но есть логические неувязки или пропуски логических звеньев – 1 балл;
работу отличает логическая стройность и связность - 2 балла.
Слайд 52до 6 штрафных баллов
Качество речи, грамотность, самостоятельность работы
Данный
критерий нацеливает на проверку стилистического, речевого оформления текста сочинения, степень свободного владения речью и позволяет оценить грамотность выпускника, а также степень самостоятельности его работы
Слайд 53Обоснованное предположение о наличии в работе плагиата (фрагменты текста или текст
целиком обнаруживается в других источниках под чужим авторством) – до 3 штрафных баллов или до снятия сочинения с проверки (факт плагиата эксперт подтверждает точной ссылкой на возможный источник заимствования):
текст целиком заимствован из внешнего источника - не проверяется; за текст работы выставляется 0 баллов по всем критериям;
более половины текста (от общего количества слов) заимствовано – 3 штрафных балла;
менее половины текста (от общего количества слов) заимствовано – 2 штрафных балла;
в тексте есть незначительные заимствования, не оформленные в виде цитаты - 1 штрафной балл.
Слайд 542. Речевая, лексическая и стилистическая бедность речи, допущено 3 и более
речевых и/или грамматических ошибок – 1 штрафной балл;
3. 5 и более орфографических и пунктуационных, ошибок разного типа – 1 штрафной балл;
4. Наличие 1 и более существенных (искажающих смысл цитаты, имена героев и авторов, названия произведений, топонимов и т.п.) фактических ошибок –1 штрафной балл
Слайд 55 В презентации использованы материалы из Интернет, с сайта ФИПИ,
информация с семинаров в г. Перми