Слайд 1Осень в творчестве русских поэтов
Составитель: О. Н. Особова, учитель русского языка
и литературы, МБОУ СОШ № 16,
г-к Анапа, Краснодарский край, 2016 г.
Слайд 2 Осень - самое философское время года. Глядя на
то, как мир за окном на короткий период превращается в пестрый и яркий, а затем в беспробудно серый, поневоле задумываешься о вечном. Это то время, когда мы начинаем ценить каждый солнечный день и стараемся впитать от природы как можно больше света и красок, потому что впереди - долгая и холодная зима.
Практически у каждого русского поэта есть стихотворение про осень, в котором они воспевали красоту золотой листвы, романтику дождливой погоды и бодрящую силу прохлады. Стихотворения про осень «кружат» словами-ветрами, «моросят» строфами-дождями, «пестрят» эпитетами-листьями…
Слайд 3 Уж небо осенью дышало...
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко
блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин, XI строфа четвертой главы романа «Евгений Онегин»)
Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837
Слайд 4 В этих десяти строках ощутимы характерные для Пушкина прозрачная
простота и лаконизм выражений.
Строки с календарной точностью воссоздают характерные приметы этого времени года: оголенные леса, туманы над полями, отлет птиц... Солнце, небо, поля, леса, птицы – поэт описывает мир, который ему очень дорог. Пушкин любил осень, в это время он особенно плодотворно работал. «И с каждой осенью я расцветаю вновь», — писал поэт.
В жизни А.С. Пушкина была особенная осень, Бо́лдинская . В 1830 г. он уехал в свое имение Большое Болдино и из-за объявленного холерного карантина прожил там три месяца. За это время была завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написана поэма «Домик в Коломне» и около 30 лирических стихотворений.
Слайд 5Славная осень
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке
студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Николай Алексеевич Некрасов
1821-1878
Слайд 6В стихотворении «Славная осень» Н. Некрасов описывает пейзаж поздней осени, когда
уже все листья с деревьев осыпались и наступили морозные ночи. Поэт проникается красотой и покоем природы, восторгается ее чистотой. Он любит осень, для него она - хорошая, тихая, спокойная, славная. Осенняя природа созвучна с его телесным и духовным состоянием, она пробуждает в душе поэта новые жизненные силы: «воздух усталые силы бодрит».
Свои наблюдения за природой автор подытоживает восклицанием: «нет безобразья в природе!», а произведение заканчивает многоточием, как бы давая понять, что точку ставить рано, о природе еще многое можно рассказать.
Слайд 7«Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень
мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Михаил Юрьевич Лермонтов
1814-1841
Слайд 8 Стихотворение «Осень» М. Ю. Лермонтов написал в
1828 году, когда юному поэтому едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой.
Именно там Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который был лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалел.
Слайд 9«Осенний вечер»
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и
пестрота дерев,
Багряных листьев томный,
легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Федор Иванович Тютчев
1803-1873
Слайд 10 Стихотворение «Осенний вечер» написано Тютчевым как бы на одном дыхании,
потому что в нем всего лишь одно предложение, в котором слились в единое целое душа человека и душа природы.
В стихотворении остановлено мгновение увядания, изображена таинственная душа живого мира, страдающего от ухода пестроты деревьев, туманной и тихой лазури. Обращает на себя внимание эпитет «зловещий», который характеризует блеск осенних листьев. И это в ряду других образных определений: «тихая лазурь», «грустно сиротеющая земля», «кроткая улыбка». Приведенные эпитеты оставляют впечатление замирающей жизни, и поэтому пестрота деревьев с багряными листьями на этом фоне кажется какой‑то неестественной, обманчивой, а потому «зловещей».
Слайд 11«Ласточки пропали…»
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над
той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь —
через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Афанасий Афанасьевич Фет
1820-1892
Слайд 12 Стихотворение «Ласточки пропали…», датированное 1854 годом, посвящено осенней поре. Афанасий
Афанасьевич Фет не испытывает по поводу нее таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Картина, предстающая перед глазами лирического героя, неутешительна: злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг. Тоска, нападающая на человека по осени, предельно ясно ощущается читателем. В качестве символа этого тяжелого душевного состояния выступает у Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность.
Слайд 13«Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы
желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
. . .
Иван Сергеевич Бунин
1818-1883
Слайд 14 Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский
вестник», с которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.
Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением. В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, который «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной».
Саму осень И. Бунин сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.
Слайд 15«Золотая осень»
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как
на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем
известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Борис Леонидович Пастернак
1890-1960
Слайд 16Борис Пастернак никогда не позволял себе писать только о том, что
он видит. В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.
Слайд 17«Осень»
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса
красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья
трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь
прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;
Мох не приподнят,
не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес…
Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою…
Только я весел душой
И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.
Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!
Листья шумят под ногой…
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!
Аполлон Николаевич Майков
1821-1897
Слайд 18Стихотворение «Осень» Аполлон Майков написал в 1856 году после того, как
в очередной раз посетил родовое имение в селе Чепчиха, расположенное недалеко от Москвы.
А. Майков с юности увлекался охотой, однако часто ловил себя на мысли, что простая прогулка по лесу без ружья и борзых собак доставляет ему гораздо больше удовольствия. Ему действительно очень нравилось «слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать». Его осенний лес лишен своей загадочности и таинственности, так как «сорван последний орех, свянул последний цветок». Чаща, которая еще летом казалась непроходимой, теперь просматривается, словно на ладони. И этот новый мир, открывающийся перед поэтом, рождает в нем новые, до этого неведомые чувства. Он признается: «Я весел душой и, как безумный, пою». Что же именно так радует автора? Ответ прост: природа, готовящаяся к длительной зимней спячке, в этот момент лишена суеты, она дарит автору чувство спокойствия и умиротворения. Майков признается, что будет вспоминать об этой счастливой прогулке, которая подарила ему не только массу позитивных эмоций, но и вдохновила на творчество «в зимние ночи и дни».
Слайд 19«Осень»
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и
сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички.
Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.
Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.
Странник, стоящий на
холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.
Странник печальный,
утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,
Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.
Смертный, ах! вянет
навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.
Николай Михайлович Карамзин
1766-1826
Слайд 20Стихотворение «Осень» Николай Карамзин написал во время путешествия по Европе, в
городе Женева в 1789 году.
Первая часть этого стихотворения носит описательный характер – поэт рассказывает о красоте европейской природы, попутно пытаясь найти в ней черты родных лугов и лесов. Однако дубрава видится автору мрачной, поэт отмечает, что «пение в рощах умолкло», и запоздалые стаи птиц улетают на юг. Нарисовав безрадостную, полную тоски и безысходности картину, Карамзин обращается к неизвестному страннику, призывая его утешиться, так как изменения в природе временны. «Все оживится, все обновится весною», — отмечает поэт, привнося нотки оптимизма в стихотворения и напоминая всем нам о том, что жизнь циклична. За осенью непременно приходит зима, а с наступлением весны «снова Природа восстанет в брачной одежде».
Помимо содержания у этого стихотворения весьма необычная форма. Николай Карамзин никогда не увлекался восточной поэзией, однако его стихи по своему размеру и философскому смыслу, заложенному в последней строчке каждого четверостишья, напоминают японские хокку, изящные, утонченные и возвышенные.
Слайд 21«Ранняя осень»
Ранняя осень любви умирающей.
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей.
Ветви
прозрачны, аллея пуста,
В сини бледнеющей, веющей, тающей
Странная тишь, красота, чистота.
Листья со вздохом, под ветром,
их нежащим,
Тихо взлетают и катятся вдаль
(Думы о прошлом в видении нежащем).
Жить и не жить — хорошо и не жаль.
Острым серпом, безболезненно режущим,
Сжаты в душе и восторг и печаль.
Ясное солнце — без прежней мятежности,
Дождь — словно капли струящихся рос
(Томные ласки без прежней мятежности),
Запах в садах доцветающих роз.
В сердце родник успокоенной нежности,
Счастье — без ревности, страсть —
без угроз.
Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой, осенние!
Бледный — над яркими днями — венец!
Дни недосказанных слов и мгновения
В кроткой покорности слитых сердец!
Валерий Яковлевич Брюсов
1873-1924
Слайд 22В 1909 году Валерий Брюсов издает сборник стихов под названием «Все
напевы», который содержит подраздел «Мертвая любовь» В нем собраны стихи, которые затрагивают очень важную и болезненную для поэта тему смерти. Стихотворение «Ранняя осень», написанное в 1905 г., вошло в этот сборник.
Ранняя осень для Брюсова не является символом смерти как таковой. Скорее всего, это некий переходный период, мостик между двумя мирами, который по праву можно считать нейтральной полосой. В такие дни яркое солнце светит уже «без прежней мятежности», а дождь напоминает «капли струящихся рос». И это дарит поэту удивительно чувство умиротворения, которое нередко испытывают глубокие старики на пороге смерти. Позади у них осталась жизнь, полная тревог и печалей, и теперь в их сердце размеренно течет «родник успокоенной нежности».
Слайд 23«Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не
жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Сергей Александрович Есенин
1895-1925
Слайд 24В начале 20-х годов Сергей Есенин все еще остается романтиком, хотя
все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным. К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги.
Есенин проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну.
Последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта. Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».
Слайд 26Список литературы
http://pishi-stihi.ru/osennij-vecher-tyutchev
http://pishi-stihi.ru/osen-lermontov.html
http://pishi-stihi.ru/lastochki-propali-fet.html
http://pishi-stihi.ru/listopad-bunin.html
http://pishi-stihi.ru/zolotaya-osen-b-pasternak.html
http://pishi-stihi.ru/osen-majkov.html
http://pishi-stihi.ru/osen-karamzin.html
http://pishi-stihi.ru/rannyaya-osen-bryusov.html
http://pishi-stihi.ru/otgovorila-roshha-zolotaya-esenin.html