Презентация, доклад по литературе Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века

Содержание

Политическая ситуация поражение России в Крымской войне рост крестьянских бунтовАлександр II признаёт, что «лучше освободить сверху, чем ждать, свергнут снизу»:Отмена крепостного права (1861);Судебная реформа;Военная реформа;Реформа местного самоуправления;Реформа образования;Земельная реформа.На этот период приходится невероятный расцвет русской науки

Слайд 1Особенности развития литературы во второй половине XIX века
Подготовила:
Гагарина Е.С., преподаватель ГБПОУ

КК «Камчатский медицинский колледж»

Министерство здравоохранения Камчатского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»

Особенности развития литературы во второй половине XIX векаПодготовила:Гагарина Е.С., преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»Министерство здравоохранения Камчатского

Слайд 2Политическая ситуация
поражение России в Крымской войне
рост крестьянских бунтов

Александр II

признаёт, что «лучше освободить
сверху, чем ждать, свергнут снизу»:
Отмена крепостного права (1861);
Судебная реформа;
Военная реформа;
Реформа местного самоуправления;
Реформа образования;
Земельная реформа.

На этот период приходится невероятный расцвет русской науки и искусства.
Интеллектуальное творчество перестало быть уделом аристократов.
Политическая ситуация поражение России в Крымской войне рост крестьянских бунтовАлександр II признаёт, что «лучше освободить сверху, чем

Слайд 3«Новые люди»
Толковый словарь С.И.Ожегова:
Нигилист – в 1860-х годах в России: «свободомыслящий

человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии».
Разночинец – в 19 веке в России: «интеллигент, не принадлежавший к дворянству, выходец из других классов, сословий».

«Новые люди» были хорошо образованы и занимались интеллектуальным трудом.
Они верили в силу разума,
смотрели на естественные науки
как на основу всех знаний.

Верещагин В.В.
Апофеоз войны (1871)

«Новые люди»Толковый словарь С.И.Ожегова:	Нигилист – в 1860-х годах в России: «свободомыслящий человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к

Слайд 4 Разночинец «…должен был одеваться как можно проще, иметь простую обстановку, наиболее

грязную работу делать сам – одним словом, порвать со всеми разорительными привычками, привитыми богатым чиновничеством и барством».

Мужчины носили длинные волосы, отращивали бороду, «…большинство нигилисток лишены грации и не имеют нужды намеренно культивировать дурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут
(а иногда и бреют) волосы…»
Газета «Весть», 1864 год.

Подобных героев мы увидим
в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Разночинец «…должен был одеваться как можно проще, иметь простую обстановку, наиболее грязную работу делать сам – одним

Слайд 5В 1-ой половине 19 века
Вся интеллектуальная жизнь сосредоточена в разнообразных светских

салонах.
Именно в них шла бурная жизнь и обсуждались основные проблемы эпохи.

Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мир». Салон А.Шерер

В 1-ой половине 19 векаВся интеллектуальная жизнь сосредоточена в разнообразных светских салонах. Именно в них шла бурная

Слайд 6А.Я.Панаева среди сотрудников журнала "Современник".
Во 2-ой половине 19 века

Светские салоны заменили:


профессиональные объединения разночинцев;
Собрания у редакторов журналов и газет (у Н.Некрасова и М.Каткова);
Студенческие кружки
по интересам;
Объединения
специалистов одной
области науки.
А.Я.Панаева среди сотрудников журнала

Слайд 7На смену героям начала 19 века, «лишним людям»,
таким ,как Онегин

и Печорин, - умным, талантливым, но не нашедшим себе места в жизни, пришли герои
Н.Чернышевского, И.Тургенева, И.Гончарова.

Новым героем литературы начиная
с 1860-х годов стал герой действующий.

Эти герои трудолюбивы, их волнуют
не столько личные, сколько общественные проблемы.

Однако и эти герои не нашли ответов
на волнующие современников вопросы.

Русская литература этого периода не создала
образ человека деятельного, энергичного
и занятого конкретным полезным делом.
На смену героям начала 19 века, «лишним людям», таким ,как Онегин и Печорин, - умным, талантливым, но

Слайд 8Проблематика художественных произведений
В литературе шла острая борьба между
Западниками
В.Г.Белинский
А.И.Герцен
И.С.Тургенев

Славянофилами
А.И.Хомяков
К.С.Аксаков
близки
А.Н.Островский
Ф.И.Тютчев
Н.С.Лесков

Проблематика художественных произведенийВ литературе шла острая борьба междуЗападникамиВ.Г.БелинскийА.И.ГерценИ.С.ТургеневСлавянофиламиА.И.ХомяковК.С.АксаковблизкиА.Н.ОстровскийФ.И.ТютчевН.С.Лесков

Слайд 9Новая тематика литературных произведений
Крестьянская тема:
Развита в произведениях Н.А.Некрасова и

И.С.Тургенева.

Женская тема:
Рассматривалось положение русской женщины в семье, в общественной жизни
жизнь крестьянок (Н.А.Некрасов)
жизнь купчих (Н.С.Лесков, А.Н.Островский)
жизнь дворянок (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев)

Савицкий К.А. Ремонтные работы на железной дороге (1874)

Новая тематика литературных произведений Крестьянская тема:Развита в произведениях Н.А.Некрасова и

Слайд 10Русская литература усиленно пыталась найти ответ на вопрос: «что делать?»
Первым на

него в одноименном романе попытался ответить Н.Г.Чернышевский.
Роман «Что делать?» был опубликован в журнале «Современник» весной 1863 года,
когда сам писатель был заключен
в Петропавловскую крепость.
Произведение получило подзаголовок
«Из рассказов о новых людях».

Чернышевский Николай Гаврилович

Русская литература усиленно пыталась найти ответ на вопрос: «что делать?»Первым на него в одноименном романе попытался ответить

Слайд 11Споры об искусстве
ЛИТЕРАТУРА
ПУШКИНСКОЕ направление
ГОГОЛЕВСКОЕ направление
ПУШКИНСКОЕ направление или «Чистое искусство»
Последователи требовали независимости

литературы от власти и народа, писателя представляли богом.
Опирались на стихотворение А.С.Пушкина «Поэт и толпа»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Представители: Дружинин В.В., Анненков П.В., Боткин В.В.
Споры об искусствеЛИТЕРАТУРАПУШКИНСКОЕ направлениеГОГОЛЕВСКОЕ направлениеПУШКИНСКОЕ направление или «Чистое искусство»Последователи требовали независимости литературы от власти и народа, писателя

Слайд 12В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь выделил два типа писателей:
творца

«искусства для искусства»
писателя-обличителя.

Эту идею поддержал В.Г.Белинский:
«отнимать право у искусства служить общественным
интересам – значит унижать его».

Н.Г.Чернышевский развил мысль, отметив, что художник
должен:
быть реалистом;
быть мыслителем и учителем;
быть революционером.

ГОГОЛЕВСКОЕ направление

В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь выделил два типа писателей: творца «искусства для искусства» писателя-обличителя.Эту идею поддержал

Слайд 13Журналистика

Журналы («Современник», «Колокол», «Русское слово», «Искра», «Русский вестник», «Вестник Европы») сыграли огромную роль в развитии русской литературы и искусства.
«Современник» - руководитель Н.А.Некрасов –
представлял революционно демократическое направление. Политическим и критическим отделами руководил Н.Г.Чернышевский.
В 1856 году присоединился Н.А.Добролюбов.
В 1866 году журнал был запрещён
цензурой.
Идеи «Современника» Н.А.Некрасов
продолжил в журнале
«Отечественные записки» (1868).

Группа писателей
журнала «Современник»

Журналистика

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть