Слайд 1Презентация по биографии и творчеству Бориса Андреевича Пильняка в 11 классе
Подготовила
Вишнякова М.В.,учитель русского языка и литературы
Слайд 2Борис Андреевич Пильняк(Вогау)
(1894-1938)
Слайд 3Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия — Вогау) родился 11 октября 1894
года в Можайске. Отец — из волжских немцев, ветеринар. Первый класс гимназии Пильняк проходил в Саратове, последний — в Нижнем Новгороде. В 1920 году окончил Московский Коммерческий институт.
Слайд 4Ольга Ивановна Савинова и Андрей Иванович Вогау, родители писателя
Слайд 5Пильняк со своим отцом Генрихом Вогау и сыном Андреем(1921г.р.)
Слайд 6Фото 1929г.Стоят Б.Пильняк и его дядя, худ. Ал-р Савинов;сидят-жена Савинова,мать Пильняка,его
бабушка и дети:Андрей и Наталья от первого брака(С врачом Марией Алексеевной Соколовой-венчались в 1917г в Коломне)
Слайд 7
Печататься начал с 1915 года. В этом же году появился
и псевдоним — Пильняк, по названию местности, где начинающий писатель не раз бывал у родственников. Концептуальным для творчества Б. Пильняка стал один из ранних его рассказов — рассказ "Смертельное манит" (1918), присутствие темы которого так или иначе ощущается во многих поздних произведениях писателя. В 1918 году вышел сборник рассказов "“С последним пароходом” и другие рассказы". В 1919 году — сборник "Былье", далее — в 1920–1930-е годы — вышло несколько сборников рассказов и очерков. Сюжеты произведений Пильняка развивались в основном в русской провинции, где, по мнению Пильняка, и находилась подлинная Россия
Слайд 8 В 1921 году был создан экспериментальный, модернистский роман Б. Пильняка
"Голый год" — роман о революции, который вышел одновременно в Москве, Петербурге и Берлине и сразу же прославил имя писателя.
Слайд 9В романе "Голый год" был заявлен и особый, непривычный тип героя
эпохи революции, который долгие годы воспринимался критикой негативно и являлся свидетельством неспособности создать полноценные жизненные характеры. Это так называемые "кожаные куртки" Бориса Пильняка, — герои-схемы, лишенные психологической убедительности. Вот как они выглядят в "Голом годе": "Кожаные люди в кожаных куртках — большевики!" — каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцами под фуражкой на затылок… Из русской рыхлой корявой народности — лучший отбор. И то, что в кожаных куртках, — тоже хорошо: не подмочишь этих лимонадом психологий, так вот поставили, так вот знаем, так вот хотим, и — баста!"
Слайд 11Между тем "кожаные куртки" Б. Пильняка — это верный, символически обобщенный
социально-психологический тип того времени: фанатик, лишенный рефлексии, колебаний, движимый ненавистью к старому миру. Б. Пильняк открыл в литературе целую галерею близких по духу персонажей: это Курт Ван в романе К. Федина "Города и годы", Левинсон в фадеевском "Разгроме", Макар Нагульнов в "Поднятой целине" М. Шолохова, Дараган в пьесе М. Булгакова "Адам и Ева", Стрельников в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго", Лев Меклер в повести В. Гроссмана "Все течет", воспроизведенные с большей или меньшей психологической убедительностью
Слайд 12Евгений Сидихин,кадры из фильма «Волчья кровь»(1995г)
Слайд 13Об отношении Б. Пильняка к большевикам, к революции — главный вопрос
того времени — красноречиво свидетельствует его собственное признание: «… Я — не коммунист и поэтому не признаю, что я должен быть коммунистом и писать по-коммунистически, — и признаю, что коммунистическая власть в России определена не волей коммунистов, а историческими судьбами России, и поскольку я хочу проследить (как умею и как совесть моя и ум мне подсказывают) эти российские исторические судьбы, я с коммунистами"
Слайд 14Б. Пильняка справедливо называют писателем путешествующим — он объехал буквально весь
мир: Европа, Америка, Япония, Китай — вот география его поездок. В 1922–1923 годах он предпринял поездку за границу — в Германию и Англию. После поездки — в 1924 году — появились "Английские рассказы". Зарубежные поездки писателя 1920–начала 1930-х годов принесли ему мировую известность как революционному писателю-модернисту.
Слайд 15В 1924 году выходит трехтомник, укрепивший славу писателя. В том же
году писатель разводится с Марией Алексеевной и уезжает в Москву к Ольге Сергеевне Щербиновской, актрисе Малого театра, брак с которой продолжался до начала 1930-х годов.
В 1925 году был написан роман "Машины и волки".
В 1926 году вышла скандальная "Повесть непогашенной луны", которая была запрещена, а ее автору пришлось оправдываться, поскольку современники связывали сюжет повести с загадочной гибелью командарма Фрунзе.
В 1920–1930-е годы были написаны также рассказ "Жених во полуночи" (1925), повести "Иван Москва" (1927), "Мать сыра-земля" (1927), "Штосс в жизнь" (1928), роман "Двойники" (1933) и многие другие.
Слайд 16Первый отряд шуйских коммунистов, поехавших вместе с М.В.Фрунзе на Восточный фронт.
Слайд 17В начале 1934 года Пильняк женился в третий раз — на
студентке ВГИКА Кире Георгиевне Андрониковой. В 1937 годуВ 1937 году, вслед за своим мужем Борисом ПильнякомВ 1937 году, вслед за своим мужем Борисом Пильняком, была репрессированаВ 1937 году, вслед за своим мужем Борисом Пильняком, была репрессирована. Незадолго до ареста успела отправить сына БорисаВ 1937 году, вслед за своим мужем Борисом Пильняком, была репрессирована. Незадолго до ареста успела отправить сына Бориса(1934г.р.) к бабушке в ГрузиюВ 1937 году, вслед за своим мужем Борисом Пильняком, была репрессирована. Незадолго до ареста успела отправить сына Бориса(1934г.р.) к бабушке в Грузию; бабушка его усыновила. К.А.Андроникова реабилитирована в 1956 году…
Новый роман Б. Пильняка — "Волга впадает в Каспийское море" (1930) — свидетельствует о стремлении писателя примириться с властью, о приятии господствовавшей точки зрения на происходящие события. Несмотря на яростную критику, Пильняка продолжали печатать, вышло его восьмитомное собрание сочинений (1929–1930), а на первом съезде советских писателей в 1934 году он был избран членом Правления — руководящего писательского органа.
В 1935 году был написан роман "Созревание плодов".
Слайд 18В 1936 году писатель переехал в подмосковный дачный поселок Переделкино.
Однако
ощущение приближающейся катастрофы не покидало Б. Пильняка: в ожидании ареста сжигались в Переделкине "опасные" рукописи, документы, письма; многое исчезло при аресте. От своей судьбы Б. Пильняк, что называется, не ушел: в 1937 году он стал жертвой репрессий. 28 октября 1937 года был арестован, 21 апреля 1938 года ему был вынесен смертный приговор и в тот же день (по другим сведениям — на другой день) Б. Пильняк был расстрелян. Он был обвинен в том, что наряду с участием в "антисоветской, троцкистской диверсионно-террористической организации" также "являлся агентом японской разведки".
Реабилитирован Б.А. Пильняк был в 1956 году. Со времен перестройки (после 1987 года) выходят многочисленные произведения, документальные и мемуарные материалы, критические работы о творчестве писателя…