Слайд 1Николай
Алексеевич
Некрасов
Биография
Выполнила: Гессель Т.И.
Слайд 2Тернистый жизненный путь Николая Алексеевича Некрасова (до 1847г.)
Усадьба в Грешнёве
Ярославль. Общий
вид и река Волга.
Карабиха
Слайд 5
Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов принадлежит довольно к дворянскому
старинному, но обедневшему роду. Человек суровый и своенравный. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты в доме устраивали кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
Отец поэта
Псовая охота
Детство.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, малороссийская дворянка. Отец — Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.
Грешнёво.
Именно из Грешнёва Некрасов-
поэт вынес исключительную
чуткость к чужому страданию.
В Грешнёве завязалась
сердечная привязанность
Некрасова к русскому
крестьянину, определившая
впоследствии исключительную
народность его творчества.
Дом-музей в Карабихе
Дом-усадьба в Грешнёво
Слайд 10Уголок старого парка в Немирове.
с крестьянскими детьми.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" — как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни — непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.
Ярославско-Костромская дорога..
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах:
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турки, про чудных зверей…
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
"Гляди, чертенята?"- а дети и рады,
Как пилишь, как лудишь, — им все покажи.
Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.
Слайд 14Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как
в Грешневе…
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
в жизни поэта.
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой /К ногам, обвитым бечевой».
Они стонали от непосильной работы.
Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.
Слайд 16О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На
берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Слайд 17 Взаимоотношения в семье.
Ещё одно горе постоянно
было рядом с Николаем Алексеевичем.Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни,когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал:"Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный,
Ту песню, вопль души многострадальной,
Твой первенец наследовал потом.
Слайд 18 Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за
них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать":
И голос твой мне слышится впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира,
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме запечатлела ты.
Слайд 19Любовь к матери описана во многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю",
"Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотношения, их нравы и обычаи.
Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.
Слайд 20
Ярославская гимназия.
Несмотря
на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах.
Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии».
В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.
Слайд 21 «Петербургские мытарства».
В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».
В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена.
Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы.. Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.
Слайд 22
Некрасову не было ещё семнадцати лет, когда он,
преисполненный самых разных надежд, приехал в Петербург. Тяжёлое наступило время. В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нём страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту так и не удалось.
Петербургский университет
Петербург. Александрийский театр
Слайд 23
Петербург- город великолепный и обширный! Здесь,- думал я,-
настоящая жизнь, здесь и нигде более счастья!- и как ребёнок радовался, что я в Петербурге. Но прошло несколько лет… Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых я прежде замечал только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где… влачится нищета, несчастие и преступление.
Н.А.Некрасов. «Жизнь и похождение Тихона Тростникова».
Петербург. Невский проспект
Слайд 24
По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать
свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 гола. Своё имя Некрасов скрыл под инициалами Н.Н. Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела, хотя некоторые критики отозвались о ней в целом довольно благосклонно. Только В.Г.Белинский, по словам поэта, обругал его.
Журнал «Мечты и звуки»
Слайд 25
В середине 1840 года начинается активная деятельность Некрасова
как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Некрасов выпустил два тома альманаха : «Физиология Петербурга», а в 1846 году – «Петербургский сборник», которые были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.
С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И.Панаевым в конце 1846 гола взял в аренду журнал «Современник».
Дом, где помещались редакции
«Современника» и «Отечественных
записок», где жил с 1857г. и умер
Н.А.Некрасов
Слайд 26 Встреча с В.Г.Белинским.
В.Г.Белинский
И.И.Панаев
Редакция журнала
«Современник»
Слайд 28
Помогай же мне трудиться, Зина!
Труд
всегда меня животворил.
Вот ещё одна красивая картина –
Запиши, пока я не забыл.
Да не плачь украдкой! – Верь надежде,
Смейся, пой, как пела ты весной,
Повторяй друзьям моим, как прежде,
Каждый стих записанный тобой…
Н.А.Некрасов «Зине»
З.Н.Некрасова, жена поэта
Слайд 29
Ещё в начале 1850 года Некрасов серьёзно заболел.
Он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения. Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием. В сборник вошли произведения, в которых содержался призыв к социальным преобразованиям, к борьбе против всех форм эксплуатации и угнетения.
Некрасов в период
«Последних песен»
«Последние песни»
Слайд 30
Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо. Вечером
27 декабря 1877 года Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичья кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб всё время несли на руках. Над могилой поэта с речами выступали В.А.Панаев, П.В.Засодимский, Ф.М.Достоевский. «Он был выше Пушкина!» -закричали Многие. Это было мнение передовых русских людей, считавшие Некрасова одним их величайших поэтов.
Похороны Н.А.Некрасова
Могила Н.А.Некрасова
Слайд 33Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и
нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя...
Слайд 34 Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят
его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Мир ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве...
Слайд 35Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в
нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.