Слайд 1Пьеса-сказка А.Н.Островского «Снегурочка»
Своеобразие сюжета, связь мифологическими и сказочными сюжетами
1823-1886
Слайд 2Имение А.Н.Островского Щёлыково
Слайд 3Окрестности имения: Ярилина долина, речка Куекша
Слайд 4Творческая история пьесы (романтической сказки о любви в духе устной народной
поэзии) «Снегурочка»
Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей?
Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы?
Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»?
Индивидуальная работа со статьёй «Слово об А.Н.Островском».
Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки?
Слайд 6Афанасьев Александр Николаевич (1826 – 1871)
«Поэтические воззрения славян на природу»-опыт
сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов.
В трех томах. – М.: Современный писатель, 1995.
Слайд 7Первые упоминания об образе
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде.
Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
Слайд 8Конец XIX — начало XX веков
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в
работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок.
Ещё до революции (1917 г.) фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Слайд 9Пьеса «Снегурочка»
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет
пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.
Слайд 10Современный образ
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском
Союзе, после официального разрешения празднования Нового года.
Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.
В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
Слайд 11Родственные связи
Родословная Снегурочки невнятна и темна. Невозможно точно сказать, когда Снегурочка
утвердилась в статусе «внучки» Деда-Мороза.
В русском фольклоре, в частности в сказках, мы встречаемся с девушкой Снегурушкой, однако никакими кровными узами с бородатым зимним божеством она не связана.
В некоторых великорусских областях «снегуркой» называли снежную бабу.
Слайд 12
Кострома четырежды родина Снегурочки:
первое рождение - возникновение образа из обряда похорон
Костромы, давшее название городу,
второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,
третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).
четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.
Слайд 13Эскизы к опере «Снегурочка» В.Васнецова
Слайд 14Палаты Берендея
В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.
Берендейки
Бирючи
Слайд 16Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний
психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.
Слайд 17Беренде́й:
Представитель племени берендеев.
В славянской языческой мифологии — колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.
Мифический
царь в русской литературе.
В сказке А. Н. Островского «Снегурочка» царь Берендей мудро правит берендеями.
В «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. В этой сказке находят отражение многие сказочные герои и мотивы русских народных сказок: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и др.
р.
Слайд 18Мир Берендеева царства
Какими событиями наполнена жизнь берендеев?
Дайте характеристику жителям Берендеева царства:
Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев?
Слайд 19Ярило (Ярила) — одно из атрибутивных имён Бога древних русов (от
«яркий», «жаркий», «яростный»).
В славянской мифологии связывалось с солнцем, весной, плодородием и любовью.
Слайд 20Лель (Лелья, Лельо, Любич) - в мифологии древних славян бог любовной
страсти. О Леле - веселом, легкомысленном боге страсти - до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть - это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или римский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Священной птицей его считался аист. Другое название этой птицы в некоторых славянских языках - лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки - символы весны.
Слайд 21МИЗГИРЬ.
В старопрежние годы в красну весну, в теплое лето сделалась
такая срамота, в мире тягота — стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пускать. Появился паук-мизгирь, удалой добрый молодец.
МИЗГИРЬ — м. сев. вост. паук, муховор; ( земляной, злой паук, тарантул),малышок, малютка
Слайд 22Купава - любвеобильная дама.
Любовь - смысл её жизни.
Ради неё
она готова на всё.
Однажды её предает её возлюбленный Мизгирь, и ей приходится искать утешение с пастушком Лелем.