Презентация, доклад по литературе Основные особенности древнерусской литературы

Содержание

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА –литература русского феодального государства, охватывающая XI–XVII века. XI век считается началом древнерусской литературы потому, что до нас не дошли памятники, относящиеся к более ранним периодам. В XVII веке идет формирование новой

Слайд 1История отечественной литературы. Раздел I.
Тема: «Древнерусская литература: основные особенности,
система жанров,

периодизация»

Автор-составитель: к. филол. н. Ю.Е. Павельева

История древнерусской литературы

История отечественной литературы. Раздел I.Тема: «Древнерусская литература: основные особенности, система жанров, периодизация» Автор-составитель: к. филол. н. Ю.Е.

Слайд 2ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА –
литература русского феодального государства, охватывающая
XI–XVII века.

XI век считается началом древнерусской литературы потому, что до нас не дошли памятники, относящиеся к более ранним периодам.
В XVII веке идет формирование новой литературы, однако еще значительна роль мировоззрения религиозного символизма, развиваются жанры средневековой литературы, используется комплекс художественных средств, связанных с традицией.
XVII век также рассматривается в рамках древнерусской литературы.

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА –литература русского феодального государства, охватывающая XI–XVII века.  XI век считается началом древнерусской литературы

Слайд 3Основные содержательные особенности древнерусской литературы

Основные содержательные особенности древнерусской литературы

Слайд 4 Все средневековые литературы развивались на основе религиозного мировоззрения. В религиозную форму

облекались все идеи.

Религиозный символизм – ведущий принцип древнерусской литературы

Все средневековые литературы развивались на основе религиозного мировоззрения. В религиозную форму облекались все идеи. Религиозный  символизм

Слайд 5Религиозный символизм – ведущий принцип древнерусской литературы
Явления реального мира могут быть

объяснены волей персонажей сверхприродной сферы, проявляющейся через символы.
Явления действительности вместе со своим реальным значением приобретают и значение символическое.
В каждом явлении можно найти скрытый, потаенный смысл, каждое явление символично.

Религиозный  символизм – ведущий принцип древнерусской литературыЯвления реального мира могут быть объяснены волей персонажей сверхприродной сферы,

Слайд 6Религиозный символизм – ведущий принцип древнерусской литературы
Вся жизнь представляется ареной борьбы

двух извечных сил: добра, олицетворенного в образе Бога и небесных сил, и зла, олицетворенного в образе дьявола и его приспешников – бесов. Отсюда возникает и система постоянных символов. Например, свет, белый цвет – символы добра; тьма, черный цвет – символы зла.
Символизм древнерусской литературы связан и со скрытой авторской оценкой событий. При этом литература усваивает в качестве символических и дохристианские представления и обряды.
Религиозный  символизм – ведущий принцип древнерусской литературыВся жизнь представляется ареной борьбы двух извечных сил: добра, олицетворенного

Слайд 7Н.И. Прокофьев «О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы

XI –XVI веков»
Н.И. Прокофьев  «О мировоззрении русского средневековья  и системе жанров русской литературы XI –XVI веков»

Слайд 8Принцип историзма и правдивости
Отсутствие вымысла
В литературных произведениях речь шла только об

исторических событиях и лицах, вымысел осуждался, лишь с XV в. он начинает сознательно допускаться в одном новом жанре – беллетристических повестях.

Понимание
исторической правды
Правда – то, что происходит в реальной жизни, но правда и то, что рассказывает народное предание об этих событиях. Такое понимание открывало путь народным легендам, сказаниям, приносившим в письменную литературу особенности фольклора и вместе с тем влиявшим на стиль литературных произведений.

Принцип историзма и правдивостиОтсутствие вымыслаВ литературных произведениях речь шла только об исторических событиях и лицах, вымысел осуждался,

Слайд 9Публицистичность древнерусской литературы
В любых жанрах важнейшей задачей было отражение основных

проблем времени.
Публицистичность  древнерусской  литературы	В любых жанрах важнейшей задачей было отражение основных проблем времени.

Слайд 10Патриотизм древнерусской литературы
В центре внимания писателей – заботы о Руси, раздумья

о ее истории, настоящем и будущем.
Постоянная необходимость защищать Родину, а затем и бороться за ее освобождение от монголо-татарского ига питала обостренное чувство любви к своей земле.
По мнению Н.И. Прокофьева, патриотизм, как одна из важнейших характеристик литературы русского средневековья, особенно тесно связан с разветвленной системой жанров.

Патриотизм  древнерусской литературы	В центре внимания писателей – заботы о Руси, раздумья о ее истории, настоящем и

Слайд 11Дидактизм древнерусской литературы
Литература стремилась не только рассказать о событиях, но

и научить читателей на их примере, преподать им определенные нравственные истины.
Дидактизм в разных жанрах проявляется по-разному:
– в открытых поучениях,
– через построение сюжета,
– через оценку героев,
– через символы.

Дидактизм  древнерусской  литературы	Литература стремилась не только рассказать о событиях, но и научить читателей на их

Слайд 12Духовность древнерусской литературы
Древнерусская литература возникла в период становления христианства, что

обусловило ее отрицательное отношение к физической стороне жизни, внимание к которой было характерно для язычества.
Литература в первую очередь обращала внимание на внутренний мир, духовную красоту человека.
Духовность  древнерусской  литературы	Древнерусская литература возникла в период становления христианства, что обусловило ее отрицательное отношение к

Слайд 13Особенности бытования памятников древнерусской литературы

Особенности бытования памятников древнерусской  литературы

Слайд 14Древнерусские тексты

Древнерусские  тексты

Слайд 15Типы почерков
Устав
– почерк с правильным почти квадратным начертанием букв

(XI – первая половина XIV вв.)

Полуустав
– наклонный, округлый почерк с большим количеством выносных надстрочных знаков (XIV–XV вв.)

Скоропись
– более свободный тип почерка, отражающий индивидуальные особенности переписчика; возник в памятниках деловой письменности, постепенно вытеснил полуустав и занял господствующее положение в рукописях XVII в.


Типы  почерков  Устав– почерк с правильным почти квадратным начертанием букв (XI – первая половина XIV

Слайд 16Материал для письма
Датирующим признаком (помимо типа почерка) служил материал

для письма.
В XI – первой половине XIV вв. основным писчим материалом был пергамен, изготовлявшийся из кожи телят («харатья»).
В XIV в. на смену пергамену пришла бумага. Этот более дешевый писчий материал облегчил и ускорил процесс письма.
Огромную роль в развитии русской культуры сыграло возникновение книгопечатания в середине XVI в.
Материал  для  письма	Датирующим признаком (помимо типа почерка) служил материал для письма.	В XI – первой половине

Слайд 17Теоретические представления о системе жанров древнерусской литературы

Теоретические представления  о системе жанров древнерусской литературы

Слайд 18Жанровая специфика древнерусской литературы

Жанровая специфика  древнерусской  литературы

Слайд 19Исторические жанры

Исторические жанры

Слайд 20Символические жанры

Символические  жанры

Слайд 21Лирическое рассуждение

Лирическое  рассуждение

Слайд 22Группы жанров по составу

Группы  жанров  по составу

Слайд 23Способ литературного обобщения

Способ литературного обобщения

Слайд 24Объединяющие жанры

Объединяющие жанры

Слайд 25Жанровый состав древнерусской литературы
Ведущими в древнерусской лите­ратуре были эпические жанры.
Лирика

возникала внутри эпических произведений в виде фрагментов, а существовавшие жанры лирического типа очень отличались от привычных для нас, поскольку не имели стихотворного оформления и соединяли в себе лирическое и эпическое начала.
До середины XVII в. в. письменной литературе не было драматических жанров, существовал лишь фольклорный театр.

Жанровый состав  древнерусской  литературы	Ведущими в древнерусской лите­ратуре были эпические жанры.	Лирика возникала внутри эпических произведений в

Слайд 26Периодизация литературы русского средневековья

Периодизация литературы русского  средневековья

Слайд 27Литература Киевской Руси
В этот период центр развития литературы – Киев, к

центр всей русской земли. Проблемы литературы – общерусские: история государства, принятие христианства, борьба с внешними врагами, забота о единстве Руси.
Формируются основные жанры: житие, хожение, поучение, летопись, княжеское послание и др.
В этот период активно проникают на Русь и переводные произведения
Литература этого времени тесно связана с фольклором, использует легенды, предания, художественные способы изображения народного твор­чества.
Среди авторов произведений этого периода – Иларион, Феодосий, Нестор, Владимир Мономах.

Литература Киевской Руси	В этот период центр развития литературы – Киев, к центр всей русской земли. Проблемы литературы

Слайд 28Литература эпохи феодальных княжеств
В это время на Руси формируются 13 самостоятельных

княжеств. Киев лишь формально остается центром Руси. Идет бурное развитие экономики и культуры каждого княжества. Это период княжеских междоусобиц, ослаблявших Русь. Однако для современников это часто оказывалось неясным. Поэтому литература периода не так едина по своей тематике и взглядам на события. Лишь немногие из авторов поднимаются до осознания общерусской мысли о необходимости единения сил разных княжеств в обороне Руси. Самым ярким воплощением этой идеи, бесспорно, стало «Слово о полку Игореве».
В литературе наряду с общим, пока еще робко, выражается и частное. В «Молении Даниила Заточника» речь идет о судьбе безвестного человека, которая связана с общими явлениями и проблемами времени.
В областных литературах создаются своеобразные стили.
Большинство произведений этого времени анонимно.

Литература  эпохи феодальных княжеств	В это время на Руси формируются 13 самостоятельных княжеств. Киев лишь формально остается

Слайд 29Литература эпохи монголо-татарского нашествия
Гибнут многие памятники предшествующего времени. Во многих

княжествах прекращается летописание. Центральной проблемой всей литературы становится защита и освобождение Руси.
Преимущественное развитие получают исторические жанры: летописи, воинские повести, возникает жанр жития князя-воина.
С 1380 г. начинается подъем культуры, связанный с подъемом национального самосознания вследствие победы в Куликовской битве и объединением русских земель вокруг Москвы. Литература обращается к опыту литературы расцвета Киевской Руси и домонгольского периода. Эпоха Куликовской битвы принесла в литературу расширение жанрового репертуара. Возникает новая разновидность жанра хожений – светские купеческие хожения. Создаются первые образцы в жанре белле­тристической повести.
Среди завоеваний этого периода – углубленное внимание к человеку, интерес к внутреннему миру. С этим связано появление нового литературного стиля, зародившегося в жанре житий и названного Д.С. Лихачевым эмоционально-экспрессивным.
Литература   эпохи монголо-татарского нашествия	Гибнут многие памятники предшествующего времени. Во многих княжествах прекращается летописание. Центральной проблемой

Слайд 30Литература Русского централизованного государства
Период укрепления власти московского князя, формирования са­модержавия.


Основные проблемы литературы – могущество Московского государства, положение разных классов и сословий общества, значение и характер царской власти.
Активно развивается новая область литературы – публицистика. По-новому идет развитие исторических жанров – объединение их в крупные блоки, поглощение ими других жанров и создание разных типов монументального исторического повествования. Значительную роль в формировании этого направления начинает играть беллетристическое начало.
Интерес к человеку вообще преображается в это время в глубокий интерес к значительным историческим личностям. Исторические события становятся ценными не сами по себе, а как часть биографии героя. Это ведет к познанию человеческого характера.
Активизируется литературная деятельность крупнейших исторических и церковных деятелей: Иван Грозный, Андрей Курбский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорокин, Максим Грек и др.
Однако многие крупнейшие произведения остаются по-прежнему безымянными.

Литература   Русского централизованного государства	Период укрепления власти московского князя, формирования са­модержавия. Основные проблемы литературы – могущество

Слайд 31Литература «переходного» XVII века
Изменяется мировоз­зрение. Наряду с религиозным символизмом появляется наивный

прагма­тизм, который находит отражение и в художественном методе.
Писатели начала XVII в. приходят к изо­бражению характера.
Все литературное развитие этого времени определяется тремя основными процессами – демократизацией и обмирщением, идущими в среде традиционных жанров и ведущими к возникновению новых жанров «низовой» литературы, а также процессом сближения с западноевропейской культурой,
В придворной литературе возникает силлабическая поэзия и театр.
Система жанров литературы эволюционирует, подготавливая литературу нового времени.

Литература  «переходного» XVII века	Изменяется мировоз­зрение. Наряду с религиозным символизмом появляется наивный прагма­тизм, который находит отражение и

Слайд 32Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М.: Аспект-пресс, 2002. – 592

с.
Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 2002.
Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост. Н.К. Гудзий. М., 2003.
История русской литературы XI–XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М.: Просвещение, 1985. – 432 с.
Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 2010. – 336 с.
Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI–XVI вв. // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. I. С. 5–39.
Трофимова Н.В. Древнерусская литература. Воинская повесть XI–XVII вв. Развитие исторических жанров. М.: Флинта; Наука, 2000. – 208 с.
Трофимова Н.В. Древнерусская литература. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. – 66 с.
Трофимова Н.В. Современные теоретические аспекты изучения древнерусской литературы. Программа // Сборник программ послевузовского образования по филологическим наукам (литературоведение). М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2009. – С. 331–343.
Трофимова Н.В., Каравашкин А.В. Древнерусская литература: Практикум для студентов-филологов. М.: Флинта, Наука, 1998. – 67 с.
Трофимова Н.В., Каравашкин А.В., Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Древнерусская литература. XI–XVII вв.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И. Коровина. М.: ВЛАДОС, 2003. – 448 с.

При подготовке презентации использована следующая литература

Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М.: Аспект-пресс, 2002. – 592 с.Древняя русская литература. Хрестоматия / Сост.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть