Презентация, доклад по литературе Н.А.Заболоцкий

Содержание

А.Куинджи «Березовая роща»Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты

Слайд 1В.Анищенко «Я любуюсь красотой»
В этой роще березовой, Вдалеке от страданий и бед, Где

колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей, — Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. Пролетев над поляною И людей увидав с высоты, Избрала деревянную Неприметную дудочку ты, Чтобы в свежести утренней, Посетив человечье жилье, Целомудренно бедной заутреней Встретить утро мое.
В.Анищенко «Я любуюсь красотой»В этой роще березовой, Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний

Слайд 2А.Куинджи «Березовая роща»
Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах

ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? Окруженная взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь. Молчаливая странница, Ты меня провожаешь на бой, И смертельное облако тянется

Над твоей головой.

А.Куинджи «Березовая роща»Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы,  Белым

Слайд 3И.И. Шишкин.«Березовая роща»
За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опаленными

веками Припаду я, убитый, к земле. Крикнув бешеным вороном, Весь дрожа, замолчит пулемет. И тогда в моем сердце разорванном Голос твой запоет. И над рощей березовой, Над березовой рощей моей, Где лавиною розовой Льются листья с высоких ветвей, Где под каплей божественной Холодеет кусочек цветка, — Встанет утро победы торжественной На века.
И.И. Шишкин.«Березовая роща»За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опаленными веками  Припаду я,

Слайд 4Левитан «Березовая роща»
Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах

ума Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Левитан «Березовая роща»Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем

Слайд 5Вячесла́в Васи́льевич Ти́хонов (1928-2009) — советский и российский актёр театра и кино.


Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской премии(1980) и Государственной премии СССР (1976).
Вячесла́в Васи́льевич Ти́хонов (1928-2009) — советский и российский актёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист

Слайд 6Николай Алексеевич Заболоцкий
1903 - 1958

Николай Алексеевич Заболоцкий  1903 - 1958

Слайд 7-В какой семье родился Заболоцкий?
-Когда Николай Алексеевич начал писать стихи?
-Образование поэта?

какой группе примыкал Заболоцкий в 20-х годах 20 века?
-В каком журнале печатались его произведения, посвященные детям?
-В 1929 г. вышел первый сборник поэта. Как он назывался?
-В 1937 г. увидела свет «…» ?, подтвердившая мастерство и самобытность поэта.
В конце 50-х гг. Заболоцкий перевёл грузинскую средневековую поэму…?
В каком году Заболоцкий был арестован по ложному политическому обвинению?
Перевод какой поэмы с древнерусского языка сделал Заболоцкий?
Какие стихотворения Н. Заболоцкого вы знаете?
Последнее его стихотворение?



-В какой семье родился Заболоцкий?-Когда Николай Алексеевич начал писать стихи?-Образование поэта?-К какой группе примыкал Заболоцкий в 20-х

Слайд 8«Не позволяй душе лениться…»
Тема стихотворения и его
художественная идея.
Н.А.Заболоцкий
(1903-1958).

«Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и егохудожественная идея.Н.А.Заболоцкий (1903-1958).

Слайд 9Моцарт-Вивальди (Анто́нио Лучо Вива́льди) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический

священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства.
Моцарт-Вивальди (Анто́нио Лучо Вива́льди) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших

Слайд 10Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?
Художник

Фрейдун Рассули

Д-
У-
Ш-
А

?

Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?Художник Фрейдун РассулиД-У-Ш-А?

Слайд 111.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь

русского языка)
2.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.
3.В старину: крепостной крестьянин.
4.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).





Художник Фрейдун Рассули

5.« Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой)
7. Душа – это человек. (Христианство)

Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная
У – умиротворенная, умная, увлекающаяся
Ш - широкая
А – артистичная, активная

1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) 2.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.

Слайд 12Значит, проблемы, связанные с темой «душа», весьма злободневны, и не только

нас с вами одних они волнуют. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, какой должна быть душа, то есть…?

Значит, проблемы, связанные с темой «душа», весьма злободневны, и не только нас с вами одних они волнуют.

Слайд 13-образ души.

-Образ лирического героя,

-образ души. -Образ лирического героя,

Слайд 14
Лири́ческий геро́й -
-одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении;


-образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его личности;
-субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром.
Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным внутренним миром.
Помимо эмоционально-психологического единства, он может наделяться биографией и даже чертами внешнего облика.

Александр Махов

Лири́ческий геро́й --одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; -образ поэта в лирике, выражающий его

Слайд 17Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая

пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы,

Слайд 18А солнце тоже: "Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером

хламе. Я буду солнце лить свое, а ты - свое, стихами".
А солнце тоже:

Слайд 19"Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и

земли, Глаголом жги сердца людей."

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

«Пророк»

«Памятник»


Слайд 20Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И

слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

«Волны и люди»
Волны катятся одна за другою
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпою
Также один за другим.
Волнам их неволя и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души… и что же?
-Души в них волн холодней! —

Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело.

Слайд 21Использование лексики
Лексика стихотворения
Бурелом - поваленный бурею лес.
Ухаб – выбоина, яма на

дороге.
Коль - если.
Узда – сдерживающее приспособление
Поблажка - нестрогое, излишне снисходительное отношение
Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд

Использование фразеологизмов

Толочь воду в ступе;
И день и ночь!
Держать в черном теле;
Не снимать узды;
Дать поблажку;
Последняя рубашка;

Использование лексикиЛексика стихотворенияБурелом - поваленный бурею лес.Ухаб – выбоина, яма на дороге.Коль - если.Узда – сдерживающее приспособлениеПоблажка

Слайд 22Использование тропов.
Какие тропы использует автор?
Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»;
Метафоры ?
Эпитеты?

Использование тропов.Какие тропы использует автор?Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»;Метафоры ?Эпитеты?

Слайд 23Использование синтаксических фигур
Использование анафоры, антитезы,
Градации, риторические восклицания
Она, она, она
Рабыня и царица;
Работница

и дочь;
И день и ночь…
Использование синтаксических фигурИспользование анафоры, антитезы,Градации, риторические восклицанияОна, она, онаРабыня и царица;Работница и дочь;И день и ночь…

Слайд 24Использование звукописи
Звукопись
Аллитерация: от дома к дому,

спать в постели
Ассонанс: пустырь, бурелом, сугроб, ухаб
Использование звукописи     ЗвукописьАллитерация: от дома к дому, спать в постелиАссонанс: пустырь, бурелом, сугроб,

Слайд 25Размер стиха. Рифма.
Четырехстопный ямб
Рифма точная, перекрестная

Размер стиха. Рифма.Четырехстопный ямбРифма точная, перекрестная

Слайд 26Актуальность послания Заболоцкого
Душа обязана трудиться…
(идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения)

Актуальность послания ЗаболоцкогоДуша обязана трудиться…(идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения)

Слайд 27Почему, на ваш взгляд, нельзя позволять «душе лениться»?

Так ли это

важно, чтобы душа наша не ленилась? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения.

Почему, на ваш взгляд, нельзя позволять «душе лениться»? Так ли это важно, чтобы душа наша не ленилась?

Слайд 28Чему учит стихотворение Заболоцкого?
Человек развивается только в труде, в испытаниях,

в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире.
Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни.
Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями.
Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.
Чему учит стихотворение Заболоцкого? Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как

Слайд 29Какие проблемы поднимает автор в данном стихотворении?

Какие проблемы поднимает автор в данном стихотворении?

Слайд 30-Проблема достижения жизненной цели:
Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой,

каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени.
-Проблема освоения новых жизненных рубежей: только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть, -ты окажешься в двух шагах от деградации.
-Проблема самосовершенствования.
-Проблема нравственного выбора.
-


Проблемы истинных духовных ценностей.

-Проблема достижения жизненной цели:Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на

Слайд 31Мы убеждились в справедливости наставлений поэта и лирического героя и понимаем,

что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека.
Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться. Тогда закалится душа, и мы достигнем жизненной цели.
Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.
Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни.
Человеку много дано от природы, и он должен развивать в себе данные таланты.
Поэт Н.Заболоцкий решает проблемы истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души звучит и в произведениях многих писателей и поэтов.
Мы убеждились в справедливости наставлений поэта и лирического героя и понимаем, что душа может быть и «рабыней»,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть